Бизнес должен быть честным
В Карачаево-Черкесии прошел форум «Современные тенденции развития рекламного рынка»
На форуме «Современные тенденции развития рекламного рынка», который проходил на базе гостиничного комплекса «Романтик» ВТРК «Архыз», обсуждались актуальные вопросы контроля рекламы и недобросовестной конкуренции. Мероприятие было организовано региональным УФАС по КЧР по инициативе ФАС России.
Борьба по правилам и без
Закон о рекламе предупреждает бизнес: в борьбе за клиентов конкурируйте честно. Но на деле это проще сказать, чем сделать, поскольку каждый хочет, чтобы потребители покупали товар только у него. Нормальная конкуренция – это когда соперника побеждают качеством. Недобросовестная – когда предприниматель, нарушая закон, обманывает клиентов, распускает слухи про конкурентов или паразитирует на чужой популярности, чтобы заработать побольше денег, то есть привлекает покупателей не за счёт улучшения своей продукции, а «грязными» методами. Так бороться за клиентов нельзя! И это незыблемое правило стало основным лейтмотивом рекламного форума в Архызе.
Спикеров было несколько, и все они с разных сторон и на конкретных примерах показывали всю неприглядность и противозаконность недобросовестной конкуренции.
Знают, но нарушают
Как сообщила заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Карина Таукенова, ежегодно ФАС России рассматривает порядка 16 тысяч заявлений о нарушении законодательства о рекламе и около 3 тысяч заявлений о недобросовестной конкуренции. Нарушения в этих сферах чаще всего затрагивают потребителей, а также представителей малого бизнеса. При этом Таукенова отметила, что ведомство продолжает работу по актуализации рекламного законодательства с участием бизнеса и экспертов рынка.
– Вместе с бизнесом мы меняем законодательство с целью сохранения честного и добросовестного поведения предпринимателей, – сказала она, при этом подчеркнув, что любая недобросовестная конкуренция, направленная на получение преимущества в предпринимательской деятельности, всегда противоречит законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
Без этики никак
Начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина рассказала о наиболее массовых нарушениях на рекламном рынке. По ее словам, наибольшее количество нарушений за 2022 год было выявлено в сфере рекламы по сетям электросвязи (смс-рассылки, спам-звонки) – 31,8%, а также в сфере финансовых услуг – 17,8%. Всего же за прошедший год служба возбудила 4016 антимонопольных дел по признакам нарушения рекламного законодательства и недобросовестной конкуренции и назначила 1831 штраф на общую сумму 133 427 000 рублей.
При этом спикер отметила, что одним из наиболее проблемных нарушений закона о рекламе является реклама финансовых услуг – деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. На этой благодатной почве недобросовестная конкуренция цветет пышным цветом, поскольку многие финансовые организации нечестными путями добиваются на данном рынке преимуществ в ущерб деловому благополучию и репутации своих конкурентов.
Яркий пример – знакомая всем нам реклама кредитов с низкой процентной ставкой, которая зачастую выгодна лишь на первый взгляд. Визуально – огромных размеров заманчивая цифра, а «где-то там» мелким шрифтом прописаны условия, значительно утяжеляющие обещанный процент. Кстати говоря, сейчас антимонопольная служба России вплотную занялась этими «мелочами», и в недалеком будущем потребителю не придется напрягать зрение – все плюсы и минусы предлагаемой финансовой услуги будут прописаны вполне себе читаемым шрифтом.
– Этика в бизнес-отношениях должна быть обязательно, все должно быть в рамках закона и приличия, – еще раз подчеркнула Никитина.
Не актуально? На гильотину
Также в своем выступлении Татьяна Никитина затронула вопрос «регуляторной гильотины» – инструмента пересмотра и отмены действующих нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат. Эта система контрольно-надзорного законодательства была введена с 1 января 2021 года для повышения уровня безопасности и устранения избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.
