День республики № 128 от 09.11.2023

Яркий публицист, литератор, ученый

Дмитрию Савченко, бывшему главному редактору газеты «Ленинское знамя», 8 ноября исполнилось бы 90 лет

10 ноября в 11:14
1 просмотр
Дмитрий Савченко (слева) во время командировки в одно из хозяйств Ставропольского края
Дмитрий Савченко (слева) во время командировки в одно из хозяйств Ставропольского края
Источник — Фото из архива семьи Савченко

Журналист, писатель, философ, член союзов журналистов и писателей России, заслуженный работник культуры РСФСР, кандидат исторических наук, действительный член Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург), дважды лауреат краевой журналистской премии имени Германа Лопатина и премии в области литературы им. Андрея Губина. Это все о нем – Дмитрии Савченко.

Он один из тех, кого в ставропольском творческом мире можно назвать знаковой фигурой, объединяющей целые исторические эпохи и поколения. Его имя золотыми буквами вписано в историю ставропольской журналистики. Полвека жизни он посвятил именно ей, начав с районной газеты в Ипатово. Позже работал в «Ставропольской правде», «Кавказской здравнице».

Когда понял, что не хватает знаний, поступил на факультет журналистики Ленинградской высшей партийной школы, где, к слову, готовили не просто журналистов, но будущих руководителей СМИ СССР. Располагалась партшкола в Таврическом дворце. Но впечатляли Дмитрия Савченко не столько мрамор, античные статуи и роскошные камины, которые украшали аудитории, сколько богатейшая библиотека со стеллажами книг на трехэтажных ярусах до самого стеклянного потолка, сквозь который проливало свет балтийское небо. Здесь можно было задерживаться допоздна. А в выходные дни манили многочисленные музеи, архитектурные ансамбли города на Неве. Четыре года потребовалось, чтобы вместе с дочерью обойти их почти все, объездить пригороды Ленинграда – Петергоф (Петро-дворец), Павловск, Гатчину, Царское село, посетить репинские Пенаты. За свою жизнь Дмитрий Савченко жил в одиннадцати городах, каждый из них он любил, но Ленинград остался в памяти навсегда как город, который учил его, учил его дочь.

Яркий публицист, литератор, ученый, человек, мыслящий философски, независимо, Дмитрий Савченко всегда вызывал и по настоящее время вызывает восхищение и серьезное внимание читателей. Андрей Губин назвал Дмитрия Ивановича Одиссеем Ставрополья. Они оба всегда были в вечном скитании и вечном поиске.

В «Ставропольскую правду» Дмитрий Савченко попал по распределению. Вспоминал, что работа в краевой газете оказалась сложнее, чем ожидал. Но газета, коллеги-журналисты многому его научили. «Газета, – говорил он, – задает такой ритм работы, что нужно писать набело. Сразу с листа – в номер. Но для этого надо научиться думать. Вот это самая трудная работа».

Во второй половине 80-х годов прошлого века он трудился и главным редактором областной газеты «Ленинское знамя» в Карачаево-Черкесии. Сложная многонациональная область. Дмитрий Савченко, говоря о национальном вопросе, отмечал, что уверен в одном: у каждой нации есть свои особенности, у каждого человека свои достоинства и недостатки. Надо тянуться к лучшему и самому не делать зла.

Дмитрий Иванович часто вспоминал один эпизод из своей биографии. Только что он пришел на должность редактора газеты «Ленинское знамя». Знакомство с коллективом начал не по справкам о сотрудниках, которые давали ему, а… по материалам, опубликованным в газете за последние полгода. Выделил одного очень сильного журналиста, но оказалось, на него было гонение, он «висел на волоске». Встал на защиту практически незнакомого ему опального журналиста только в силу публикаций последнего, которые понравились ему мастерством пера и наличием у автора нравственных убеждений. И Дмитрий Савченко защитил журналиста. Да и недоброжелатели вскоре изменили мнение о нем.

