День республики № 86 от 03.08.2023

От времени не потускневший

К 130-летию со дня рождения Тагира Хурюгского

4 августа в 09:05
13 просмотров
Тагир Хурюгский (второй справа) со своими земляками
Тагир Хурюгский (второй справа) со своими земляками

Нетленный. Народный. На века… Не каждому уготована участь поэта, творчество которого остается востребованным спустя длительный отрезок времени. В этом признание поэтического дарования личности, появление которой можно считать божьим провидением.

Мог ли выходец из высокогорного лезгинского села Хурюг (ныне Хрюг Ахтынского района) мечтать, что его жизнь сложится иначе, чем у его бедных земляков? Мечтательный, с малых лет покорённый величием природы. Пытливый ум и трепетное сердце словно подталкивали зревшее в нем желание складывать слова в рифмованные строчки. Было в Тагире Хурюгском нечто такое, что притягивало, пробуждая чувства.

Проучившись два года в школе азербайджанского города Нуха, куда переехал его отец в поисках заработка, Тагир прославился первым же стихотворением, сочинив его в традиционной манере ашугов, которым подражал, упиваясь напевностью, тягучей ритмикой, наполненностью тем, что близко, что трогало душу.

По возвращении в родное село, где после смерти отца 17-летний юноша открыл кустарную мастерскую, в свободное время он складывал слова в четверостишья.

Уже в начале жизненного пути начал приобретать известность, покоряя земляков лирической стилистикой, образным стихосложением своих сочинений. В поисках заработка он много странствовал по свету, не подозревая, что обогащает свой поэтический мир, создавая яркие образы. И уже не мог не творить. Его рифмы ложились на музыку, обретая законченную форму, складываясь в зрелые поэтические произведения.

Надо ли говорить о том, что народная власть дала возможность молодому поэту не только получить образование, но и стать активным проводником происходящих преобразований в горном крае? Сельский крестком, председатель райкресткома Хурюгского сельсовета, он активно сотрудничает с районной газетой «Новый мир», сблизившись с поэтами-трибунами нового времени, такими как Г. Гаджибеков, Э. Капиев, А. Фатахов…

Для него общение с дагестанскими классиками стало новым осмыслением времени, ощущением дыхания эпохи перемен, в которой каждый должен был найти свое место в жизни. Тогда же деятельного по натуре земляка с обострённым чувством справедливости сельчане выбрали председателем колхоза, доверили ему распоряжаться народным добром и ни разу не пожалели об этом.

Для самого Т. Хурюгского стихи стали новым интонационным звучанием, творческой рекой поэта, воспринявшего время как благодатный дождь, с восторгом наблюдающего, как развивается некогда тонувший в нищете горный край, как семимильными шагами развертывается индустриализация, появляются школы, строятся заводы, электростанции… И все это находило отражение в его творчестве.

Член Союза писателей, участник Первого Вседагестанского съезда писателей, со временем он возглавил Лезгинский театр им. С. Стальского. Переводил на лезгинский язык пьесы известных азербайджанских драматургов, создавал произведения, ставшие лезгинской классикой. Среди них сатирические сказки в стихах, вошедшие в двухтомник «Избранные произведения», вышедший накануне Великой Отечественной войны. А в 1943-м издаётся другой сборник его стихов – «Голос поэта». Тогда же Тагиру Хурюгскому было присвоено звание народного поэта Дагестана.

Он старался рассказать читателю о своей любви к родному очагу, горному краю, своей земле. Отзываясь на значимые события, облекал форму в блестящее содержание. Стихи о Родине, труде, любви стали близки и понятны ценителям поэзии многонационального Дагестана. Многие из стихов поэта были положены на музыку основоположниками дагестанского классического искусства.

Немало в творчестве поэта и произведений военной тематики. Сам поэт в разгар военных действий в составе группы дагестанских писателей не раз посещал сёла и города Северного Кавказа, освобожденные от немецких оккупантов. Видел жуткие картины последствий войны, истинное лицо врага, обещавшего «не трогать народы Кавказа». Потрясенный страшной картиной разрушений, он создал цикл стихов, где изображены последствия захватнической войны.

