День республики № 70 от 27.06.2023

Театр стал его судьбой

27 июня в 15:37
18 просмотров
Маталио Абдоков играл не только в спектаклях, но и кинофильмах (например, «Колокол священной кузни», «Стреляющие горы»). А еще снимается в клипах.
Маталио Абдоков играл не только в спектаклях, но и кинофильмах (например, «Колокол священной кузни», «Стреляющие горы»). А еще снимается в клипах.

Вчера известному черкесскому драматургу, основателю черкесского театра, писателю Маталио Абдокову исполнилось 85 лет. В серии «Деятели культуры КЧР» Карачаево-Черкесская республиканская детская библиотека им. С. П. Никулина выпустила двухтомный альбом-посвящение «Театр – моя судьба», рассказывающий о жизненном и творческом пути Маталио Умаровича.

Творческая группа сотрудников библиотеки провела огромную кропотливую работу и собрала богатейший материал о нашем талантливом земляке. Здесь и публикации в СМИ о Маталио Абдокове разных лет, и размышления самого драматурга о времени и о себе, и его воспоминания об известных личностях, с которыми судьба подарила встречи, а то и дружбу, и документы, по которым можно проследить биографию Маталио Умаровича.

Собственно, ее, эту биографию, можно уместить в несколько строк. Родился Маталио 26 июня 1938 года в а. Псаучье-Дахе в семье колхозника. Рано осиротев (отец погиб на фронте в августе 1942 года, мама умерла в 1944-м), мальчик воспитывался бабушкой по отцовской линии. С 1951 по 1957-й он учился в областной национальной школе-интернате в Черкесске, затем была учеба в Ленинградском театральном институте им. А. Островского, по окончании которой Маталио вернулся в Карачаево-Черкесию и стал актером в областном театре. Потом была работа главным режиссером в Яшалтинском народном театре Калмыцкой АССР, и за 8 лет этот театр стал одним из лучших в Калмыкии. В 1972-м Маталио был назначен режиссером черкесской труппы Карачаево-Черкесского областного драмтеатра. В 1975-м окончил Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе. В 1988 г. стал директором Карачаево-Черкесского драмтеатра, с 1992 года по 2006 год – художественный руководитель и директор Республиканского черкесского драматического театра.

Но за этими строчками – жизнь, насыщенная яркими событиями, которые и попытались показать в альбоме с разных ракурсов сотрудники «Никулинки». Достаточно сказать, что за годы служения в театре Маталио Абдоков поставил более 150 спектаклей разных жанров по пьесам русских, зарубежных и местных авторов! А ведь каждая постановка – это уже маленькая жизнь.

Еще большую ценность изданию придают фотографии из семейного архива Маталио Абдокова. Смотришь на них, и перед тобой оживает ушедшая эпоха. Вот, например, 50-е годы прошлого века, участники художественной самодеятельности областной школы-интерната, в которой Маталио учился как круглый сирота (кстати, уже тогда мальчик за свои таланты получил прозвище «артист»), – светлые мальчишеские лица, скромная одежда, а в руках – духовые инструменты. А вот конец 50-х-начало 60-х, Карачаево-Черкесская актерская студия Ленинградского театрального института им. А. Островского – каким оптимизмом, каким позитивом веет от этих девушек и парней! А вот середина 80-х, снимок, сделанный в дни работы Маталио Умаровича, тогда уже главного режиссера черкесской труппы Карачаево-Черкесского областного драмтеатра, с драматургом Мухамедом Добаговым и композитором Капланом Туко над первым музыкальным водевилем «Вот как надо замуж выходить» – время активного творческого поиска, время рождения истины в спорах (помнится, тогда Туко настаивал на том, чтобы песни исполняли профессиональные певцы, а Абдоков твердо решил, что писать песни нужно под актеров, занятых в спектакле, с учетом их вокальных данных, и все в итоге вышло по-абдоковски)…

Сотрудники «Никулинки» при составлении альбома нашли интересный ход – они рассказали не только о Маталио Умаровиче, но и о тех людях, с которыми он учился, работал, дружил: Мухарбеке Акове, Каноке Клычеве, Абрек-Зауре Гожеве, Сергее Никулине, Лилии Озовой, Маджите Ногайлиеве, Борисе Тохчукове… Это, безусловно, добавило портрету драматурга более ярких красок и интересных тонов. Ведь именно в отношениях человек раскрывается как личность.

А еще меня очень тронули в этом альбоме стихи Абдокова. Безыскусные, но невероятно искренние, они обнажают душу автора. Чего стоят проникнутые болью строки Маталио Умаровича, обращенные к матери: «Я не помню тебя, мама. Прости меня, сына-старика…». Или строки, посвященные ушедшим друзьям: «Журавли мои, журавли-друзья, Землю разом, друзья, оставлять нельзя…»

Но если говорить о Маталио Абдокове как о литераторе, то в первую очередь он, конечно, драматург. Автор множества пьес, его по праву называют не только основателем черкесского театра, но и родоначальником современной черкесской драматургии. В 1961 году в газете «Черкес пэж» он впервые опубликовал свою пьесу – «Клятву Махмуда». И уже после нее последовали: «Священный листок», «Поступок», «В нашем ауле» и т. д. По многим его пьесам поставлены спектакли на театральных подмостках Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Калмыкии. И чтобы полнее показать Маталио Умаровича в этом качестве, составители альбома «Театр – моя судьба» включили в него драму юбиляра «Матери не должны плакать».

На самом деле, издание КЧРДБ им. С. П. Никулина получилось очень интересное, разноплановое и… душевное. Чувствуется, что библиотеку связывает с драматургом крепкая многолетняя дружба. И пусть эта дружба не прерывается еще долгие годы.

С юбилеем, Маталио Умарович!

Кстати,

за свой многолетний плодотворный труд Маталио Абдоков удостоен почетных званий: «Заслуженный артист Абхазской АССР», «Заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской АССР», «Заслуженный деятель искусств Карачаево-Черкесской Республики», «Народный писатель Карачаево-Черкесской Республики».

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях
85 лет альбом биография драматург книга КЧРДБ им. С. П. Никулина люди Маталио Абдоков писатель Ракурс судьба человека творческая деятельность черкесская культура Черкесский драматический театр им. М. Акова черкесский драмтеатр черкесский народ юбилей