Родные языки – богатство России
В Карачаево-Черкесии подвели итоги Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы»-2023
В течение недели лучшие педагоги из различных регионов России демонстрировали свое мастерство в обучении родным языкам народов России. 72 учителя боролись за победу в Черкесске, а 32 воспитателя проходили конкурсные испытания во Владикавказе. В итоге в обеих номинациях сначала определились по 15 лауреатов, которые продолжили спор за лидерство.
Имена победителей Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» объявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов на торжественной церемонии закрытия, состоявшейся в Черкесске 23 сентября.
С лауреатами Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» встретились министр просвещения РФ Сергей Кравцов и Глава КЧР Рашид Темрезов. На встрече педагоги смогли обсудить различные вопросы, в том числе и значение полилингвального образования, создание соответствующих программ и разработка методик. Также поднимался вопрос важности обеспечения преемственности изучения родного языка детьми – в детском саду и затем в школе, была отмечена роль семьи в освоении родных языков, в том числе чтение сказок ребенку. Участники-педагоги поблагодарили главу Минпросвещения за организацию конкурса, а Главу Карачаево-Черкесии – за гостеприимство и интересную программу.
И вот торжественная церемония закрытия. Ее почетными гостями стали Глава КЧР Рашид Темрезов, представители Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, представители администрации Президента РФ, а также представители местных властей и педагоги. Ведущими церемонии и праздничного концерта стали заслуженный артист России, народный артист Республики Башкортостан, солист Мариинского театра Аскар Абдразаков и победительница национального проекта «Большая перемена», чемпион мира всемирной хоровой олимпиады, стипендиат Гранта Президента России Елизавета Долженкова. Золотые голоса России исполнили для участников Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» свои лучшие песни. Также в концерте приняли участие студенты филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске и творческие коллективы Карачаево-Черкесии.
– Второй год подряд проходит конкурс, на котором мы выявляем лучшие практики преподавания родного языка. В прошлом году, когда мы в Ставропольском крае подводили итоги первого конкурса, договорились, что нужно ввести еще одну номинацию, потому что изучение родного языка начинается с детского сада. Важно поддержать и показать значимость учителей дошкольных учреждений, которые прививают любовь к родному языку, литературе и культуре. Поэтому с этого года у нас две номинации, – сказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов, обращаясь к участникам конкурса.
Победителем Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» среди учителей стал учитель родного (русского) языка Артем Гусев, второе место заняла Елена Расова из Республики Коми, третье место досталось Гузель Гайсиной из Республики Башкортостан. В номинации «Лучшие практики развития родной речи детей дошкольного возраста» абсолютным победителем стала воспитатель дошкольной группы школы № 41 Вахитовского района Казани Айсылу Лотфуллина. Второй среди воспитателей стала Марина Федорова из Республики Мордовия, а третье место заняла Елена Цыбина из Донецкой Народной Республики.
– В нашем многообразии – наша сила! Эти слова не раз звучали сегодня в ходе нашей встречи с лауреатами Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы», финал которого в этом году проходит в Карачаево-Черкесии.
Яркие, красивые, вдохновленные и необыкновенные, эти люди не только несут свет и знания, но и своим профессионализмом, чутким сердцем и заботой о родном языке помогают сохранить самобытность и колорит нашей многонациональной, многоконфессиональной России. Вне зависимости от результатов конкурса они уже победители. Потому что гореть любимым делом, развиваться в нем и творить – это и есть победа! – отметил Глава КЧР Рашид Темрезов.
Победитель конкурса – молодой и энергичный Артем Гусев преподает в СОШ № 1 города Гусь-Хрустальный Владимирской области, возглавляет АНО «Центр развития личности «Шаг» и уже более пяти лет занимается педагогической деятельностью. Как говорит Артем, его главная ценность – постоянное развитие, и он рад, что школа – это то место, где у него есть возможность ежедневно расти и помогать другим становиться лучше. У детей гимназии № 19 города Черкесска, где проходили педагогические мастер-классы, Артем Гусев научился приветственным словам и добрым напутствиям на языках народов республики, и именно с них он начал свою благодарственную речь.
