Электронное правосудие – реальность наших дней
Мировая тенденция к всеобщей цифровизации затронула и судебную систему страны. О том, как в судах региона используются электронные технологии, насколько они востребованы, мы попросили рассказать председателя Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Науруза Лепшокова.
– Да, электронные технологии и электронный обмен данными – это реальность, с которой сегодня сталкивается практически каждый человек, – отметил он. – С учетом угрозы, с которой столкнулся мир, в виде новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также с введением в 2020 году ограничений на доступ в здания судов, актуальной и своевременной стала инициатива о внесении изменений в процессуальное законодательство, касающихся уравнивания правового положения письменных документов и документов, направленных в электронном виде, – о способах извещения лиц, участвующих в деле, об использовании систем, позволяющих суду и сторонам участвовать в процессе дистанционно, соблюдая при этом все процессуальные нормы. В этот период электронный документооборот в судебной системе показал свою особую востребованность. В период введенных ограничений суды России ни на один день не переставали осуществлять правосудие. Было рассмотрено свыше 2 млн дел и материалов.
– Когда началась цифровизация судебной системы?
– Первые шаги в цифровизации судов были сделаны более пятнадцати лет назад. В федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805, были поставлены такие задачи, как формирование единого информационного пространства, реализация конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечение единства судебной системы Российской Федерации, повышение эффективности деятельности судов, а также реализация прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию. В рамках выполнения программы было предусмотрено создание Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» (далее – ГАС «Правосудие»). В каждом суде Российской Федерации активно используется автоматизированная система ГАС «Правосудие», которая постоянно совершенствуется и повышает эффективность судопроизводства.
– Что, на ваш взгляд, дало судопроизводству внедрение современных технологий?
– Оно существенно повысило уровень доступности и качества отправления правосудия, позволило развивать единое информационное пространство судов. Цифровизация не только значительно ускорила процесс судопроизводства, позволяя незамедлительно получать необходимую информацию, но и сократило нагрузку на аппарат суда, способствовало обеспечению открытости и доступности правосудия, повысило уровень доверия к институту суда.
– Науруз Абрекович, насколько востребованы цифровые технологии в работе суда и при обращении граждан?
– Судебная система развивается таким образом, что правосудие должно быть доступным для человека. Поэтому сейчас много делается для того, чтобы максимально упростить процедуры обращения в суд. По-прежнему востребованным видом обращения в суды общей юрисдикции республики остается личное обращение через приемную суда, граждане и организации активно пользуются возможностью подачи заявления с использованием портала ГАС «Правосудие». С учетом того, что не всё население активно задействовано во всеобщей цифровизации и имеет навыки работы на электронных носителях информации, предусмотрена возможность обращения в суды через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с принципом одного окна. Это был пилотный проект, который сначала был внедрен в нескольких субъектах страны (Республика Татарстан, Краснодарский край, Астраханская, Вологодская, Кемеровская, Нижегородская, Ростовская и Самарская области), где показал свою востребованность.
В целях популяризации возможности подачи документов в суд в секторах МФЦ, действенной и успешной реализации законодательно закрепленной в Правилах возможности подачи в суд документов в электронном виде и получения документов из суда в секторах МФЦ, обеспечения доступа граждан к правосудию в ближайшее время судебная система республики намерена подписать соглашение с Республиканским государственным бюджетным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Карачаево-Черкесской Республики» по организации взаимодействия при предоставлении бесплатного доступа к ГАС «Правосудие» и информированию граждан о порядке доступа к указанной автоматизированной системе в секторах МФЦ в КЧР.
– Как будут проходить процедура приема заявлений в МФЦ и направление их в суд?
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2022 г. № 1457 внесены изменения в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, согласно которым уполномоченный многофункциональный центр для подачи в суд документов в электронном виде и получения документов из суда может обеспечить в секторах сопровождения доступ заявителям к ГАС «Правосудие» и информирование о порядке доступа к указанной автоматизированной системе.