Критика того времени отмечала, что произведения Хурюгского о Великой Отечественной войне делятся на стихотворения гражданской лирики, стихотворения-наказы, стихотворения-послания, памфлеты и поэмы. Им свойственны сильные патриотические чувства и эмоции, сатира и сарказм, реалистичные картины мирной жизни горцев и кровопролитной войны. Они запоминаются богатым литературным языком с широким использованием изобразительно-выразительных средств, имеют большое познавательное, воспитательное значение. Эти произведения до сих пор изучаются как в дагестанских школах, так и в колледжах, университетах.

Уже в послевоенные годы творчество Тагира Хурюгского обогащается произведениями, посвященными Героям Социалистического Труда, а поэма «Черное золото» рассказывает о нефтяниках Каспия. В соавторстве с К. Меджидовым написана пьеса «Ашуг Саид», поставленная на сцене Лезгинского драматического театра им. С. Стальского и показанная на площадке Кремлевского Дворца в Москве в дни Декады искусства и культуры Дагестана в 1960 году.

Богатым можно назвать творческое наследие поэта. Его перу принадлежат переводы на лезгинский язык произведений А. Пушкина, стихов М. Лермонтова, басен А. Крылова, поэмы Г. Цадасы «Моя жизнь». Помимо насыщенной творческой деятельности Тагир Хурюгский вел большую общественную работу. Был избран в состав правления Союза писателей Дагестана. Принимал участие в вечерах дагестанского искусства и литературы в Москве в 1952-1958 годах, избирался депутатом Верховного Совета СССР и ДАССР, членом Дагестанского комитета защиты мира.

Его называли счастливым поэтом, получившим признание при жизни, пользовавшимся народной любовью. В последующие годы в дагестанских книжных издательствах издавались и переиздавались сборники его произведений. Его стихи вошли в антологии лезгинской и дагестанской поэзии, переводились на языки народов Северного Кавказа. Его творчество по достоинству оценивали известные дагестанские критики. А знаменитый на весь мир Расул Гамзатов так писал о нем: «Склоняю голову перед памятью Тагира Хурюгского – перед одной из самых высоких вершин нашей горской поэзии».

«Он прожил неполных 65 лет. Судьба одарила поэта талантом, который не изменил ему до конца жизни, – писал Гамзатов. – Всё в его личности и поэзии красиво, на чем зиждется его самобытный поэтический дар. И с течением времени он не отдаляется от нас. У Хурюгского немало почитателей его незатухающей поэзии. А сколько слов, сравнений, образов и мыслей он находит и посвящает возвышенным горянкам! Поэт говорит о горянке без ханжества и лицемерия, выявляя божественную сущность ее красоты».

Гамзатов отмечал, что если до Тагира Хурюгского в лезгинской поэзии восточная женщина была только предметом воздыхания, то в его поэзии женщина становится самодостаточным явлением, личностью с конкретным именем и обликом.

«Жизнь народного поэта Дагестана Т. Хурюгского – это еще не до конца прочитанная книга, которую будут перелистывать много будущих поколений, находя в ней богатый жизненный опыт, мудрость и красоту, – говорил Расул Гамзатов. – А наш гражданский долг – по крупицам собирать всё, что создано великими поэтами, мыслителями, изучать, анализировать и передавать последующим поколениям».

Айшат ТАЖУДИНОВА.
Газета «Дагестанская правда».

Справка

За развитие литературы и культуры Тагир Хурюгский дважды был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Его именем названы улицы городов и сёл республики. В этом и таится секрет народного признания поэта, не потускневшего от времени.

Айшат ТАЖУДИНОВА
Поделиться
в соцсетях
130 лет 130-летие со дня рождения Газета "Дагестанская правда" Дагестан Кавказ - наш общий дом литература люди народный поэт общественная деятельность поэзия поэт Пресса Кавказа Расул Гамзатов Республика Дагестан судьба человека Тагир Хурюгский творческая деятельность