Этот город снова будет самым веселым в Донбассе
Добровольцы из Карачаево-Черкесии помогают жителям Мариуполя
Жизнь в освобожденном Мариуполе постепенно налаживается. Город приходит в себя после ожесточенных боевых действий, в результате которых он был освобожден от украинских националистов. Теперь уже российский Мариуполь возвращается к мирной жизни.
Для помощи жителям разрушенного города из России едут представители добровольческого корпуса волонтёров: «Боевое братство», «Молодой Гвардии Единой России», а также религиозных организаций.
Член Общественной палаты КЧР, епископ Централизованной религиозной организации христиан веры евангельской (пятидесятников) «Ковчег» Гарик Кургинян вместе с единоверцами регулярно приезжают на многострадальную землю, чтобы оказать помощь и поддержать людей. В этот раз к команде Гарика Нерсесовича присоединилась и я.
Дорога
Восемь часов пути. К границе мы подъехали около двух часов ночи. Хоть и говорят, что теперь ДНР – российская территория, но на КПП всё серьезно. Проверяют досконально документы, автомобиль, долги перед государством… К нашей делегации вопросы не возникли, проехали быстро, правда, далеко нас не отпустили: на территории Донецкой республики с десяти вечера до пяти утра действует комендантский час.
Лишь на рассвете мы на двух машинах, забитых до потолка продовольствием, проехали в сторону города. Чем ближе мы подъезжали к Мариуполю, тем больше на пути попадалось «памятников войны»: простреленные деревья, где-то более тёмные, опаленные, покореженная техника, разрушенные бывшие украинские блокпосты, и все это на фоне расцветающей южной природы. А вот и сам Мариуполь. Первое, самое яркое впечатление: шок и ужас от разрухи. Сердце начинает заполнять тревога. Разговоры замолкают. После боев в городе почти не осталось неповрежденных зданий. Стекла выбиты, дома обгорели, деревья сломаны. Зрелище удручающее. Улицы полупустые. После всего пережитого возвращаться к привычному укладу непросто. А пережить и увидеть этим людям пришлось многое. Такое не пожелаешь никому. Но люди живут дальше.
«Орлиное гнездо»
Хоть катастрофа и миновала, людям всё так же нужна помощь. На въезде в город нас встретил координатор местных волонтеров пастор Виталий Мосур. С ним мы направились в село Червоное, где расположился волонтерско-добровольческий центр. Когда-то здесь был гостевой дом, его название – «Орлиное гнездо» – перешло на волонтерскую резиденцию. Каждые 7-10 дней волонтеры сменяются. Здесь мы разгрузили машины, собрали из привезенной гумпомощи продуктовые пакеты и поехали вместе с Виталием раздавать их местным жителям.
В общем, он и помогает с координацией, поскольку знает, в каких районах больше нужна помощь. Его знают и ждут в каждом доме благодарные подопечные. Многие из них месяцами сидели в подвалах, бункерах, без воды и еды. Кого-то Виталий лично доставал из убежища, оказывал первую помощь. По дороге в город мы заехали в больницу, в подвале которой месяцами скрывались мирные граждане. Наш попутчик провел нам экскурсию по обломкам здания.
– Мирные люди из близлежащих домов укрывались в подвалах этой больницы. Мы приносили сюда гуманитарную помощь: воду, еду, медикаменты. Здесь было больше 300 человек. Когда уже прекратился обстрел, настало более или менее мирное время, люди начали подниматься из подвалов и стали жить в больничных палатах. Мы поставили здесь газовые печки, баллоны, «сняли» людей с костров, на которых они готовили еду. Мы делали все, чтобы хоть как-то упорядочить жизнь людей, – рассказывает Виталий Мосур.
