Опасный сосед медведя – человек
Эксперты говорят о сокращении популяции животного в Кавказском заповеднике
Специалисты Кавказского государственного природного биосферного заповедника имени Х. Г.Шапошникова ведут учет медведей. Оценки неутешительные: популяция продолжает сокращаться, и главная причина – разрушительное влияние человека на природу.
Систематический учет
Мониторинг численности медведей для сотрудников заповедника – мероприятие ежегодное. Проводится он весной или в начале лета, когда медведи поднимаются на горные луга, где их можно достаточно легко заметить и пересчитать. Учету помогает образ жизни самих медведей, рассказал ведущий научный сотрудник заповедника Сергей Трепет.
– Медведи на Северном Кавказе – звери в основном растительноядные. После зимы они выходят из берлог, некоторое время питаются прошлогодними орехами. Когда на горных лугах появляется молодая трава, они вслед за кормом идут выше и выше. Первая декада июня – время, когда практически все медведи оказываются на горных лугах, – говорит Сергей Трепет. – В это время учетная группа обходит горные массивы, с помощью бинокля пересчитывает животных. Делаются фотографии, потом по этим изображениям определяют возраст, пол животных, получают массу иной ценной информации.
К осени начинают созревать дикие груши, потом идут орехи, желуди и каштаны. В это время медведи перемещаются с горных лугов в лесные предгорья. Там же, за пределами горных лугов, они впадают в зимнюю спячку, устраивая берлоги в гротах и карстовых пещерах. Некоторые медведи проводят холодное время года вне заповедных территорий. Это, а также перемещения медведей в горы и низины может создать иллюзию большего их числа, чем есть на самом деле. Сергей Трепет, который работает в заповеднике с 1995 года, вынужден констатировать грустный факт – медведей из года в год становится меньше.
– Первоначальные результаты учета в этом году не радуют – популяция медведей продолжает сокращаться. Количество медведей на Западном Кавказе составляет примерно 300 особей. Для сравнения: в начале 2000-х их было порядка двух тысяч. По сути дела, сегодня медведи живут в пределах федеральных особо охраняемых природных территорий – Кавказского заповедника и Сочинского национального парка, а также на некоторых прилегающих территориях, – рассказывает Сергей Трепет.
Для сохранения популяции
Исторически на Кавказе люди и медведи жили по соседству, но в современной связке опасным соседом является именно человек.
На территории заповедника запрещена охота и гарантируется выживание животных. Однако за пределами охраняемых территорий медведей уже практически нет. За редким исключением они убиты в течение последних 15 лет.
– Причиной сокращения популяции стала охота – законная и незаконная. Также в свое время, с 2008 года, в течение нескольких лет увеличился отстрел животных, мотивированный необходимостью предотвращения эпизоотии африканской чумы свиней. Причем мера эта не была обоснованной, так как медведи не являются разносчиками этого заболевания, – рассказал Сергей Трепет.
Кроме того, сейчас в Адыгее медведь выведен из Красной книги, на него разрешена охота. В Краснодарском крае запрета на охоту никогда не было – медведь был и остается охотничьим видом. На других территориях Северного Кавказа ситуация с сохранением популяции медведей еще сложнее.
Экологическое просвещение
В горах Адыгеи и Краснодарского края многократно увеличилось количество туристов. Это влечет свои сложности.
Показательный пример – ситуация на горном приюте «Фишт». В течение туристического сезона здесь может единовременно собраться под тысячу человек. Эти люди оставляют после себя много пищевых отходов, которые привлекают диких животных. С учетом специфики расположения приюта «Фишт» – в горах, на территории заповедника – девать такие отходы некуда. Поэтому территорию пришлось огородить электрической изгородью. Но сама по себе эта мера не столь эффективна. Электроизгородь защитит от диких животных, к примеру, небольшую горную пасеку, но не обширную территорию горного приюта со всей вспомогательной инфраструктурой и постоянным движением людей.
– В целом ситуация не является критической. Проводится работа над тем, чтобы посетители приюта убирали за собой, в целом проблема решаема. Но по мере развития туристической отрасли, увеличения потока отдыхающих работа по экологическому воспитанию и просвещению туристов должна быть многократно усилена, – убежден Сергей Трепет.
Ответственный туризм
В силу природных инстинктов медведи остерегаются людей, но бывает и так, что они, обычно медвежата, выходят к людям, к турбазам или жилью. Самое глупое и неправильное, что можно сделать в таком случае, – это попытаться покормить животное. Но, к сожалению, именно так подчас и происходит. Потом участники событий могут распространить фото или видео происходящего в социальных сетях, невольно создавая видимость приемлемости и оправданности таких поступков.
– Поведение медведя, как и любого дикого зверя в наших горах, строится на боязни по отношению к человеку. Ненормальной является ситуация, когда животное перестает бояться человека. Обнаружив доступную и калорийную еду, медведь начнет приходить на запомнившееся место и уже не будет убегать при виде людей. С этого момента он становится опасным. Такое животное необходимо вывозить на отдаленную территорию, где у него не будет возможности взаимодействия с человеком. Но даже если это и удастся сделать, то с учетом относительно небольшой площади заповедника исключить возможность будущих встреч с людьми уже не получится, – поделился опытом Сергей Трепет.
В некоторой мере спасает то, что наш медведь не прирожденный хищник, а преимущественно растительноядный зверь. В этом он сильно отличается от своих плотоядных сородичей, проживающих на Камчатке, или белых медведей.
Природа Северного Кавказа обеспечивает избыточные запасы растительного корма, и медведям не приходится конкурировать за него. Это снижает потенциальный уровень агрессии. Но и кавказский медведь остается диким зверем. Вести себя с ним необходимо крайне осторожно.
– Увидев или почуяв человека, медведь немедленно скроется. Но если туристам посчастливилось увидеть его в отдалении, пасущимся на склоне, то максимальное, что можно сделать, – это достать бинокль и тихо понаблюдать за ним, – резюмировал Сергей Трепет.
По его словам, если медведь позволил вам увидеть себя – это уже само по себе большое везение и удача.
Дмитрий КИЗЯНОВ.
Газета «Советская Адыгея».
{{commentsCount}}
Комментариев нет