День республики № 100 от 05.09.2023

Бизнес должен быть честным

В Карачаево-Черкесии прошел форум «Современные тенденции развития рекламного рынка»

11 сентября в 14:41
22 просмотра

На форуме «Современные тенденции развития рекламного рынка», который проходил на базе гостиничного комплекса «Романтик» ВТРК «Архыз», обсуждались актуальные вопросы контроля рекламы и недобросовестной конкуренции. Мероприятие было организовано региональным УФАС по КЧР по инициативе ФАС России.

Борьба по правилам и без

Закон о рекламе предупреждает бизнес: в борьбе за клиентов конкурируйте честно. Но на деле это проще сказать, чем сделать, поскольку каждый хочет, чтобы потребители покупали товар только у него. Нормальная конкуренция – это когда соперника побеждают качеством. Недобросовестная – когда предприниматель, нарушая закон, обманывает клиентов, распускает слухи про конкурентов или паразитирует на чужой популярности, чтобы заработать побольше денег, то есть привлекает покупателей не за счёт улучшения своей продукции, а «грязными» методами. Так бороться за клиентов нельзя! И это незыблемое правило стало основным лейтмотивом рекламного форума в Архызе.

Спикеров было несколько, и все они с разных сторон и на конкретных примерах показывали всю неприглядность и противозаконность недобросовестной конкуренции.

Знают, но нарушают

Как сообщила заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Карина Таукенова, ежегодно ФАС России рассматривает порядка 16 тысяч заявлений о нарушении законодательства о рекламе и около 3 тысяч заявлений о недобросовестной конкуренции. Нарушения в этих сферах чаще всего затрагивают потребителей, а также представителей малого бизнеса. При этом Таукенова отметила, что ведомство продолжает работу по актуализации рекламного законодательства с участием бизнеса и экспертов рынка.

– Вместе с бизнесом мы меняем законодательство с целью сохранения честного и добросовестного поведения предпринимателей, – сказала она, при этом подчеркнув, что любая недобросовестная конкуренция, направленная на получение преимущества в предпринимательской деятельности, всегда противоречит законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Без этики никак

Начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина рассказала о наиболее массовых нарушениях на рекламном рынке. По ее словам, наибольшее количество нарушений за 2022 год было выявлено в сфере рекламы по сетям электросвязи (смс-рассылки, спам-звонки) – 31,8%, а также в сфере финансовых услуг – 17,8%. Всего же за прошедший год служба возбудила 4016 антимонопольных дел по признакам нарушения рекламного законодательства и недобросовестной конкуренции и назначила 1831 штраф на общую сумму 133 427 000 рублей.

При этом спикер отметила, что одним из наиболее проблемных нарушений закона о рекламе является реклама финансовых услуг – деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. На этой благодатной почве недобросовестная конкуренция цветет пышным цветом, поскольку многие финансовые организации нечестными путями добиваются на данном рынке преимуществ в ущерб деловому благополучию и репутации своих конкурентов.

Яркий пример – знакомая всем нам реклама кредитов с низкой процентной ставкой, которая зачастую выгодна лишь на первый взгляд. Визуально – огромных размеров заманчивая цифра, а «где-то там» мелким шрифтом прописаны условия, значительно утяжеляющие обещанный процент. Кстати говоря, сейчас антимонопольная служба России вплотную занялась этими «мелочами», и в недалеком будущем потребителю не придется напрягать зрение – все плюсы и минусы предлагаемой финансовой услуги будут прописаны вполне себе читаемым шрифтом.

– Этика в бизнес-отношениях должна быть обязательно, все должно быть в рамках закона и приличия, – еще раз подчеркнула Никитина.

Не актуально? На гильотину

Также в своем выступлении Татьяна Никитина затронула вопрос «регуляторной гильотины» – инструмента пересмотра и отмены действующих нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат. Эта система контрольно-надзорного законодательства была введена с 1 января 2021 года для повышения уровня безопасности и устранения избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.

Не секрет, что этих норм больше, чем следует, и многие из них давно устарели. При нынешнем уровне технологического развития это мешает построению новой, современной, эффективной системы государственного контроля, направленной на снижение социально значимых рисков. Поэтому какие-то нормативные акты просто аннулируют, другие – дополняют или изменяют. Так, с 1.09.2022 г. вступили в силу новые нормы ст. 18.1 Закона о рекламе по учету рекламы в сети Интернет, а с 14.10.2022 г. определены операторы рекламных данных.

