День республики № 103 от 12.09.2023

Кто будет завтра играть на пианино?

Музыкальное образование в Карачаево-Черкесии может оказаться на грани исчезновения

19 сентября в 09:42
9 просмотров

Начался новый учебный год во всех образовательных учреждениях – школах, колледжах, вузах. Для одних ребят это означает переход из класса в класс, для других – поступление и учёбу в новых учебных заведениях.

О том, как прошёл набор студентов в республиканский колледж культуры и искусств им. А. А. Даурова, об имеющихся проблемах и задачах мы поговорили с директором этого профессионального образовательного учреждения Фатимой Агирбовой.

– Фатима Хасановна, какая в этом году была ситуация с приёмом студентов и есть ли случаи недобора на какие-то отделения?

– И два года тому назад, и ранее в колледже существовала чёткая контрольная цифра приёма – 100 человек. То есть столько студентов мы могли принять на обучение на новый учебный год. Правда, на некоторые отделения: актерского искусства, библиотечное, хореографическое, режиссёрское, декоративно-прикладного искусства – количество абитуриентов всегда превышало эту контрольную цифру. Однако на отделения инструментального исполнительства был и остаётся недобор.

Причин тому много, и все они являются звеньями одной цепи, которая в конечном итоге закольцовывается. Дело в том, что по закону мы должны принимать на эти отделения: отделение специального фортепиано, оркестровое отделение, отделение народных инструментов… – детей только после музыкальной школы, то есть тех, кто достаточно владеет инструментом. Но музыкальные школы в силу ряда причин не могут поставлять нам абитуриентов в необходимом количестве. Поэтому мы каждый год объявляем дополнительный набор на отделения инструментального исполнительства.

– А колледж, помимо того, что зазывает абитуриентов, сам какие-то шаги предпринимает? Проводите ли вы профориентационные выезды, например?

– Конечно. Наши кураторы работают со школами, мы проводим профориентационную работу, даём выездные концерты, ведём беседы. Причём в этой работе участвуют не только преподаватели, но и студенты. Более того, многие преподаватели музыкальных школ республики сами рекомендуют своим ученикам наш колледж и даже привозят их.

Но ситуация остается сложной. В музыкальных школах республики количество учеников редеет, и уж совсем немногие решаются поступать к нам. Бывают случаи, когда, уже поступив, студенты забирают документы, объясняя это тем, что в силу религиозных убеждений им нельзя играть на инструменте, петь, изображать живое существо. Я знаю, что такие случаи имеют место и в музыкальных или художественных школах.

Студенты колледжа культуры и искусств дают концерты, участвуют в различных конкурсах
Студенты колледжа культуры и искусств дают концерты, участвуют в различных конкурсах

А отсутствие молодых специалистов сильно сказывается на нашей культуре. Уже сегодня музыкальные школы республики испытывают острый кадровый голод, так как не хватает профессионалов по всем направлениям – фортепиано, скрипки, теории музыки, народных инструментов. Например, на сегодняшний день в Теберде музыкальная школа на грани закрытия, потому что там некому вести уроки музыки – всего два человека работают. А нет педагогов, нет и учеников. Это замкнутый круг. Я уверена, что город выделяет для школы штатные единицы – просто нет желающих ехать в Теберду. Почему – не знаю.

– Может, потому что надо жильё предоставить? Как в колледже обстоят дела с жильём для иногородних студентов и преподавателей?

– Подчеркну, что много высокопрофессиональных специалистов из разных регионов России желает приехать в Карачаево-Черкесию и преподавать в нашем колледже. И все они просят предоставить жильё. Но, к сожалению, мы не имеем такой возможности, поэтому вынуждены отказывать людям с консерваторским образованием, высококлассным профессионалам.

К тому же у колледжа нет своего общежития, где можно было бы разместить этих специалистов. Однако в общежитии медколледжа мы безвозмездно арендуем 14 комнат. В них живут наши иногородние студенты. Этих комнат, конечно, недостаточно для всех желающих, и я не исключаю, что отсутствие общежития также является причиной того, что многие выпускники музыкальных школ уезжают в другие города, где им предоставят место для проживания.

В прошлом году мы заполняли присланную нам Министерством образования РФ таблицу о том, какое нам требуется общежитие, на сколько комнат и т. д., но пока всё осталось только на бумаге. В результате культурная сфера в республике сильно проседает, и это нас сильно огорчает.

– Несмотря на все сложности, наш колледж культуры и искусств издавна славится своими отличными специалистами…

– Да, у нас прекрасные преподаватели, полностью соответствующие профессиональным стандартам педагога культурно-образовательного учреждения. Все наши специалисты не только имеют высшее профильное образование, но и являются талантливыми исполнителями и руководителями музыкальных коллективов. Например, виртуоз-балалаечник и гитарист Евгений Кубеков руководит оркестром русских народных инструментов. Заслуженная артистка России Лариса Алиева руководит камерным оркестром колледжа. Лариса Ракаевна к тому же очень высококлассный требовательный педагог, который отлично ставит руки детям. Я вижу, как все без исключения наши педагоги преданы своему делу, как они отдают себя ученикам – тем непонятней, почему молодые люди не хватаются за возможность учиться у таких специалистов.

– А может, детей и их родителей пугает отсутствие перспектив в этой сфере – например, маленькие зарплаты или невозможность публичного признания? Ведь люди идут в искусство за тем и другим.

– Зарплаты в сфере культуры, может, и не самые высокие, но они ничем не отличаются от зарплат в других отраслях. К тому же у каждого человека в любой отрасли есть возможность найти способы дополнительного заработка, если он посвятит себя своему делу. Поверьте, высокий профессионал будет востребован всегда. А чтобы стать таким профи, надо учиться и развиваться, интегрироваться в профессию постоянно. А в сфере публичной деятельности – тем более.

Досье

Фатима Хасановна Агирбова имеет среднее специальное (окончила Черкесское музучилище по специальности «фортепиано») и 2 высших, в том числе музыкальное, образования. С 1985 г. по 2007 г. работала преподавателем по классу фортепиано в Псыжской школе искусств. С 2007 г. по 2021 г. – директор Псыжской школы искусств. С июля 2021 года – директор колледжа культуры и искусств им. А. А. Даурова.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
абитуриенты актеры библиотечное дело декоративно-прикладное искусство Евгений Кубеков заслуженный артист РФ интервью камерный оркестр Лариса Алиева музыка музыкальная школа музыкальное искусство музыкальные инструменты образование преподаватель профориентационная работа профориентационные мероприятия профориентация старшеклассников режиссёр Республиканский колледж культуры и искусств им. А. Даурова студенты Фатима Агирбова хореографическое искусство