День республики № 110 от 28.09.2023

Нам нужно многое сказать людям

Директор Русского театра драмы и комедии Хасан Биджиев рассказал о том, что ждет зрителя в новом театральном сезоне

4 октября в 16:57
17 просмотров
Хасан Биджиев с актерами театра на репетиции спектакля «Материнское поле»
Хасан Биджиев с актерами театра на репетиции спектакля «Материнское поле»
Источник — Фото Светланы КИЛБЫ

В последние годы наш театр не раз радовал зрителя яркими премьерами. В минувший понедельник в республиканской филармонии новый театральный сезон был открыт мощной постановкой «Материнское поле» по одноименной повести Чингиза Айтматова. Мы постарались не упустить возможность поговорить с директором и художественным руководителем театра Хасаном Биджиевым.

– Хасан Якубович, начинается новый театральный сезон. Как чувствует себя театр, с каким настроением вы переворачиваете очередную страничку вашей театральной жизни?

– Всякий раз перед началом спектакля я выхожу на сцену, благодарю тех, кто пришел в театр, и рассказываю о наших планах. Очень важно, чтобы то, о чем мы говорим со сцены, доходило до зрителя. Наличие зрителя очень важно, без него спектакль не спектакль, а репетиция. Увы, многие традиции утрачены, в том числе традиция ходить в театр. Причин много. Стараемся возродить утраченное. Мне нужно многое сказать людям. Хочется в своем творчестве отразить происходящее вокруг. А то, что происходит, очень тревожит и волнует всех нас. События последнего времени еще не нашли должного отражения в литературе. Поэтому, если заметили, сейчас все чаще обращаются к русской классике. Основой современных спектаклей становятся произведения Пушкина, Лермонтова, других наших известных литераторов и драматургов.

– В последние годы вы жалели зрителя, отдавая предпочтение легкому, комедийному жанру. И вдруг вы открываете сезон по-настоящему серьезной, эмоционально тяжелой постановкой.

– Сегодня молодежь воспитана на других принципах, не таких, на которых воспитывали нас. Важные для моего поколения вещи перестали быть важными. Люди почему-то стали стесняться любить Родину. Не люблю пафосных слов, но одно время почему-то слово «патриот» оказалось выхолощенным, стало чуть ли не ругательным. А ведь что тут такого? Да, я люблю свою Родину, я готов умереть за свое Отечество. Ведь что составляет мою жизнь? Моя семья, мои близкие, сородичи. Ради них я живу, тружусь, а если надо, то и умру. Почему-то это чувство оказалось утрачено, погашено. Нужно размагничивать, восстанавливать эти отношения. Необходимо пройти духовное очищение, обновить чувства, заставить душевные струны, которые заложены в каждом, зазвенеть, откликнуться на происходящее вокруг. Вот поэтому мы решили обратиться к классику ХХ века Чингизу Айтматову, его замечательному произведению «Материнское поле». Это очень глубокая по своему смыслу повесть, здесь много настоящего. Она неоднократно ставилась в театре, экранизировалась в кино. Мысли, чувства этого замечательного произведения, как кажется, сегодня особенно актуальны.

– Расскажите подробнее о спектакле, кто его поставил?

– Мы пригласили молодого московского режиссера Антона Городецкого. Мне порекомендовал его мой однокашник по ГИТИСу Владимир Байчер, который, кстати, ставил у нас «Женитьбу Бальзаминова». Антон – его бывший студент, он согласился на наше предложение, приехал и поставил спектакль. Подход, сразу скажу, нестандартный, необычный для восприятия. Вся повесть – это разговор женщины с полем. У нее война забрала мужа, сыновей, а потом погибает невестка, на руках остался лишь малолетний внук. Свою боль она доверяет полю, и поле ей отвечает. Это очень искренний, интимный разговор. Играть вообще-то должна одна актриса, но Антон пошел другим путем: в спектакле он задействовал несколько актрис! Монолог разбивается, передается от одной исполнительницы к другой, усиливая, таким образом, динамику сценического действия. Это было действительно интересное режиссерское решение: поручить исполнение роли одной героини, оказывающейся в разных обстоятельствах, разным актрисам.

Признаюсь, не обошлось без сомнений. Когда мы еще только обсуждали, как ставить спектакль, Антон сказал: «Я не хочу, чтобы здесь была музыка, пусть все будет в тишине».