Семья Мосур
Сразу после начала специальной военной операции в евангельских церквах КЧР был организован набор добровольцев. Откликнувшихся ребят направляли работать в пункты временного размещения в Ростове, Таганроге, кто-то поехал в Мариуполь. И по сей день желающие подставить местным жителям свое плечо приезжают сюда. Еще тогда супруги Виталий и Ольга Мосур переехали в село Червоное, расположенное недалеко от Мариуполя, чтобы заботиться о нуждающихся. Гарик Кургинян благословил супругов Мосур на служение. Сегодня у них на попечении дом престарелых, реабилитационный центр, а еще они помогают десяткам семей, которые не могут самостоятельно позаботиться о себе.
Сам Виталий родом из Мариуполя, в 2014 году он вместе с супругой Ольгой был вынужден покинуть свою родину. Они переехали в Карачаево-Черкесию, жили и работали в Карачаевске. И конечно, когда появилась возможность, они весной 2022 года в числе первых отправились на освобожденную территорию. Трудятся бесплатно и сил не жалеют. Основной фронт работ сейчас в частном секторе: ремонтируют поврежденные крыши, латают окна, стены. Приходят в первую очередь к тем, кто без поддержки обойтись просто не сможет: к пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям.
Татьяна
Мы зашли к одной из таких семей. Татьяна, худощавая женщина лет пятидесяти, вместе со своим отцом-инвалидом (без ноги и руки) осталась без жилья, их дом украинские националисты разбомбили в числе первых, сразу после начала СВО. Да и сами дочь с отцом чудом уцелели.
– Когда начались взрывы, мы, как и все, выбежали из квартиры и кинулись в убежище. Передвигались медленно, нас обгоняли люди, образовалась толпа. Я упала, обезумевший народ продолжал идти, наступая на голову, живот, руки… Но самое страшное – я нигде не видела отца. Потом, когда меня уже перетащили в подвал, со сломанными рукой, ключицей и челюстью, я увидела его. Слава Богу, он не пострадал. В толпе кто-то подхватил отца и донес до убежища, – рассказывает Татьяна. – Сейчас трудно сказать, сколько мы там находились, но казалось, это была вечность. Счет дням я потеряла быстро, боль меня не щадила. Благо, люди помогли, перевязывали, обезболивали, пока было чем. Дальше мы кочевали по убежищам, пока не встретили Виталия Мосура, который нас устроил здесь, в доме, где есть все коммуникации и удобства.
Больница
Далее мы направились в Мариупольскую городскую больницу № 9. Здание попало под обстрел украинских боевиков в то время, когда в больнице находились мирные граждане. «Им было все равно, по кому стрелять», – вспоминает Александр Пастернак, исполняющий обязанности главврача. Сегодня он с благодарностью отзывается о ребятах, благодаря которым получилось восстановить функционал медучреждения.
– Из всего комплекса зданий в нашей больнице сохранился практически лишь один корпус. Сотрудники больницы вместе с добровольцами привели в порядок четыре этажа. Для того чтобы открыть больницу, Виталий вместе со своими волонтерами проделали большую работу. С мая 2022 года начали выгребать завалы, очищать от мусора. Начали завозить лекарства первой необходимости. Люди нуждались в медицинской помощи, а помочь было просто некому и нечем. Я со всей ответственностью заявляю: ни врачей, ни медикаментов не было вообще. И если бы не эти ребята, возможно, мы бы и сейчас не могли функционировать, – рассказывает Александр Геннадьевич.
Беседуя с персоналом больницы, слышу искреннюю благодарность в адрес наших земляков и, конечно, чувствую гордость за ребят. Добрых историй, связанных с нашими волонтерами, много, и каждая из них трогает душу. Есть и такие, о которых писать не буду: они слишком грустные и, к сожалению, – с печальным концом.
Волонтерские будни
Сейчас волонтеры помогают продуктами питания, одеждой, лекарствами, которые, кстати, направляют верующие российских регионов. Помогают реабилитационному центру для зависимых людей, Дому милосердия для матерей с детьми и Дому милосердия для пожилых людей и инвалидов. Вообще у волонтеров день насыщен разными делами во благо общества, помогают в Доме престарелых: купают лежачих больных, кормят, раздают продукты, предметы первой необходимости, помогают с поиском родных.
