Нелинейное время перемен
В руках мастера каждая композиция оживает
Динамика, создающая иллюзию живого образа, осязаемого, с осмысленным взглядом, – это всегда таинство, мистика. Но скульптор Тимур Юнусов настроен весьма прозаически, рассуждая о том, что существующая разница между ремеслом и искусством – вот что важно. И только когда ее чувствуешь, возникает ощущение необыкновенной энергетики.
Здесь даже воздух пропитан творчеством
Он уверен, что в умелых руках каждая композиция – очеловеченный материал с личностными характеристиками, свойственными создаваемой скульптуре. Они живут своей жизнью. О них либо помнишь, либо забываешь. А иногда возникает желание расколотить ту или иную устаревшую работу. Но рука не поднимается «утилизировать» выстраданное, то, во что вкладываешь сердце, душу, мысли.
Творческая личность, Тимур Юнусов всё видит иначе, чем обычные люди. И автора своего мира, вылепленного собственными руками, можно назвать романтиком, для которого момент создания образа – своеобразное переселение души. «А как иначе?» – рассуждает он в мастерской худграфа, где мы беседуем, где, кажется, сам воздух пропитан творчеством. А общение скульптора с коллегами, сокровенное, теплое, понятное только посвящённым, является своеобразным выражением авторского восприятия, где всё не в словах, а в том особом состоянии, создающем настроение.
Скульптура начинается с идеи, которая потом выкладывается в эскиз, появляются первые рукотворные штрихи, формируются в мельчайших деталях контуры, передающие смысл композиции.
– Технологический процесс – рутина, – отшучивается Тимур. – Но в этом-то и таится главное: твою руку должна водить мысль обретённая. И тогда композиция – творческая удача.
Сам процесс создания скульптуры трудоемкий, небыстрый, требующий усилий. Спрашиваю, не наследственный ли это дар?
– Если разобраться, родня помогла, – улыбается он. – Мама Саният Исмаиловна Юнусова – филолог, в моего деда пошла, Исмаила Раджабовича, некогда директора Дагестанского книжного издательства. А вот ее брат – известный художник Абдулахад Гасанов. Да и со стороны отца, инженера-строителя Нурахмеда Тагировича, встречаются по-настоящему творческие личности. Но вот скульптор я в семье пока единственный, – говорит он. И рассказывает, что в школе был обыкновенным учеником. А учеба в детской школе искусств, приучив к пространственному мышлению, пробудила желание самовыражаться.
Разглядеть свое в искусстве
Его словно магнитом потянуло в художественное училище им. Джемала, где он получил специальность «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Желание творить вылилось в дальнейшую учебу на художественно-графическом факультете по специальности «изобразительное искусство».
– Мне повезло, – говорит Тимур. – Предложили попробовать силы в скульптуре. А руководителем выпускной квалификационной работы стал народный скульптор России Г. Гейбатов – человечище, величина, уроки которого были чрезвычайно интересны.
Спрашиваю, что ему ближе – малые или монументальные формы. Он выбирает второе, замечая, что порой и скульптура малых форм решена так, что смотрится как монументальное произведение. Но возможность использования многомерного пространственного решения позволяет создавать крупные жанровые произведения, передающие внутреннее состояние персонажа. Как правило, это монументы, символизирующие образы людей, оставшихся в памяти потомков как некие исторические артефакты. Но это могут быть и обыкновенные люди, «засветившиеся» в динамике, заставляя пристально вглядываться в характер самого произведения, в суть психологического образа.
Посвящая в тонкости скульптурного жанра, художник говорит, что объемное искусство требует особого окружающего пространства, архитектурной среды, в результате чего возникает синтез, органичное соединение архитектуры и скульптуры, что значительно усиливает как идейную, так и художественную силу произведения. И это один из важнейших вопросов в понимании и восприятии монументальной и монументально-декоративной скульптуры.
Мастер увлеченно рассказывает, что выразительность скульптуры – малой и большой – достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, ритмических соотношений. Рассуждая о скульптурной трехмерности, замечает, что огромное значение имеют четкость и цельность силуэта, фактурная обработка поверхности. И, чтобы получить наиболее полное представление о скульптурном решении, необходимо оглядеть свое произведение и сверху, и снизу, обойти его вокруг. Ведь скульптура меняется в зависимости от пространства вокруг, влияя на него. Оживляя художественное поле мастерской, она выбирает свое место незаметно для самого скульптора, превращаясь в очеловеченный продукт.
Мысли мастера интересны художественной многослойностью. Нужно позволять каждому разглядеть свое в искусстве – в этом его главная заповедь. Многое познавший с художественной, профессиональной точки зрения, Тимур Юнусов делится своим опытом с учениками. Замечает, что скульптурная специфика не терпит массовости, поэтому курс предполагает не больше трех-четырех человек.
От традиций до новаторства
Он вспоминает, что был период, когда на каждом курсе обучалось именно такое количество студентов. Но со временем выделение бюджетных мест сошло на нет. А платное обучение не всем по карману. Это касается не только скульптурного, но и отделения графики, живописи. И это при том, что в архитектурном плане стремительно развивающаяся Махачкала-миллионник нуждается в создании архитектурных сооружений, современных композиций, в горской стилистике малых и больших форм, создающих неповторимый облик горного края. Этот облик сохраняет традиции дагестанской творческой школы, славящейся как новаторскими, так и традиционными произведениями искусства.
Размышляя о культурном коде дагестанцев, художник отмечает их тягу к рукотворным ремеслам, желание приложить руки к обустройству городов, облагородив их национальными символами, в том числе и скульптурными произведениями. И считает, что работа в этом направлении должна проводиться не от случая к случаю, а системно.
Со студенческих лет Тимур активно участвует в городских, региональных, всероссийских выставках. Сотрудничает со скульптурно-литейной мастерской заслуженного художника РД Ш. Канайгаджиева «Золотая стека». При его участии реализовано несколько серьезных проектов. Это художественное оформление фонтана возле Дома дружбы в Махачкале, парка «Старых мастеров», создание памятника «Декоративная модель самолета У-2» в Ингушетии, бюст Гаджи Гамзатова…
Тимур Юнусов – старший преподаватель кафедры живописи ДГПУ, руководитель мастерской скульптуры. Что немаловажно, активно участвует в организации и проведении мастер-классов, молодежных художественных проектов в выставочных залах столицы, в Союзе художников РД, в ежегодных студенческих семестровых выставках программных работ студентов, в выставках дипломных работ.
С упоением он рассказывает об удивительно творческой худграфовской атмосфере, где сохраняется дух товарищества, умение радоваться за своих коллег. В этом он видит преемственность традиционной и новаторской школы. Его увлечение современным декором – еще одна разновидность творчества.
– Эстетика декора, дизайна новой эпохи – это нечто такое, что позволяет создавать новые виды искусства, обрамляя их в целые направления, – убежден мастер. – А веяния времени позволяют проецировать собственное видение. И подобная исследовательская деятельность неразрывно связана с формированием среды для диалога со зрителем и коллегами по цеху. Так рождаются новые виды творчества.
Сегодня ведь и авангард прошлого воспринимается как классика, считает Тимур. Значит, искусство постоянно течет, меняется, обогащаясь новыми формами, рожденными поколениями творчески мыслящих личностей.
Айшат ТАЖУДИНОВА,
Сетевое издание «Дагестанская правда».
{{commentsCount}}
Комментариев нет