Театр стал его судьбой
Вчера известному черкесскому драматургу, основателю черкесского театра, писателю Маталио Абдокову исполнилось 85 лет. В серии «Деятели культуры КЧР» Карачаево-Черкесская республиканская детская библиотека им. С. П. Никулина выпустила двухтомный альбом-посвящение «Театр – моя судьба», рассказывающий о жизненном и творческом пути Маталио Умаровича.
Творческая группа сотрудников библиотеки провела огромную кропотливую работу и собрала богатейший материал о нашем талантливом земляке. Здесь и публикации в СМИ о Маталио Абдокове разных лет, и размышления самого драматурга о времени и о себе, и его воспоминания об известных личностях, с которыми судьба подарила встречи, а то и дружбу, и документы, по которым можно проследить биографию Маталио Умаровича.
Собственно, ее, эту биографию, можно уместить в несколько строк. Родился Маталио 26 июня 1938 года в а. Псаучье-Дахе в семье колхозника. Рано осиротев (отец погиб на фронте в августе 1942 года, мама умерла в 1944-м), мальчик воспитывался бабушкой по отцовской линии. С 1951 по 1957-й он учился в областной национальной школе-интернате в Черкесске, затем была учеба в Ленинградском театральном институте им. А. Островского, по окончании которой Маталио вернулся в Карачаево-Черкесию и стал актером в областном театре. Потом была работа главным режиссером в Яшалтинском народном театре Калмыцкой АССР, и за 8 лет этот театр стал одним из лучших в Калмыкии. В 1972-м Маталио был назначен режиссером черкесской труппы Карачаево-Черкесского областного драмтеатра. В 1975-м окончил Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе. В 1988 г. стал директором Карачаево-Черкесского драмтеатра, с 1992 года по 2006 год – художественный руководитель и директор Республиканского черкесского драматического театра.
Но за этими строчками – жизнь, насыщенная яркими событиями, которые и попытались показать в альбоме с разных ракурсов сотрудники «Никулинки». Достаточно сказать, что за годы служения в театре Маталио Абдоков поставил более 150 спектаклей разных жанров по пьесам русских, зарубежных и местных авторов! А ведь каждая постановка – это уже маленькая жизнь.
Еще большую ценность изданию придают фотографии из семейного архива Маталио Абдокова. Смотришь на них, и перед тобой оживает ушедшая эпоха. Вот, например, 50-е годы прошлого века, участники художественной самодеятельности областной школы-интерната, в которой Маталио учился как круглый сирота (кстати, уже тогда мальчик за свои таланты получил прозвище «артист»), – светлые мальчишеские лица, скромная одежда, а в руках – духовые инструменты. А вот конец 50-х-начало 60-х, Карачаево-Черкесская актерская студия Ленинградского театрального института им. А. Островского – каким оптимизмом, каким позитивом веет от этих девушек и парней! А вот середина 80-х, снимок, сделанный в дни работы Маталио Умаровича, тогда уже главного режиссера черкесской труппы Карачаево-Черкесского областного драмтеатра, с драматургом Мухамедом Добаговым и композитором Капланом Туко над первым музыкальным водевилем «Вот как надо замуж выходить» – время активного творческого поиска, время рождения истины в спорах (помнится, тогда Туко настаивал на том, чтобы песни исполняли профессиональные певцы, а Абдоков твердо решил, что писать песни нужно под актеров, занятых в спектакле, с учетом их вокальных данных, и все в итоге вышло по-абдоковски)…
Сотрудники «Никулинки» при составлении альбома нашли интересный ход – они рассказали не только о Маталио Умаровиче, но и о тех людях, с которыми он учился, работал, дружил: Мухарбеке Акове, Каноке Клычеве, Абрек-Зауре Гожеве, Сергее Никулине, Лилии Озовой, Маджите Ногайлиеве, Борисе Тохчукове… Это, безусловно, добавило портрету драматурга более ярких красок и интересных тонов. Ведь именно в отношениях человек раскрывается как личность.
А еще меня очень тронули в этом альбоме стихи Абдокова. Безыскусные, но невероятно искренние, они обнажают душу автора. Чего стоят проникнутые болью строки Маталио Умаровича, обращенные к матери: «Я не помню тебя, мама. Прости меня, сына-старика…». Или строки, посвященные ушедшим друзьям: «Журавли мои, журавли-друзья, Землю разом, друзья, оставлять нельзя…»
Но если говорить о Маталио Абдокове как о литераторе, то в первую очередь он, конечно, драматург. Автор множества пьес, его по праву называют не только основателем черкесского театра, но и родоначальником современной черкесской драматургии. В 1961 году в газете «Черкес пэж» он впервые опубликовал свою пьесу – «Клятву Махмуда». И уже после нее последовали: «Священный листок», «Поступок», «В нашем ауле» и т. д. По многим его пьесам поставлены спектакли на театральных подмостках Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Калмыкии. И чтобы полнее показать Маталио Умаровича в этом качестве, составители альбома «Театр – моя судьба» включили в него драму юбиляра «Матери не должны плакать».
На самом деле, издание КЧРДБ им. С. П. Никулина получилось очень интересное, разноплановое и… душевное. Чувствуется, что библиотеку связывает с драматургом крепкая многолетняя дружба. И пусть эта дружба не прерывается еще долгие годы.
С юбилеем, Маталио Умарович!
Кстати,
за свой многолетний плодотворный труд Маталио Абдоков удостоен почетных званий: «Заслуженный артист Абхазской АССР», «Заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской АССР», «Заслуженный деятель искусств Карачаево-Черкесской Республики», «Народный писатель Карачаево-Черкесской Республики».
{{commentsCount}}
Комментариев нет