– Мы за день посещаем множество различных мест: больных, малоимущих и тех, кто просто чувствует себя одиноко. Для того чтобы кормить и содержать людей, мы организовали небольшое хозяйство. Здесь мы выращиваем кур, кроликов, овец, свиней и пару телят. А еще у нас своя теплица, где мы круглый год выращиваем овощи. Есть даже своя пекарня. Каждый день мы развозим нашим подопечным свежий хлеб вместе с другими продуктами, – говорит Виталий.
Виталий и Ольга Мосур тесно сотрудничают с администрациями Мариуполя и населенных пунктов Мангуш и Червоное. Вместе они оказывают адресную помощь нуждающимся. Важное направление – восстановление частных домов тем, кто особо в этом нуждается, но не может сделать сам. Одинокие старики, инвалиды, многодетные семьи надеются на помощь «добрых самаритян» – волонтеров. На воротах и стенах жилищ часто видны надписи «здесь живут люди». Это значит, что здесь нуждаются в помощи. Ребята-волонтеры периодически объезжают пострадавшие от обстрелов районы Мариуполя. Десятки домов уже восстановлены силами волонтеров только из Карачаево-Черкесии. И работа продолжается.
«Азовсталь»
Проезжали мы и через этот металлургический комбинат, ставший одним из символов СВО. Не передать словами, насколько велико предприятие. Ехали мы вдоль него минут 20, затем свернули, а «Азовсталь» еще продолжался… Здесь проходили одни из самых ожесточенных боев. Судьба крупнейшего комбината пока ещё окончательно не решена, но главные заявления сделаны – скорее всего, комбинат восстанавливать не будут. Слишком серьёзные разрушения были причинены предприятию в результате штурма, да и на самом деле много вреда он приносил городу. Возможно, территория станет большой парковой зоной на берегу Азовского моря. Такое решение стало воплощением мечты учёных-экологов, которые много лет вели борьбу с загрязнением окружающей среды деятельностью комбината. Кстати, в Азовском море завелась рыба, впервые за много лет. Местные жители уверены, что этому способствует новая экологическая обстановка. А на берегу моря уже работает первое кафе.
Порт
Работает и порт Мариуполя, готовый принимать и отправлять грузы. Выглядит он внушительно. Высоченные краны словно упираются в небо, у причала пришвартованы разнообразные суда, а территория простирается на огромное расстояние. О прежнем режиме работы говорить пока рано, но на берегу уже активно трудятся рабочие, а в море курсируют корабли. В ходе боев за Мариуполь порт тоже получил повреждения, но не такие значительные.
Береговая линия, кстати, не везде разминирована. Саперы трудятся и по сей день. Работу по снятию минной опасности проводит Черноморский флот. Выглядит это так: одна военная машина находится на воде, другая – на суше. Между ними натянут трос с привязанным к нему тралом. Машины двигаются параллельно друг другу. Когда трал натыкается на мину, происходит детонация. Технология, говорят, уникальная. Срабатывает мина. Звучит глухой взрыв, и столб воды поднимается на добрый десяток метров.
Всё будет хорошо!
Несмотря ни на что, жизнь постепенно налаживается. Строятся новые многоэтажные дома. Целые кварталы из новостроек на выезде из города радуют глаз. Конечно, ситуация в Мариуполе по-прежнему остается сложной, но город и его жители продолжают бороться и восстанавливаться. И видя все это, хочется верить, что «этот город снова будет самым весёлым в Донбассе», как писал в далёком 43-м Борис Горбатов.
Кстати,
итальянский уличный художник Чиро Черулло, также известный как Йорит, нарисовал в Мариуполе мурал – картину на стене дома, посвящённую пострадавшим детям Донбасса. Художник поместил изображение девочки из Донецка на фасаде девятиэтажки, чтобы показать лицемерие Запада, который годами не занимался этим гражданским конфликтом, пока в прошлом году не вмешалась Россия.
{{commentsCount}}
Комментариев нет