День республики № 109 от 26.09.2023

Родные языки – богатство России

В Карачаево-Черкесии подвели итоги Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы»-2023

2 октября в 15:49
33 просмотра
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов вручил награду победителю конкурса - преподавателю СОШ № 1 г. Гусь-Хрустального Артему Гусеву
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов вручил награду победителю конкурса – преподавателю СОШ № 1 г. Гусь-Хрустального Артему Гусеву
Источник — Фото автора

В течение недели лучшие педагоги из различных регионов России демонстрировали свое мастерство в обучении родным языкам народов России. 72 учителя боролись за победу в Черкесске, а 32 воспитателя проходили конкурсные испытания во Владикавказе. В итоге в обеих номинациях сначала определились по 15 лауреатов, которые продолжили спор за лидерство.

Имена победителей Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» объявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов на торжественной церемонии закрытия, состоявшейся в Черкесске 23 сентября.

С лауреатами Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» встретились министр просвещения РФ Сергей Кравцов и Глава КЧР Рашид Темрезов. На встрече педагоги смогли обсудить различные вопросы, в том числе и значение полилингвального образования, создание соответствующих программ и разработка методик. Также поднимался вопрос важности обеспечения преемственности изучения родного языка детьми – в детском саду и затем в школе, была отмечена роль семьи в освоении родных языков, в том числе чтение сказок ребенку. Участники-педагоги поблагодарили главу Минпросвещения за организацию конкурса, а Главу Карачаево-Черкесии – за гостеприимство и интересную программу.

И вот торжественная церемония закрытия. Ее почетными гостями стали Глава КЧР Рашид Темрезов, представители Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, представители администрации Президента РФ, а также представители местных властей и педагоги. Ведущими церемонии и праздничного концерта стали заслуженный артист России, народный артист Республики Башкортостан, солист Мариинского театра Аскар Абдразаков и победительница национального проекта «Большая перемена», чемпион мира всемирной хоровой олимпиады, стипендиат Гранта Президента России Елизавета Долженкова. Золотые голоса России исполнили для участников Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» свои лучшие песни. Также в концерте приняли участие студенты филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске и творческие коллективы Карачаево-Черкесии.

– Второй год подряд проходит конкурс, на котором мы выявляем лучшие практики преподавания родного языка. В прошлом году, когда мы в Ставропольском крае подводили итоги первого конкурса, договорились, что нужно ввести еще одну номинацию, потому что изучение родного языка начинается с детского сада. Важно поддержать и показать значимость учителей дошкольных учреждений, которые прививают любовь к родному языку, литературе и культуре. Поэтому с этого года у нас две номинации, – сказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов, обращаясь к участникам конкурса.

Победителем Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» среди учителей стал учитель родного (русского) языка Артем Гусев, второе место заняла Елена Расова из Республики Коми, третье место досталось Гузель Гайсиной из Республики Башкортостан. В номинации «Лучшие практики развития родной речи детей дошкольного возраста» абсолютным победителем стала воспитатель дошкольной группы школы № 41 Вахитовского района Казани Айсылу Лотфуллина. Второй среди воспитателей стала Марина Федорова из Республики Мордовия, а третье место заняла Елена Цыбина из Донецкой Народной Республики.

– В нашем многообразии – наша сила! Эти слова не раз звучали сегодня в ходе нашей встречи с лауреатами Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы», финал которого в этом году проходит в Карачаево-Черкесии.

Яркие, красивые, вдохновленные и необыкновенные, эти люди не только несут свет и знания, но и своим профессионализмом, чутким сердцем и заботой о родном языке помогают сохранить самобытность и колорит нашей многонациональной, многоконфессиональной России. Вне зависимости от результатов конкурса они уже победители. Потому что гореть любимым делом, развиваться в нем и творить – это и есть победа! – отметил Глава КЧР Рашид Темрезов.

Победитель конкурса – молодой и энергичный Артем Гусев преподает в СОШ № 1 города Гусь-Хрустальный Владимирской области, возглавляет АНО «Центр развития личности «Шаг» и уже более пяти лет занимается педагогической деятельностью. Как говорит Артем, его главная ценность – постоянное развитие, и он рад, что школа – это то место, где у него есть возможность ежедневно расти и помогать другим становиться лучше. У детей гимназии № 19 города Черкесска, где проходили педагогические мастер-классы, Артем Гусев научился приветственным словам и добрым напутствиям на языках народов республики, и именно с них он начал свою благодарственную речь.

