Шедевры отечественной фотоиндустрии
Продолжение. Начало ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6, ч 7, ч 8.
«Нарцисс», сын «Старта»
Фотокамеры для семьи и для шпионов
По времени рождения «Нарцисс» – ровесник гагаринского старта. Его выпуск был начат в 1961 году, но причины появления этой модели возникли несколько раньше. Миниатюрные фотоаппараты, использующие пленку 9,5 мм – более узкую, чем для формата «Лейки», – существовали и раньше, например, «Минокс» и некоторые другие модели, но это были довольно дорогие изделия, в основном для спецслужб.
Однако в 1957 г. в Японии начала выпускаться «Минольта-16» – камера, в которой использовалась 16-миллиметровая пленка (такая же, как в кинокамерах, но неперфорированная). Этот формат стали называть «форматом 110». «Минольта-16» была камерой довольно примитивной конструкции, с очень простым объективом, но она идеально подходила для массового производства, то есть для тех, кто занимался в основном пополнением семейного фотоархива. Эта модель привлекала не столько качеством изображения (на фотографии 10 х 15 см его огрехи не очень заметны), сколько доступностью и дешевизной фотоматериала. Развитая сеть сервиса, в свою очередь, позволяла владельцам 16-миллиметровых фотокамер не возиться с домашней проявкой и печатью, что также было весомым аргументом в её пользу. С другой стороны, формат 16 мм позволял экономить дорогое серебро для нужд электронной промышленности, которая переживала в это время бурный рост.
В СССР также была предпринята попытка пойти по этому пути – в 1960 г. первый в СССР фотоаппарат для 16-миллиметровой пленки выпустил Киевский завод «Арсенал». Это была «Киев-Вега» – в некотором смысле копия «Минольты-16», но с более совершенным объективом.
Рождение «Нарцисса»
Главная проблема применения пленки данного формата состояла в том, что на качество снимков решающее влияние оказывала зернистость негатива – миниатюрный кадр предполагал значительно большее увеличение при печати, чем стандартный «леечный», а качество эмульсий было в то время весьма скромным. Конструкторы Красногорского механического завода решили увеличить кадр вдвое – до размера 14 х 21 мм и создать высококлассную зеркальную камеру, причем камеру системную, которая по всем характеристикам должна была превзойти все 16-миллиметровые фотоаппараты в мире. И, надо сказать, это им удалось.
«Нарцисс», подобно его ботаническому тезке-цветку, удивительно изящен и красив. Это касается и его пропорций, и качества внешней отделки. Он свободно помещается на ладони – размер по времени его разработки рекордно мал, тем более для «зеркалки». Порой возникала мысль о том, что этот фотоаппарат сделан вовсе не на механическом заводе, а где-то на часовом или ювелирном предприятии. Он очень удобен в руках, несмотря на маленькие размеры. Указательный палец хорошо лежит на спусковой кнопке, а мягкий спуск и невозвратное движение зеркала, так же как в «Зените» или «Старте», практически не вызывают сотрясений и «шевеленки». Спусковая кнопка сделана с фиксацией – для длительных выдержек. Аналогии со «Стартом» на этом не заканчиваются. У «Нарцисса» такой же конструкции съемная пентапризма, так же устроена оптика видоискателя, изображение в котором строится на матированной поверхности коллективной линзы, только все это значительно меньших размеров. Интересно, что, удалив пентапризму, можно строить кадр, глядя непосредственно на коллективную линзу видоискателя сверху и не привлекая к себе внимание. Правда, шахта с лупой для «Нарцисса», как известно, не выпускалась, поэтому фокусировать фотокамеру в этом случае практически невозможно.
Важные детали
Совершенно удивительно, что затвор «Нарцисса» имеет почти такой же большой, как и у «Старта», диапазон выдержек – нет только самой длительной и самой короткой (т. е. от 1/2 до 1/500 сек.). В миниатюрной кассете, практически подобной обычной стандартной, помещается 24 кадра формата 14 х 21 мм. Как и у многих высококлассных камер 60-х годов прошлого века, имеются два синхроконтакта – для электронных и для разовых магниевых вспышек. Выдержка синхронизации составила 1/60 сек. Из-за малого размера кадра это удалось сделать вполне успешно. Так же, как и у «Старта», перемотка пленки и взвод затвора производятся с помощью курка, но здесь он кажется намного более легким. А вот самое приятное отличие «Нарцисса» от других моделей (и от «Старта» в том числе) – это наличие диоптрийной настройки видоискателя, что очень удобно для тех, кто носит очки (включая автора данной статьи).
