День республики № 104 от 14.09.2023

Спектакль о сердце матери

Русский театр драмы и комедии КЧР открыл новый сезон

20 сентября в 11:59
13 просмотров
Сцена из спектакля «Материнское поле»
Сцена из спектакля «Материнское поле»
Источник — Фото Светланы КИЛБА

Новый сезон Русский театр драмы и комедии КЧР открыл спектаклем «Материнское поле» по одноимённой повести Чингиза Айтматова. Спектакль этот о любви, войне, одиночестве, памяти и силе духа простой сельской женщины, чья жизнь складывается как у всех и в то же время по отдельно написанному для неё жизненному сценарию.

Рекомендую перед спектаклем перечитать повесть Айтматова – тогда восприятие спектакля будет более острым, даже если способ передачи сюжета режиссёром будет отличаться от того, что возникло в воображении, и зрителю не придётся разгадывать происходящее на сцене, отвлекаясь от самого действа. Хотя какой бы ни была режиссёрская или актерская интерпретация повести, спектакль в любом случае будет впечатляющим из-за особенного библейского слога Айтматова.

«Материнское поле» рассказывает о непростой судьбе киргизской женщины по имени Толгонай, чей муж и три сына ушли на фронт и не вернулись. И героиня приходит в поле, чтобы излить свою боль – ей больше некому пожаловаться.

Передать на сцене замысел Айтматова сложно. Но режиссёр Антон Городецкий и сценограф Леонид Чёрный, придерживаясь сюжетного каркаса, нарастили его смыслами и трагизгом. При этом получилось, на мой взгляд, не буквально, не пафосно и не тривиально, несмотря на довольно типичный сюжет. Режиссёр смог сохранить главную ценность «Материнского поля» – образный язык и сами образы главных героев. А минимализм сценографа, скудость декораций (несколько тюков соломы), сдержанная цветовая гамма, состоящая из 3-4 цветов: белые одеяния персонажей, жёлтое поле, вспыхивающий красным огоньком то надежды, то тревоги женский платок – всё это заставляет больше вслушиваться в монологи актёров. Отмечу и интересное режиссёрское решение по музыкальному сопровождению спектакля – гитару в руках одного из актеров, танец женских платков, неожиданные калейдоскопические мизансцены, когда после двух-трёх движений на сцене возникает новая группа, больше похожая на памятник.

Все эти режиссёрские ходы в совокупности оказывают магнетическое воздействие на зрителя, дают возможность рефлексировать и расширить диапазон восприятия, вовлекают в действо. Именно действо – просто спектаклем назвать будет неправильно. Над всем происходящим витают какая-то эвентуальная тревожность и экзистенциальная первородная мудрость. Тревога – это женщина, мать, а сущностное, сострадательное, печальное от того, что творят на ней люди, – мать сыра-земля, поле. И вот эти два основных голоса – матери-женщины и матери-земли – становятся основными голосами спектакля. Голосами матерей, жизни, любви, смерти, войны – и снова жизни. Отмечу, что голоса всех персонажей звучат убедительно – им хочется верить. Выстроен доверительный, исповедальный разговор со зрителем.

Но без ложки дёгтя, однако, не получится. Премьеру спектакля «Материнское поле» представили учащимся старших классов средних школ города Черкесска. С одной стороны, это правильно. Надо с младых ногтей воспитывать театрала, благодарного и чуткого зрителя, вовлекая его в искусство высокой классики. Но с другой – видно было, что ребята в зале не готовы к длинным и сложным монологам актёров, чьи голоса не всегда отчётливо доходили до задних рядов. Это понятно – роли необкатанные, волнение в премьерный день, отсутствие своего личного зала…

В том, что спектакль будет пользоваться успехом у взрослого, повидавшего жизнь зрителя, сомневаться не приходится. Просто и актёрам, и зрителю, и режиссёру надо больше раскрывать свой потенциал. К просмотру рекомендую однозначно, хотя хотелось бы сказать больше, чем просто «хороший спектакль».

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
Антон Городецкий курьер муз режиссёр режиссер-постановщик Русский театр драмы и комедии КЧР спектакль спектакль "Материнское поле" театр театральная постановка театральное искусство Чингиз Айтматов