Не воруй чужое «лицо»!

В свою очередь, начальник отдела антимонопольного контроля в сфере рекламы и СМИ Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Анастасия Залевская рассказала об актуальных формах защиты от недобросовестной конкуренции. Один из таких механизмов – регистрация товарного знака. Речь идёт о ситуациях, когда за счет узнаваемого товарного знака отдельные предприниматели пытаются строить свой бизнес, «паразитируя» на уже получившем известность обозначении. Стоит отметить, что закон не обязывает регистрировать обозначения в качестве товарных знаков. И если предприниматель в силу определенных причин не сделал этого, он не лишается возможности получить защиту от злоупотреблений конкурентов. Однако регистрация товарного знака даёт возможность более эффективно защитить свои интересы. Это может быть реализовано в виде запрета другим лицам реализовывать товары под таким обозначением.

Вообще, незаконное использование результата чьей-то интеллектуальной деятельности (обычно – известных брендов), копирование или имитация внешнего вида товара, будь то алкоголь, зубная паста, лекарственные препараты или АЗС, не только противозаконно, но и может нанести значительный ущерб потребителю. А самое главное – ни о каком «нечаянно» речи тут не идет.

– Недобросовестная конкуренция – это всегда умышленные действия. Нельзя случайно изготовить такой же товар как у конкурента, это однозначно предумышленно, – подчеркнула спикер.

О теории разбитых окон

Одной из распространенных форм недобросовестной конкуренции является дискредитация конкурентов в виде недобросовестной рекламы или рекламы, вводящей в заблуждение. Через сеть Интернет она начинает распространяться достаточно стремительно и тоже вредит конкурентам.

Как пояснила Анастасия Залевская, здесь имеется в виду распространение позитивной информации, не соответствующей действительности и касающейся качества, свойств, гарантий, места производства, цены, наличия товара. При этом использование в рекламе таких слов, как «лучший», «единственный», «первый», вне конкретных характеристик и создающих негативную оценку продукции конкурента – некорректное сравнение. В своей речи спикер неоднократно сделала акцент на том, что любая конкуренция должна основываться на таких принципах, как достоверность, разумность и справедливость.

Говоря о борьбе с подобными правонарушениями, Залевская упомянула теорию разбитых окон, согласно которой, игнорирование обществом мелких нарушений закона ширит вероятность совершения людьми схожих и более серьезных противоправных действий.

– Попустительство к мелким правонарушениям ведет к увеличению их количества, а также к совершению более тяжких правонарушений, – отметила спикер.

Пообщались с пользой

Далее руководитель Карачаево-Черкесского Управления ФАС России Артур Куантов рассказал о правоприменительной практике службы в рамках осуществления контроля в сфере рекламы. Анализ в сфере наружной рекламы за последние годы выявил такие нарушения, как отсутствие утвержденных схем размещения рекламных конструкций в большинстве муниципальных образований КЧР, множество незаконно установленной рекламы, отсутствие утвержденного регламента, позволяющего организовывать и проводить обязательные торги на право размещения и распространения рекламных конструкций. Озвучил спикер и судебную практику УФАС России по КЧР по выявленным актам недобросовестной конкуренции.

Выступление представителя Отделения ЦБ России по КЧР – начальника Управления противодействия нелегальной деятельности Южного ГУ Банка России Виктории Олейник было посвящено вопросам взаимодействия с ФАС России.

Судя по большому количеству вопросов, заданных спикерам представителями бизнес-сообщества из зала, и живому неформальному общению в течение всего мероприятия, можно уверенно сказать, что первый в КЧР рекламный форум однозначно состоялся и затронул наиболее актуальные проблемы рекламного рынка.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях
Актуально актуальное антимонопольная служба антимонопольное законодательство Артур Куантов Архыз ВТРК "Архыз" закон "О защите конкуренции" закон "О рекламе" Карина Таукенова нарушение антимонопольного законодательства недобросовестная конкуренция нормативные правовые акты права потребителей развитие конкуренции реклама спам-звонки Татьяна Никитина телефонный спам УФАС России по КЧР ФАС России финансовые услуги форум