«Погоди, – возразил я, – это не мы с тобой придумали: музыка помогает, связывает спектакль, наполняет его эмоциями». В общем, представить, как это будет выглядеть на сцене, я не мог, и эта идея мне не понравилась. Очень трудно играть, когда нет ни единой ноточки, особенно в пронзительных женских монологах, когда идет особенно мощный эмоциональный напор на зрителя. Сыграть в таких условиях может только настоящий мастер…

Однако я стараюсь не вмешиваться в творческий процесс. Поговорить можно, пообсуждать можно, даже поспорить. Но если понимаю, что в голове у режиссера какие-то полезные «тараканы» зашевелились, которые сделают спектакль интереснее, могу и согласиться. Поэтому и тут не стал наседать на него: молодой, амбициозный, пусть, думаю, попробует.

И знаете, когда принимали спектакль, на последнем прогоне посмотрел и понял, что такая трактовка, безусловно, имеет право на существование. Наши актеры блестяще справились с труднейшим испытанием, сыграв спектакль на одном дыхании, сумев передать всю сложнейшую гамму чувств героини, опираясь только на свое мастерство. В общем, спектакль получился. После пробного показа для студентов колледжа искусств успешно съездили с этим спектаклем на гастроли в Калмыкию.

– То есть практика гастролей возрождается?

– Да, идет обмен спектаклями через Росконцерт. На самом деле, гастроли – это всегда очень ответственно. Хочется, чтобы достойно было. Хочется, чтобы блеск был. Никогда не забуду, как в Новочеркасске, на театральном фестивале, из шести номинаций я четырежды выходил на сцену… Все плакали… Настя Ефремова, известный критик, подбежала, обняла меня. И это было здорово. А когда хоть раз почувствовал что-то хорошее, хочется, чтобы так было еще раз и еще.

– И как приняли в Калмыкии ваши постановки?

– Знаете, я всегда говорил, что Элиста – один из самых театральных городов Юга России. Здесь особый зритель: очень чуткий, благодарный, но при этом очень требовательный. Если спектакль там примут, то значит, его можно везти куда угодно, хоть в столицу. В Элисту мы привезли три спектакля: «Материнское поле», «Женитьбу Бальзаминова» и детскую сказку «Выбери себе друга». Все три прошли «на ура». Понравилась наша трактовка Островского, такого они не видели. Надо отдать должное режиссеру Владимиру Байчеру, он умеет удивить. Но «Материнское поле» произвело особенное впечатление. В течение всего спектакля в зале стояла мертвая тишина. В партере сидел старик, опершись на палку, и… плакал! Плакал весь спектакль, а в сцене, где сын пишет письмо матери, старик опустил голову и зарыдал. Когда спектакль закончился, зрители завороженно продолжали молчать. И лишь спустя какое-то время зал разразился овациями. Актеры ушли за кулисы, а люди не расходились. Потом уже на улице подходили и благодарили. Так что именно это и надо сегодня. Это вечное, это настоящее, а не наносное.

– Вы порадовали жителей Элисты, а ответный визит планируется?

– Конечно, мы к ним, они к нам в октябре должны приехать, приезжают с хорошим репертуаром. Поэтому прошу наших зрителей: обязательно приходите, чтобы наши друзья из Калмыкии тоже почувствовали ваше тепло, услышали ваши аплодисменты. Мы должны достойно встретить коллег, чтобы наша дружба продолжалась.

– Театральная жизнь никогда не была простой, уверен, что и сейчас по горло проблем. Что больше всего мешает вашей работе сейчас?

– Пожалуй, главная сложность сегодня даже не в деньгах, а в отсутствии мужчин. Даже не знаю, что делать. Мужчин-актеров всего пятеро осталось. Олег Кибирев сражается на Украине. Ибрагим Бостанов ногу сломал, играть не может. И ведь оба играли главные роли! А смены нет. Вот национальные театры направляли ребят на учебу в Нальчик, в Северо-Кавказский институт искусств. По две студии выпустили! Но русской студии там вообще нет, а в Москву посылать дорого…

– Может быть, квоты какие-то есть?

– Квоты даже если есть, то одна-две. Это же не решает проблем. Нужно посылать хотя бы человек пятнадцать. Так делали в советское время. Но сейчас это трудно. Тем более у нас целых пять театров! Никого обделить нельзя. Соседи как-то решают эти проблемы, посылают ребят на учебу по всей стране. Но там есть «локомотивы». В соседней Осетии есть Гергиев, в Кабардино-Балкарии – Темирканов. У нас таких титанов, к сожалению, нет. В результате нет пополнения актеров, нет «молодой поросли». Чтобы держаться на достойном уровне, приглашаем режиссеров из Москвы, других городов.

– Спектакль по Айтматову будет единственный в этом году или еще что-то планируете поставить?

– До конца года мы должны поставить еще два спектакля и детский новогодний спектакль! Вот, начинаем ставить «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Не знаю, правда, что делать: в спектакле шесть мужских ролей, а у нас только пять актеров. «Лишний» персонаж хоть «убивай», хоть в женщину переделывай! В общем, приедет режиссер, будем вместе думать, как выкручиваться из этой ситуации.