Не секрет, что этих норм больше, чем следует, и многие из них давно устарели. При нынешнем уровне технологического развития это мешает построению новой, современной, эффективной системы государственного контроля, направленной на снижение социально значимых рисков. Поэтому какие-то нормативные акты просто аннулируют, другие – дополняют или изменяют. Так, с 1.09.2022 г. вступили в силу новые нормы ст. 18.1 Закона о рекламе по учету рекламы в сети Интернет, а с 14.10.2022 г. определены операторы рекламных данных.
Не воруй чужое «лицо»!
В свою очередь, начальник отдела антимонопольного контроля в сфере рекламы и СМИ Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Анастасия Залевская рассказала об актуальных формах защиты от недобросовестной конкуренции. Один из таких механизмов – регистрация товарного знака. Речь идёт о ситуациях, когда за счет узнаваемого товарного знака отдельные предприниматели пытаются строить свой бизнес, «паразитируя» на уже получившем известность обозначении. Стоит отметить, что закон не обязывает регистрировать обозначения в качестве товарных знаков. И если предприниматель в силу определенных причин не сделал этого, он не лишается возможности получить защиту от злоупотреблений конкурентов. Однако регистрация товарного знака даёт возможность более эффективно защитить свои интересы. Это может быть реализовано в виде запрета другим лицам реализовывать товары под таким обозначением.
Вообще, незаконное использование результата чьей-то интеллектуальной деятельности (обычно – известных брендов), копирование или имитация внешнего вида товара, будь то алкоголь, зубная паста, лекарственные препараты или АЗС, не только противозаконно, но и может нанести значительный ущерб потребителю. А самое главное – ни о каком «нечаянно» речи тут не идет.
– Недобросовестная конкуренция – это всегда умышленные действия. Нельзя случайно изготовить такой же товар как у конкурента, это однозначно предумышленно, – подчеркнула спикер.
О теории разбитых окон
Одной из распространенных форм недобросовестной конкуренции является дискредитация конкурентов в виде недобросовестной рекламы или рекламы, вводящей в заблуждение. Через сеть Интернет она начинает распространяться достаточно стремительно и тоже вредит конкурентам.
Как пояснила Анастасия Залевская, здесь имеется в виду распространение позитивной информации, не соответствующей действительности и касающейся качества, свойств, гарантий, места производства, цены, наличия товара. При этом использование в рекламе таких слов, как «лучший», «единственный», «первый», вне конкретных характеристик и создающих негативную оценку продукции конкурента – некорректное сравнение. В своей речи спикер неоднократно сделала акцент на том, что любая конкуренция должна основываться на таких принципах, как достоверность, разумность и справедливость.
Говоря о борьбе с подобными правонарушениями, Залевская упомянула теорию разбитых окон, согласно которой, игнорирование обществом мелких нарушений закона ширит вероятность совершения людьми схожих и более серьезных противоправных действий.
– Попустительство к мелким правонарушениям ведет к увеличению их количества, а также к совершению более тяжких правонарушений, – отметила спикер.
Пообщались с пользой
Далее руководитель Карачаево-Черкесского Управления ФАС России Артур Куантов рассказал о правоприменительной практике службы в рамках осуществления контроля в сфере рекламы. Анализ в сфере наружной рекламы за последние годы выявил такие нарушения, как отсутствие утвержденных схем размещения рекламных конструкций в большинстве муниципальных образований КЧР, множество незаконно установленной рекламы, отсутствие утвержденного регламента, позволяющего организовывать и проводить обязательные торги на право размещения и распространения рекламных конструкций. Озвучил спикер и судебную практику УФАС России по КЧР по выявленным актам недобросовестной конкуренции.
Выступление представителя Отделения ЦБ России по КЧР – начальника Управления противодействия нелегальной деятельности Южного ГУ Банка России Виктории Олейник было посвящено вопросам взаимодействия с ФАС России.
Судя по большому количеству вопросов, заданных спикерам представителями бизнес-сообщества из зала, и живому неформальному общению в течение всего мероприятия, можно уверенно сказать, что первый в КЧР рекламный форум однозначно состоялся и затронул наиболее актуальные проблемы рекламного рынка.
{{commentsCount}}
Комментариев нет