– Это очень приятно и ответственно – держать такую награду. Я уверен, что нахожусь здесь потому, что в моей жизни было очень много талантливых учителей. А победу хочу посвятить самым главным учителям в моей жизни – это мой наставник Ирина Вячеславовна Кондратьева и мои родители, – сказал Артем Гусев.

Примечательно, что Артем Гусев обучается на кафедре журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова и не имеет ни педагогического, ни филологического классического образований. Но благодаря своему желанию преподавать он смог стать участником федеральной программы «Учитель для России», которая позволяет привлечь в педагогическую профессию молодых и креативных специалистов из смежных отраслей. Такой подход имеет свои плюсы, ведь Артем Владимирович и его ученики уже имеют немало достижений и останавливаться не собираются.

А победительница в номинации «Лучшие практики развития родной речи детей дошкольного возраста» воспитатель дошкольной группы школы № 41 Вахитовского района Казани Айсылу Лотфуллина обучает малышей татарскому языку, является автором книг и стихов на татарском. Её обворожительная улыбка и неиссякаемая энергия покорили не только детей, но и зрителей. Девушка с детства любила играть в школу и часто бывала на работе у родителей, которые трудились в коррекционной школе Казани.

Победителем конкурса среди воспитателей стала Айсылу Лотфуллина из Казани
Победителем конкурса среди воспитателей стала Айсылу Лотфуллина из Казани
Источник — Фото автора

– Мне безумно нравилось писать на доске мелом; помогать отстающим одноклассникам, легко объясняя сложный материал. От мамы я переняла умение находить общий язык с детьми, красноречие, любовь к татарскому фольклору, а талант мастерить руками, творческий потенциал и артистизм, на мой взгляд, я переняла от отца. Они для меня стали примером как педагоги-профессионалы, они стали моими первыми наставниками, – считает Айсылу Лотфуллина.

Также были вручены призы в специальных номинациях. Победителем в двух из них: «Лучшая медиавизитка» и «Лучшее педагогическое мероприятие с воспитанниками» – стала Гульсина Ишбаева (Республика Башкортостан). В номинации «Лучшая медиавизитка» была отмечена Гузель Гайсина (Республика Башкортостан). Победителем в народном онлайн-голосовании за «Лучший урок» стал Магомед Манапов (Республика Дагестан).

Дипломом в номинации «За профессиональное владение русским языком» наградили Артема Гусева (Владимирская область). Специальный приз за сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, укрепление единства народов России и большой вклад в развитие национальной культуры вручили Александре Дигор (Хабаровский край).

Педагоги, представлявшие на конкурсе Карачаево-Черкесию: учительница абазинского языка Центра образования им. В. Г. Ардзинбы а. Кара-Паго Ида Дахчукова и заведующая ясли-садом «Марамыз» а. Эльбурган Оксана Аджиева – стали лауреатами.

– Для нас сам конкурс, поддержка родного языка и литературы имеют большое значение. У нас многонациональная страна, и мы считаем, что необходимо развивать родные языки. Сегодня мы находимся в Карачаево-Черкесской Республике, где бережно хранят традиции тех народов, которые здесь проживают. Хочу поблагодарить Главу Карачаево-Черкесской Республики, всю команду системы образования региона, организаторов за проведение конкурса на высоком уровне, – отметил глава Минпросвещения России Сергей Кравцов.

Жюри конкурса проделало немалую работу, отбирая лучших из лучших. Работы учителей и воспитателей, сохраняющих родные языки народов России, оценивали опытные педагоги из разных регионов страны. Мархаба Давлетшина приехала из Уфы. У себя на родине Мархаба Давлетшина работает заместителем директора Ресурсного центра по национальному образованию института развития образования Республики Башкортостан и часто организует конкурсы педагогического мастерства. Именно в их регионе впервые был проведен конкурс среди воспитателей, работающих с детьми на разных языках, и их опыт лег в основу всероссийского конкурса.

