День республики № 75 от 08.07.2023

Шедевры отечественной фотоиндустрии

8 июля в 08:16
812 просмотров
3 комментария
Фотокамера «Москва-5» 1959 года выпуска
Фотокамера «Москва-5» 1959 года выпуска

Продолжение. Начало ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6, ч 7, ч 8, ч 9.

Его величество широкий формат

Почему величество? Прежде всего, из-за существенно большей величины кадра, которая обеспечивается применением плёнки более широкой, чем в малоформатных камерах.

Пленка

Этот фотоматериал именуется в товарных каталогах как ролевая плёнка «тип 120». Плёнка типа 120 была создана фирмой Kodak ещё в 1901 году, однако своё сегодняшнее название она получила лишь в 1908 г. Её ширина – 61,5 мм. В зависимости от конструкции фотокамеры на такой плёнке можно получать снимки размером либо 6х6, либо 6х9 см. В 70-е годы прошлого века, в связи с появлением особо мелкозернистых фотоэмульсий и объективов разрешением значительно лучшим, чем ранее, конструкторы камер сочли целесообразным ввести новые форматы кадра для плёнок «тип 120» – 4,5х6 и 6х7 см, т. е. меньше ранее применявшихся.

Плёнка типа 120 поставляется неперфорированной, в катушках без кассеты. Катушка изначально изготавливалась из дерева с металлическими наконечниками, а на сегодняшний день – целиком из пластмассы. Несмотря на отсутствие кассеты, плёнка предназначена для зарядки на свету. Защиту от засветки выполняет ракорд – лента из чёрной непрозрачной бумаги, покрывающей плёнку по всей длине. Маркировка плёнки и номера кадров (для перемотки и позиционирования кадров в камере) отпечатаны на ракорде. В камерах «Москва» номер установленного кадра можно наблюдать через специальное окно, закрытое красным светофильтром, на задней крышке фотоаппарата. Приёмная катушка располагается внутри камеры. При зарядке разматывается несколько первых витков ракорда, и его конец вставляется в щель приёмной катушки, но засветкой плёнки это не грозит, так как ракорд сделан с большим запасом по длине. После зарядки и закрытия камеры необходимо продолжить намотку на приёмную катушку, пока в окне на задней крышке камеры не появится обозначение первого кадра.

В первых очерках об истории отечественных фотоаппаратов уже упоминалось о фотокамерах, в которых в качестве фотоматериала применялись стеклянные пластинки размера 9х12 см. Это были «Арфо» и «Фотокор». Однако из-за больших размеров, веса и, как следствие, неудобства, а во многих случаях и невозможности съёмки, со временем их почти повсеместно вытеснили малоформатные модели, снимавшие на киноплёнку формата «135» (135 мм – длина отрезка, свёрнутого в кассете). Почти, но не совсем.

Участники «Встречи у патефона» в редакции газеты «День республики». Фото сделано фотокамерой «Москва» №5964374
Участники «Встречи у патефона» в редакции газеты «День республики». Фото сделано фотокамерой «Москва» №5964374
Плюсы крупного формата

Крупный формат негатива имеет ряд неоспоримых преимуществ перед малоформатными снимками. Прежде всего, печать фотографий с крупных негативов не требует слишком больших увеличений, поэтому такие фото отличаются незначительной зернистостью. В ряде случаев вообще можно применять и контактную печать без увеличения. Кроме того, при сильном увеличении, как правило, становятся заметными искажения (аберрации) оптики, поэтому при малоформатной съёмке необходимы совершенные (а значит – дорогие!) объективы высокого качества. Всего этого в начале XX века не было, но… взгляните на фото наших прабабушек, сделанные в фотоателье той эпохи! Они отличаются изумительной резкостью, тонкой передачей деталей и полутонов, при этом на них нет никаких следов зерна. Всё это – следствие применения крупноформатных (13х18, а иногда и 18х24 см) стеклянных пластинок. А для таких форматов, кроме прочего, были необходимы объективы с длинным фокусом – до 25 см, которые, даже при техническом несовершенстве, с диафрагмированием до f/16 или f/22 не дают сколько-нибудь заметных искажений.

