День республики № 127 от 07.11.2023

Российская фотография. Век ХХ (ч.2)

8 ноября в 10:06
28 просмотров
23 комментария
Сформированные части Красной Армии направляются на фронт. 1919 год.
Сформированные части Красной Армии направляются на фронт. 1919 год.

Продолжение. Начало ч 1.

Революционный чеканя шаг

Петр Оцуп создал портреты практически всех государственных и военных деятелей революционного времени, однако его деятельность не ограничивалась лишь кабинетными сюжетами. Во время Гражданской войны он сопровождал уходящие на фронт части Красной Армии и участвовал в маршах и сражениях 1-й Конной Армии Будённого.

Он оставил яркий фотографический след в истории России XX века, когда отечественная история и время раскололись на «до и после». Далеко не все фотохудожники спешили тогда покинуть свои теплые фотостудии. Петр Адольфович, напротив, окунулся в гущу событий, и в результате оказался не просто официальным фотографом Советской России, но и ее первым фотолетописцем. Его снимки и сегодня удивляют своим масштабом. «У Оцупа была своя исключительность: он перенес пластические законы студийной съемки на массовые сцены. Его митинги и парады выглядят станковой картиной, подсмотренной в объектив, и оттого буквально притягивают глаз. Так «уложить» толпу в кадр не мог никто. Весь мир в 20-е годы смотрел на Россию глазами Оцупа!» – отмечала в одной из своих статей директор Русского музея фотографии Вера Тарасова.

Атака будёновской конницы (предположительно 1920 год)
Атака будёновской конницы (предположительно 1920 год)

Глядя на приведённое фото марширующих красноармейцев можно лишь удивляться чёткости изображения, проработанности деталей, тому, как мастеру удалось сделать этот снимок с помощью примитивной громоздкой деревянной камеры на штативе и при явно не самой лучшей погоде!

Удивительно и то, как он угадывал место установки фотокамеры, момент спуска затвора. И, хотя его оснащение вовсе не было предназначено для съёмки таких сюжетов, в результате на неподвижной фотографии сохранялось впечатление стремительного аллюра кавалерийской атаки. Такое под силу только высоким профессионалам. Творческое наследие Петра Адольфовича огромно – он оставил около 40 тысяч (!) исторических фотографий. С 1918 по 1935 годы он был фактически главным «кремлёвским» фотографом, имевшим возможность фотографировать высших руководителей. С 1919 по 1925 год Пётр Адольфович работал в Фотографии ВЦИК. C 1925 по 1935 год руководил фотостудией ВЦСПС, передавая опыт молодым последователям. Его труд отмечен многими премиями и орденами СССР.

Умер Петр Адольфович Оцуп 23 января 1963 года в Москве.

Продолжение.

Справка

Фотография ВЦИК было одним из ключевых учреждений в структуре советского фотодела в начальный период Советской власти. Было основано весной 1919 года и ориентировано преимущественно на создание фотопортретов представителей партийной элиты, военачальников, работников культуры, ученых и других выдающихся деятелей, а также на фотосъемку официальных мероприятий, «всех важнейших событий, происходящих в Кремле». Первым руководителем этого учреждения был автор официального портрета вождя революции Моисей Наппельбаум.

В. П. РОМАНЕНКО
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России
Поделиться
в соцсетях
биография Вера Тарасова искусство история люди Петр Оцуп Русский музей фотографии творческая деятельность трудовая деятельность фотограф фотографии фотохудожник Это интересно