– Это очень приятно и ответственно – держать такую награду. Я уверен, что нахожусь здесь потому, что в моей жизни было очень много талантливых учителей. А победу хочу посвятить самым главным учителям в моей жизни – это мой наставник Ирина Вячеславовна Кондратьева и мои родители, – сказал Артем Гусев.
Примечательно, что Артем Гусев обучается на кафедре журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова и не имеет ни педагогического, ни филологического классического образований. Но благодаря своему желанию преподавать он смог стать участником федеральной программы «Учитель для России», которая позволяет привлечь в педагогическую профессию молодых и креативных специалистов из смежных отраслей. Такой подход имеет свои плюсы, ведь Артем Владимирович и его ученики уже имеют немало достижений и останавливаться не собираются.
А победительница в номинации «Лучшие практики развития родной речи детей дошкольного возраста» воспитатель дошкольной группы школы № 41 Вахитовского района Казани Айсылу Лотфуллина обучает малышей татарскому языку, является автором книг и стихов на татарском. Её обворожительная улыбка и неиссякаемая энергия покорили не только детей, но и зрителей. Девушка с детства любила играть в школу и часто бывала на работе у родителей, которые трудились в коррекционной школе Казани.
– Мне безумно нравилось писать на доске мелом; помогать отстающим одноклассникам, легко объясняя сложный материал. От мамы я переняла умение находить общий язык с детьми, красноречие, любовь к татарскому фольклору, а талант мастерить руками, творческий потенциал и артистизм, на мой взгляд, я переняла от отца. Они для меня стали примером как педагоги-профессионалы, они стали моими первыми наставниками, – считает Айсылу Лотфуллина.
Также были вручены призы в специальных номинациях. Победителем в двух из них: «Лучшая медиавизитка» и «Лучшее педагогическое мероприятие с воспитанниками» – стала Гульсина Ишбаева (Республика Башкортостан). В номинации «Лучшая медиавизитка» была отмечена Гузель Гайсина (Республика Башкортостан). Победителем в народном онлайн-голосовании за «Лучший урок» стал Магомед Манапов (Республика Дагестан).
Дипломом в номинации «За профессиональное владение русским языком» наградили Артема Гусева (Владимирская область). Специальный приз за сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, укрепление единства народов России и большой вклад в развитие национальной культуры вручили Александре Дигор (Хабаровский край).
Педагоги, представлявшие на конкурсе Карачаево-Черкесию: учительница абазинского языка Центра образования им. В. Г. Ардзинбы а. Кара-Паго Ида Дахчукова и заведующая ясли-садом «Марамыз» а. Эльбурган Оксана Аджиева – стали лауреатами.
– Для нас сам конкурс, поддержка родного языка и литературы имеют большое значение. У нас многонациональная страна, и мы считаем, что необходимо развивать родные языки. Сегодня мы находимся в Карачаево-Черкесской Республике, где бережно хранят традиции тех народов, которые здесь проживают. Хочу поблагодарить Главу Карачаево-Черкесской Республики, всю команду системы образования региона, организаторов за проведение конкурса на высоком уровне, – отметил глава Минпросвещения России Сергей Кравцов.
Жюри конкурса проделало немалую работу, отбирая лучших из лучших. Работы учителей и воспитателей, сохраняющих родные языки народов России, оценивали опытные педагоги из разных регионов страны. Мархаба Давлетшина приехала из Уфы. У себя на родине Мархаба Давлетшина работает заместителем директора Ресурсного центра по национальному образованию института развития образования Республики Башкортостан и часто организует конкурсы педагогического мастерства. Именно в их регионе впервые был проведен конкурс среди воспитателей, работающих с детьми на разных языках, и их опыт лег в основу всероссийского конкурса.