Все эти факторы оставили крупный формат весьма желанным для фотографов-профессионалов, особенно для тех, кто работал в редакциях солидных журналов, где требовалось особенно высокое качество картинки. Но формат, о котором идёт речь, средний, он получил широкое распространение лишь в начале 30-х годов, и к этому времени складные фотокамеры-гармошки стали гораздо совершеннее. Поскольку вместо пластинок применялись роликовые плёнки, они стали много легче, в них нашли применение хорошие 4-линзовые объективы, а для фокусировки стали использоваться дальномеры, совмещённые с подвижками объектива. Значительно усовершенствовались и затворы, а появление высокочувствительных фотоплёнок вполне позволяло вести съёмку с рук, с короткими выдержками и без штативов. Первые широкие фотоплёнки имели длину чуть более 60 см и позволяли получить 8 снимков 6х9 или 12 снимков формата 6х6 см, но с появлением более тонких основ-подложек их длина увеличилась вдвое и стало возможным получать по 24 кадра того же формата на одном ролике, что вполне сопоставимо с ёмкостью кассеты малоформатной 35-мм плёнки.

Они были первые

Первые широкоплёночные аппараты нового образца появились в Германии, их производила фирма «Цейсс». Самой совершенной из них была «Супер-Иконта», которая выпускалась вплоть до 50-х гг. Это был уже дальномерный аппарат, который в послевоенное время выпускался восточногерманской фирмой Zeiss Ikon под названием Ercona. На моделях этого семейства и основана конструкция советских аппаратов «Москва». Чертежи, технологическое оборудование, необходимые материалы, как и значительное количество фотоплёнки, – все это было вывезено из Германии по программе репараций, производство камер было освоено на Красногорском механическом заводе (КМЗ). Название «Москва» они получили в честь предстоящего 800-летия столицы. Первые модели этой фотокамеры вышли в продажу в 1946 г., а через 10 лет, в 1956-м, появилась самая совершенная модель этой марки – «Москва-5», выпуск которой продолжался до 1960 г. Всего было изготовлено 216457 экз.

Расположение плёнки «тип 120» в фильмовом канале камеры. Лента с цифрами - ракорд, номера на ракорде соответствуют номерам кадров. Смена кадров происходит перемоткой плёнки от номера к номеру, процесс наблюдается через окошки в крышке аппарата
Расположение плёнки «тип 120» в фильмовом канале камеры. Лента с цифрами – ракорд, номера на ракорде соответствуют номерам кадров. Смена кадров происходит перемоткой плёнки от номера к номеру, процесс наблюдается через окошки в крышке аппарата

Внешне «Москва-5» чем-то напоминает подобные фотоаппараты прежних лет, такие как, например, «Фотокор», но она значительно компактнее, легче, а главное – функциональнее и удобнее. В ней так же, как и в немецких «предшественницах», применяется фотоплёнка «тип 120». Объектив «Индустар-24» не обладает рекордными характеристиками – при фокусном расстоянии 10,5 см его светосила – f/4,5, а разрешение составляет 23 линии/мм. Кажется, совсем немного, но при кадре основного формата 6х9 см система «объектив-плёнка» обеспечит качество снимка в шесть раз лучше, чем у «Зенита», имеющего объектив, дающий 40 линий/мм! Это и есть результат применения крупноформатного кадра.

Все дело в деталях

На редкость удачный центральный затвор «Момент» может отмерять выдержки в широком диапазоне – от 1 сек. до 1/250 сек. В этом аппарате применяется и весьма оригинальный дальномер. При первом же взгляде обращает на себя внимание откидной оптический элемент. В нём находится вращающийся блок оптических клиньев – стеклянных пластинок специальной формы. Не вдаваясь в подробности описания схемы этого устройства и принципа его работы, укажем, что данный блок кинематически связан с перемещением объектива вдоль оси через диск. В окуляре дальномера формируются два изображения: одно, прямое, от нижнего окошка дальномера, другое, смещённое, от блока клиньев – через верхнее. Для «наведения на резкость» необходимо вращением указанного диска совместить два изображения в одно. Установленное при этом положение объектива и соответствует правильной фокусировке изображения.

К слову, «Москва-5» комплектуется специальным вкладышем в фильмовой канал, который позволяет получать негативы меньшего формата, чем 6х9, т. е. 6х6 см. В этом случае можно расходовать плёнку экономнее – сделать не 8, а 12 снимков. Видоискатель при этом легко перенастраивается поворотом специального движка.

Продолжение.

Кстати,

из-за надёжности, высокого качества снимков при увеличениях эта фотокамера особенно полюбилась экскурсионным и пляжным фотографам. Она прекрасно прорабатывала и детали пейзажей, и лица даже тогда, когда на фотографии было множество участников – и при этом все элементы изображения и в светах, и в тенях были прекрасно различимы.  Это хорошо видно на примере приведённого группового снимка.

В. П. РОМАНЕНКО
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России
Поделиться
в соцсетях
Владимир Романенко досуг история история техники оптика фотоаппарат фотограф фотографии фотоиндустрия фотокамера фотокамера "Москва" фотоплёнка