Высочайший профессионализм и редкие человеческие качества Дмитрия Савченко известны всем, с кем он когда-либо работал и шел по жизни. Приведем несколько автографов, сделанных на подаренных ему книгах ученых, журналистов, писателей, чтобы убедиться в этом:

«… С глубочайшим уважением и признательностью за науку творчества, Дима, ты часто был моим вдохновителем и наставником по журналистской жизни. Успехов тебе! Каждая твоя удача для меня радость. Борис Кучмаев, бывший редактор газеты «Ставропольская правда».

«Дмитрию Ивановичу Савченко – мозговому пресс-центру седого Кавказа, с неизменным уважением и почтением. Анатолий Красников, бывший редактор газеты «Кавказская здравница».

«Разносторонне одаренному Большому Человеку, серьезному исследователю и певцу казачества, с искренним расположением и товариществом. Владлен Сербин, профессор ПГАУ».

В трудовой книжке Дмитрия Савченко десятки должностей. И все эти назначения шли по восходящей. Его выдвигали, оценивали его качества и вновь поднимали планку. «Если я что-то умею и знаю, – говорил он, – то лишь потому, что десятки, даже сотни людей передавали мне свой опыт».

Он очень ценил этих людей и жадно впитывал знания, использовал их. А еще очень ценил такое качество, как память. Многие годы Дмитрий Савченко ездил в Крым, где 8 мая 1942 года погиб его отец – кадровый военный. Керченская катастрофа. Жесточайшие бои с немецко-фашистскими захватчиками. И неисчислимые (полумиллионные) потери Крымского фронта. В Керченском проливе вся вода была красной от крови, рассказывали выжившие участники этой трагедии. Правнук отца Дмитрия Савченко и его внук старается быть достойным прадеда и деда.

За свое газетное творчество он получил известные, заслуженные звания. Но помимо них у него было и звание члена-корреспондента Петровской академии наук, основанной по указу Петра Первого еще 28 января 1724 года. Главной идеей Петра Великого было объединение всей элиты российского общества: ученых, духовенства, педагогов, поэтов, деятелей искусств. Важно, что престижного звания академика Дмитрий Савченко удостоился за литературные произведения, изданные романы «Волчьи ворота», «Дух сомнения», «Молитва странника», «Надежды русского поля» и другие.

Один из романов, «Дух сомнения», получил высокую оценку писателей города на Неве. Эта книга оказалась очень современной и нужной. Ключом к повествованию служит лермонтовское определение демона: «Дух отрицания, дух сомнения». «Как точно расставлены слова, – пишет автор романа, – сначала отрицание, а потом сомнение. Вот логика российского абсурда, особенно на темпераментном Кавказе».

В 2005 году была опубликована повесть в стихах «Мудрец и царь». Тысячелетия человечество ищет ответ на, казалось бы, очень простой вопрос: в чем смысл жизни? Это философский спор между знаменитым Диогеном Синопским и великим полководцем Александром Македонским о путях к счастью – через духовное возвышение или материальное утверждение себя в этом мире. Центральный эпизод произведения – встреча Царя царей с Мудрецом.

Вот небольшой отрывок из повести в стихах «Мудрец и царь»:

… И так бывает. Тайны слов
Способны лишь тому открыться,
Кто всем пожертвовать готов,
Чтоб с песнею заветной слиться.
Во имя торжества добра,
Как жар в словах перегорая,
То радуясь, то так страдая,
Что кровь сочится из пера…

И завершающие слова поэмы:

Конечно, дефицит ума
над человечеством кружится:
Толковых мало, глупых тьма,
а мудрых просто единицы.

Подготовила Валентина ЛЕЗВИНА.

Кстати,

Дмитрий Савченко был известен своими жесткими, критическими статьями, очерками, фельетонами. Например, работу на Кавминводах в качестве собкора он начал не с хвалебных статей, а назвал КМВ в одной из публикаций «регионом непуганых коммерсантов». О работе Дмитрия Савченко главным редактором в областной и краевой курортной газетах многие сотрудники вспоминают с восхищением: он был «играющим тренером».

Поделиться
в соцсетях
воспоминания Дмитрий Савченко журналистика журналисты люди память писатель публицист судьба человека творческая деятельность трудовая деятельность