– Конкурс среди воспитателей в этом году проходил в Северной Осетии, во Владикавказе. Надо отметить хорошую работу организаторов и принимающей стороны: все этапы конкурса были четко продуманы. Работали волонтеры, работники детского сада и министерства образования, и никаких заминок не было. Для людей, приезжающих из другого региона, были созданы все условия, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно. Это относится не только к тому месту, где мы жили, а к отношению людей в целом – Кавказ очень гостеприимный. И то, что нам организовали экскурсию в горы, – это просто незабываемо, очень впечатлило. Участники все хорошо подготовились. Конечно, тут и регионы постарались, и сами воспитатели, и сопровождающие лица. Разные воспитательные мероприятия посмотрели, мастер-классы. У каждого своя изюминка есть, и мы для себя с новой стороны открыли каждый регион, каждого участника, все они показали что-то свое. Мне очень понравилось, огромное спасибо, – сказала член жюри Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» Мархаба Давлетшина.

Воспитатель Нина Костенко представляла на конкурсе Луганскую Народную Республику и город Луганск. Специалист первой категории уже 7 лет работает в Луганском дошкольном образовательном учреждении «Ясли-сад комбинированного вида №2» и проводит занятие с детками на русском языке.

– Огромное спасибо организаторам за возможность встретиться с коллегами, узнать что-то новое, поделиться своими авторскими разработками. Это бесценный опыт, яркие и новые знакомства, масса впечатлений только положительных, – сказала воспитатель из ЛНР Нина Костенко.

Зинаида Ахметовна Барахоева отдала профессии педагога 40 лет и представляла на конкурсе Республику Ингушетия. Педагог с огромным вдохновением готовилась к конкурсу и постаралась показать все свои самые действенные методики в обучении детей ингушскому языку.

– Так получилось, что я не попала в число 15 лауреатов, хоть жюри и высоко оценило мой урок и мою мастерскую. Конечно, было немножечко обидно, тем более я уже очень много лет в школе работаю. У меня довольно большой опыт работы с детьми младшего школьного возраста, я преподаю в начальных классах ингушский язык и литературу. Мой девиз «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти». Значит, будем работать дальше и улучшать свое мастерство. Несмотря ни на что, я рада, что приехала, рада была увидеться с такими замечательными учителями. Это такое богатство, что у нашего народа столько таких замечательных педагогов, – сказала Зинаида Ахметовна.

Преподаватель русского языка и литературы Надежда Золотухина ради конкурса преодолела свыше 3500 километров. Она приехала из Красноярска, где большая часть населения говорит на русском языке.

– Я думаю, что самый большой результат этого конкурса – это то, что образовалось целое сообщество людей, которые горят желанием сохранить родные языки, придумывают какие-то методы, способы, приемы для того, чтобы это сделать, – поделилась Надежда Владимировна.

Участница из Бурятии Аюна Доржиева приехала на конкурс с группой поддержки, в которую вошли ее коллеги Баярма Ц Дамбаева и Зинаида Дамбиева. Педагоги обучают детей Загустайской средней общеобразовательной школы бурятскому языку.

– Мы не попали в число лауреатов, но самое главное – мы показали, как мы проводим уроки, что мы делаем для того, чтобы сохранить наш родной бурятский язык. Мы такой заряд получили, такое желание дальше работать, творить, – поделилась впечатлениями гостья из Республики Бурятии Баярма Дамбаева.

Следующий конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы» состоится в 2024 году в Республике Татарстан.

Справка

Всероссийский профессиональный конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы» проводится Министерством просвещения РФ с 2022 года. Цели состязания – поддержка учителей родного языка и родной литературы, распространение передового опыта преподавания этих предметов. В этом году в финале конкурса приняли участие представители 75 регионов – носители 30 родных языков народов РФ.

Раиса АРНАУТОВА
Поделиться
в соцсетях
"Лучший учитель родного языка и литературы" Администрация Президента РФ Айсылу Лотфуллина Артем Гусев Владикавказ Владимирская область воспитатель Глава КЧР дошкольное образование духовно-нравственное воспитание молодежи Елена Расова Казань концерт Марина Федорова Министерство просвещения России Мордовия образование детей педагоги педагогическая деятельность педагогические работники праздник Рашид Темрезов родной язык Сергей Кравцов Событие учитель русского языка и литературы федеральная программа Федеральное Собрание РФ Черкесск