– Конкурс среди воспитателей в этом году проходил в Северной Осетии, во Владикавказе. Надо отметить хорошую работу организаторов и принимающей стороны: все этапы конкурса были четко продуманы. Работали волонтеры, работники детского сада и министерства образования, и никаких заминок не было. Для людей, приезжающих из другого региона, были созданы все условия, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно. Это относится не только к тому месту, где мы жили, а к отношению людей в целом – Кавказ очень гостеприимный. И то, что нам организовали экскурсию в горы, – это просто незабываемо, очень впечатлило. Участники все хорошо подготовились. Конечно, тут и регионы постарались, и сами воспитатели, и сопровождающие лица. Разные воспитательные мероприятия посмотрели, мастер-классы. У каждого своя изюминка есть, и мы для себя с новой стороны открыли каждый регион, каждого участника, все они показали что-то свое. Мне очень понравилось, огромное спасибо, – сказала член жюри Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» Мархаба Давлетшина.
Воспитатель Нина Костенко представляла на конкурсе Луганскую Народную Республику и город Луганск. Специалист первой категории уже 7 лет работает в Луганском дошкольном образовательном учреждении «Ясли-сад комбинированного вида №2» и проводит занятие с детками на русском языке.
– Огромное спасибо организаторам за возможность встретиться с коллегами, узнать что-то новое, поделиться своими авторскими разработками. Это бесценный опыт, яркие и новые знакомства, масса впечатлений только положительных, – сказала воспитатель из ЛНР Нина Костенко.
Зинаида Ахметовна Барахоева отдала профессии педагога 40 лет и представляла на конкурсе Республику Ингушетия. Педагог с огромным вдохновением готовилась к конкурсу и постаралась показать все свои самые действенные методики в обучении детей ингушскому языку.
– Так получилось, что я не попала в число 15 лауреатов, хоть жюри и высоко оценило мой урок и мою мастерскую. Конечно, было немножечко обидно, тем более я уже очень много лет в школе работаю. У меня довольно большой опыт работы с детьми младшего школьного возраста, я преподаю в начальных классах ингушский язык и литературу. Мой девиз «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти». Значит, будем работать дальше и улучшать свое мастерство. Несмотря ни на что, я рада, что приехала, рада была увидеться с такими замечательными учителями. Это такое богатство, что у нашего народа столько таких замечательных педагогов, – сказала Зинаида Ахметовна.
Преподаватель русского языка и литературы Надежда Золотухина ради конкурса преодолела свыше 3500 километров. Она приехала из Красноярска, где большая часть населения говорит на русском языке.
– Я думаю, что самый большой результат этого конкурса – это то, что образовалось целое сообщество людей, которые горят желанием сохранить родные языки, придумывают какие-то методы, способы, приемы для того, чтобы это сделать, – поделилась Надежда Владимировна.
Участница из Бурятии Аюна Доржиева приехала на конкурс с группой поддержки, в которую вошли ее коллеги Баярма Ц Дамбаева и Зинаида Дамбиева. Педагоги обучают детей Загустайской средней общеобразовательной школы бурятскому языку.
– Мы не попали в число лауреатов, но самое главное – мы показали, как мы проводим уроки, что мы делаем для того, чтобы сохранить наш родной бурятский язык. Мы такой заряд получили, такое желание дальше работать, творить, – поделилась впечатлениями гостья из Республики Бурятии Баярма Дамбаева.
Следующий конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы» состоится в 2024 году в Республике Татарстан.
Справка
Всероссийский профессиональный конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы» проводится Министерством просвещения РФ с 2022 года. Цели состязания – поддержка учителей родного языка и родной литературы, распространение передового опыта преподавания этих предметов. В этом году в финале конкурса приняли участие представители 75 регионов – носители 30 родных языков народов РФ.
{{commentsCount}}
Комментариев нет