Работник МФЦ посредством электронной очереди приглашает заявителя по талону в окно приема документов и информирует заявителя о том, что посредством МФЦ документы в электронном виде могут быть поданы в форме электронного образа документа, подписанного простой электронной подписью и в соответствии с Порядком подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде. Подаваемые в суд документы должны быть подготовлены заявителем заблаговременно (в МФЦ производится только сканирование документов, то есть формирование электронных образцов документов). Работник МФЦ провожает заявителя к автоматизированному рабочему месту, обеспечивающему возможность доступа гражданина к информационным ресурсам интернет-портала ГАС «Правосудие», а также оборудованному техническими устройствами. При необходимости заявителю оказывается помощь в регистрации (подтверждении/восстановлении) учетной записи заявителя в Единой системе идентификации аутентификации (далее – ЕСИА). Далее заявитель сам продолжает работу через личный кабинет пользователя. Работник МФЦ при необходимости оказывает помощь в выборе соответствующей опции при заполнении раздела «Подать обращение» (например, выбрать вид судопроизводства, выбрать вид документа, который необходимо направить в суд, выбрать наименование суда, в который подается обращение), а также помощь прикрепления файлов с направляемыми в суд документами. После направления документов в суд пользователю в личный кабинет портала ГАС «Правосудие» приходит уведомление о поступлении документов в информационную систему, содержащее дату и время поступления документов. Работник МФЦ оказывает содействие в распечатке данного уведомления. На мой взгляд, это очень удобно для граждан, не имеющих электронных средств связи или не умеющих ими пользоваться. Это предоставляет им расширенные возможности на обращение в любой суд в доступное для них время, в том числе в нерабочее время суда и в выходные дни без территориальной привязки к соответствующему суду, что, безусловно, повышает открытость и доступность правосудия. МФЦ в настоящее время являются наиболее эффективным и доступным способом реализации прав на обращение в органы государственной власти.
– Какие еще новшества нас ожидают в судах?
– Цифровизация судов не стоит на месте. Постоянно происходит обсуждение, разработка и внедрение новых сервисов, предоставляющих дополнительные возможности как судьям, работникам аппарата суда, так и гражданам, организациям. Председателем Верховного Суда Российской Федерации Вячеславом Лебедевым анонсировано появление в России сервиса «Правосудие онлайн» в 2024 г. Сервис позволит гражданам реализовать в дистанционной форме весь объем процессуальных действий: от подачи документов в суд и уплаты государственной пошлины до участия в судебном заседании посредством веб-конференции и получения электронного судебного акта. Развитие и совершенствование электронного правосудия является одной из ключевых и приоритетных задач высшего руководства судебной системы России. Суды республики уже сейчас начинают ощущать преимущество межведомственного электронного взаимодействия, обеспечивающего в сжатые сроки обмен данными с органами.
– Расскажите о взаимодействии вашего ведомства с другими организациями.
– Мы осуществляем межведомственное электронное взаимодействие с Росреестром, МИ ФНС, Роскомнадзором, МВД и др. Наряду с этим используются электронные возможности доступа к единой информационной системе нотариата для получения информации о наследственном деле по ФИО умершего лица и сервис ГСМ, который позволяет проверить факт оплаты государственной пошлины при обращении в суд, сведения от финансового уполномоченного.
Судам сейчас трудно переоценить значение ГАС «Правосудие», за более чем пятнадцать лет работы эта цифровая платформа объединила в себе десятки подсистем – «Банк судебных решений», «Судебное делопроизводство и статистика», «Документооборот и обращения граждан» и другие.
Также хочу обратить внимание граждан и организаций, что в судах республики начнется активное внедрение отправки судебных документов электронными заказными письмами в формате PDF. Для получения электронно-заказных писем необходимо иметь регистрацию на портале «Госуслуги». Судебные документы (запрос, извещение, повестка) направляются физическим и юридическим лицам в виде PDF-документа, подписанного электронно-цифровой подписью. Документы можно скачать в личном кабинете. Отчет о доставке заверяется электронной подписью. При отсутствии аккаунта на Госуслугах адресат получит традиционное бумажное письмо. Письма отправляются и пересылаются по защищенным каналам передачи данных.
Суды в своей деятельности открыты, доступны, всю информацию о деятельности любого суда можно получить на официальном интернет-сайте.
По информации пресс-службы Верховного Суда КЧР.
Справка
Официальный сайт Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики – vs.kchr.sudrf.ru. В социальной сети ВКонтакте создано официальное сообщество Верховного Суда республики, присоединиться к нему можно по ссылке – https://vk.com/versud_kchr. Цифровизация не только значительно ускорила процесс судопроизводства, позволяя незамедлительно получать необходимую информацию, но и сократила нагрузку на аппарат суда.
{{commentsCount}}
Комментариев нет