– А кто же будет ставить Шекспира?

– Московский режиссер Елена Кузина. Она является худруком Студии Михаила Чехова. Очень интересный театральный педагог и сильный режиссер. На ее счету более 30 спектаклей в России, США, Европе. Что немаловажно, Елена имеет опыт работы с творчеством Шекспира. Ее постановка «Гамлет. Очная ставка» дает совершенно новый взгляд на известный сюжет. В театральной среде этот спектакль был хорошо принят, зрители были в восторге. Так что надеюсь, у нас тоже получится что-то интересное.

– А какой другой спектакль?

– «Жених из шкафа» Елены Моцарь. Легкая смешная комедия о деспотичной мамаше и ее затюканной дочке, мечтающей выскочить замуж и запутавшейся в выборе жениха. С режиссером, правда, пока вопрос открытый, рассматриваем несколько вариантов. Мне кажется, что этот спектакль будет хорошо принят. Во всяком случае, в Ставрополе, да и в других городах, он шел «на ура».

– У театра в этом году складывается разнообразный яркий репертуар…

– Скажу вам по секрету, я уже «забросил удочки» и на 2024 год. Наши заявки получили одобрение в Минкультуры. Следующий год я хотел бы полностью посвятить русским классикам. Не хочу забегать вперед, но могу сказать, что уже договорился с очень сильным режиссером. Так что задел на следующий год получился очень серьезный. Если проблем с финансированием не будет, то мы порадуем зрителя яркими, интересными постановками. Будем рады видеть и вас на спектаклях. Приходите, не пожалеете!

А вы знаете, как играют навзрыд?

В понедельник мне удалось самому сходить на спектакль, и после его просмотра просто нельзя не поделиться эмоциями.

Сразу скажу, «игра навзрыд» отнюдь не преувеличение.

Актеры не играли, они на самом деле жили на сцене, жили по-настоящему. Здесь были настоящие, неподдельные чувства, настоящие слезы.

А как им не быть, если все, что происходило на сцене, близко и понятно каждой женщине, каждому человеку.

В тишине зала то и дело раздавались всхлипывания. Люди плакали. По-настоящему. Режиссер спектакля Антон Городницкий был уверен, что наши актеры смогут вытянуть спектакль без фонограммы, сыграть сами, «без подпорок». И он таки оказался прав: они смогли, они сыграли. Фонограммы, действительно, не было. Но музыка была: громкая, настоящая  музыка наших сердец.

И сегодня так близко, так понятно звучат слова Земли-Матери, обращенные ко всем нам: «Эй, люди, живущие на белом свете, что вам нужно – земли? Вот я – земля! Я для всех вас одинакова, вы все для меня равны. Не нужны мне ваши раздоры, мне нужна ваша дружба, ваш труд! Бросьте в борозду одно зерно – и я вам дам сто зерен. Воткните прутик – и я выращу вам чинару. Посадите сад – и я засыплю вас плодами. Разводите скот – и я буду травой. Стройте дома – и я буду стеной. Плодитесь, умножайтесь – я для всех вас буду прекрасным жилищем. Я бесконечна, я безгранична, я глубока и высока, меня для всех вас хватит сполна!»

Но так же близок и понятен ответ, который прозвучал в последнем письме, которое написал Масельбек своей матери: «Мы не выпросили себе войну, и не мы ее затеяли, это огромная беда всех нас, всех людей. И мы должны проливать свою кровь, отдавать свои жизни, чтобы сокрушить, чтобы уничтожить это чудовище. Если мы этого не сделаем, то не достойны будем имени Человека».

Справка

Русский театр драмы и комедии КЧР создан в 1927 году как Черкесский областной драматический театр под руководством режиссера Л. В. Александровича. С 2002 года директором и художественным руководителем является народный артист России Хасан Биджиев. В репертуаре театра такие яркие спектакли, как «Васса Железнова» (режиссер – Ахмат Байрамкулов), «Представление Гамлета в селе Нижняя Мрдуша» (режиссер – Хасан Биджиев), «Тартюф» (режиссер – Анна Зуммер), «Куклы Пигмалиона» (режиссер – Алексей Шумилин), «Примадонны» (режиссер – Вячеслав Бродянский), «Женитьба Бальзаминова» (режиссер – Владимир Байчер), серия детских спектаклей: «Похождения Кота в сапогах», «Щелкунчик», «Выбери себе друга» и многие другие.

Евгений КРАТОВ
Поделиться
в соцсетях
гастрольная деятельность интервью КЧР Росконцерт Русский театр драмы и комедии КЧР спектакль спектакль "Материнское поле" театр театральная постановка театральное искусство Хасан Биджиев художественный руководитель