Наибольшее количество этих камер комплектовалось объективом «Вега М-1» 2,8/35 мм. Строго говоря, для фотоаппарата с диагональю кадра 25,2 мм объектив с фокусным расстоянием 35 мм является длиннофокусным (в лучшем случае «портретным»). В качестве нормально штатного гораздо лучше подошёл бы объектив с фокусом 24-28 мм, и лучше жесткорисующий, учитывая необходимость большого увеличения миниатюрных негативов. Тем не менее и этот объектив вполне обеспечивает качество картинки, особенно на крупных планах, Об этом я могу судить не по сторонним суждениям, а по результатам собственных съёмок – мой экземпляр «Нарцисса» был приобретен в сельском магазине в поселке Даусуз Зеленчукского района в далеком 1980 году. Этот миниатюрный шедевр зеркальной фототехники сиротливо пылился на полке несколько лет, его цена была снижена вдвое по сравнению с исходной, но «несознательные» фотолюбители совершенно не обращали на него никакого внимания.
Личный опыт
Первые мои опыты многолетней давности с «Нарциссом» вряд ли можно считать успешными. Никакие ухищрения и химические хитрости не позволяли получить достаточно мелкое зерно, но даже если негатив оказывался сносного качества, вступала в действие пыль, избавиться от которой при значительных увеличениях было очень трудно, в том числе и из-за электростатики. В конце концов камера органично вписалась в коллекцию фотоаппаратуры и стала одним из самых интересных ее экспонатов…
И вот с момента приобретения фотоаппарата прошло 25 лет, лицо фотографии совершенно изменилось, появились прекрасные по своим качествам и вполне доступные фотоматериалы. Тем более было очень любопытно, что может «Нарцисс» со штатным объективом, заряженный «фирменной» пленкой. Для ответа на этот вопрос необходимо было решить одну, главную, техническую проблему, ту же, что и в 1980 году, – проблему этой самой пленки нужного размера. Из отрезка фотоплёнки «Коника-100» удалось вырезать в темноте ровную ленту шириной 14 мм и зарядить её в кассету аппарата.
Результаты съёмки оказались удивительными. Особенно высокого качества удалось достигнуть при съёмке портретного сюжета. Как оказалось, объектив совсем неплохо держит встречный свет, сохраняя пи этом детали изображения (см. фото «Пейзаж в контражуре»). А удлинённый фокус объектива вполне справился и с макросъёмкой («Натюрморт с бегонией»).
Опередивший время
…И всё же при всех достоинствах «Нарцисса» его век на конвейере оказался столь же недолгим, как и у его предшественника «Старта». Выпуск «Нарцисса» было решено прекратить в 1965 г. В этом решении сошлись сразу несколько факторов: отсутствие в те годы хороших фотоматериалов и настоящего сервиса, относительно высокая цена фотокамеры. Зачастую, пользуясь обыкновенной неказистой пятнадцатирублевой (по тому времени) «Сменой-8», можно было изготовить фотографии более высокого качества, чем дорогим и красивым «Нарциссом». Все это свело на нет спрос на камеру внутри страны, да и за рубежом мода на формат 14 мм постепенно прошла.
Сегодня пленочные фотоаппараты этого типа вообще безвозвратно ушли в прошлое, им на смену пришли цифровые фотокамеры, размер матриц которых почти точно совпадает с кадром 14 х 21 мм, а разрешение достигает 16 Мp и выше. Эти камеры по всем показателям превосходят пленочные модели середины прошлого столетия. Но «Нарцисс», первый и единственный миниатюрный фотоаппарат высокого класса, опередивший все зарубежные образцы, останется в истории отечественной фототехники как яркий памятник эпохи взлета технической мысли и технических достижений страны наряду с космическими кораблями, реактивными лайнерами и атомными ледоколами, как показатель возможностей отечественной науки и промышленности.
Кстати,
в готовой фотоэмульсии массовая доля галоидного серебра составляет 4%. На каждый квадратный метр готовых чёрно-белых негативных фотоматериалов расходуется от 12 до 15 граммов серебра, а позитивных – от 1,5 до 8 г. В 1 кв. м цветной многослойной фото- или киноплёнки содержится до 8 г серебра.
{{commentsCount}}
Комментариев нет