День республики № 130 от 14.11.2023

Он защищал Ленинград

За участие в этих боях Добай Джашеев был удостоен ордена Красной Звезды

15 ноября в 15:32
2 просмотра

В годы Великой Отечественной войны вместе со всей страной на борьбу с коварным и сильным врагом поднялись и народы многонациональной Карачаево-Черкесии. Тридцать семь наших земляков стали Героями Советского Союза и России.

Тысячи были удостоены других почетных воинских наград. Однако были и те, кто даже не знал о присвоенной награде, и лишь спустя годы справедливость все-таки восторжествовала. Одним из таких незаслуженно забытых героев был Добай Аубекирович Джашеев (на снимке), о котором наш сегодняшний рассказ.

Немирное мирное время

Добай Джашеев родился в а. Карт-Джурт в 1914 г. В 1936 году Добая призвали в ряды Красной Армии. На срочной службе в кавалеристском полку ему присвоили звание старшего сержанта и назначили помощником командира взвода. После завершения призывного срока он продолжил службу в качестве командира взвода конной полковой разведки. В 1939 году его полк принимал участие в боях за освобождение западных областей Украины и Белоруссии, а потом – в советско-финской военной кампании. Демобилизовавшись, он вернулся в аул Даусуз, где работал председателем местного сельпо. Когда началась Великая Отечественная война, его призвали на фронт.

Ораниенбаумский пятачок

Полк, где служил Добай, занял позиции на южном берегу Кронштадта в районе Ораниенбаумского плацдарма. Была поставлена задача не пропустить немцев с этой стороны к городу Ленинграду. Недалеко располагалась небольшая возвышенность, занятая фашистами. Ее так и называли: «пятачок». С этого пятачка немцам как на ладони были видны наши тыловые части, они имели возможность наблюдать за всем, что происходит, не давая нашим войскам передвигаться. Жизненно необходимо было захватить этот «пятачок».

Конечно же, все подступы к высоте были защищены. Из оборудованных блиндажей фашисты простреливали всю округу. И тут пригодилась смекалка.

В батальон как раз доставили для хозяйственных нужд сукно красного цвета. Добай Джашеев привязал красный лоскут к штыку поломанного ружья и, пробравшись под покровом ночи, осторожно водрузил красное полотно над вражеским блиндажом. На следующее утро, как только начало светать, немцы со стороны увидели, что на «пятачке» реет красное знамя. Они решили, что там уже находятся советские войска, и открыли шквальный огонь по своему же блиндажу. Выбегавших оттуда немецких солдат добивали советские бойцы.

Во время противостояния между немцами и нашими окопами на Ораниенбаумском пятачке расстояние было небольшое, всего несколько сот метров: можно было даже видеть и слышать своих врагов. Завязывались и своеобразные отношения. Узнав каким-то образом фамилию отважного снайпера, немцы постоянно кричали в рупор: «Джашейн, переходи на нашу сторону, мы дадим тебе много тысячи марок, корову и козу…». Враги оценили его меткость. Как-то раз они поставили на бруствер пустую бутылку и крикнули «Джашейн, стреляй!». Добай сначала подумал, немцы хотят обнаружить его позицию, но потом азарт возобладал, и он с первого выстрела разбил бутылку. А немцы хором закричали: «Гуд, гуд, Джашейн!».

Вскоре с «пятачком» было покончено. Добай со своим земляком Алимурзой Шенкао разведали эту высоту. Полученные сведения позволили провести штурм, и после ожесточенного боя высота перешла в руки красноармейцев.

О подвигах отважного снайпера неоднократно писали в центральной газете «Красное знамя» и в дивизионной газете «За Родину». Официально на счету у Добая было 84 фашиста, а на самом деле их счет перевалил за сотню.

Много еще подвигов совершил Добай Джашеев. Был тяжело ранен. Учился в нескольких военных училищах.

Жизнь без войны

28 октября 1945 г. Добай был демобилизован и уехал к местам депортации карачаевского народа. С трудом он нашел своих сестёр в селе Пахта-Арал в Каучукском хлопкосовхозе № 12 (Казахстан). Здесь же он устроился работать военруком школы. Наконец, 6 мая 1957 года Добай Джашеев отправился на свою историческую родину. Его, как опытного военного, назначили начальником одного из первых эшелонов, на котором карачаевцы возвращались домой из изгнания. Вернувшись на родину, Добай обосновался в солнечном ауле Сары-Тюз, окончил Карачаево-Черкесский педагогический институт и всю оставшуюся жизнь работал в средней школе учителем физкультуры и военного дела.

А награды?

Храбро воевал Добай Джашеев, достойно работал. Не раз представляли его к наградам. Да так ничего, пока служил, он не получил. Почему? Бог его знает. Сам он ничего не просил, зная, что перед Всевышним, людьми и собственной совестью он чист. Но вот однажды, в 1961 году, Добая вызвали в военкомат. Военный комиссар, твёрдо пожав ему руку, сказал: «Всё-таки награда нашла героя, героизм советского солдата не забудется. Вот твоя награда за Ленинград!» И прикрепил на грудь Добая Джашеева орден Красной Звезды.

Прошло много времени. 7 августа 1987 года Добай Аубекирович ушел из жизни и был похоронен на кладбище аула Сары-Тюз. И вот совсем недавно сын Добая Джашеева, Иса, работающий, как и в свое время его отец, военруком Сары-Тюзской средней школы, решил узнать, какие правительственные награды имел Добай Аубекирович за совершенные боевые подвиги на фронтах Великой Отечественной войны, и направил запрос в наградной отдел Центрального архива Вооружённых сил СССР. И вскоре получил ответ: «старший сержант Джашеев Добай Аубекирович за период участия в Великой Отечественной был награждён орденами: Красного Знамени, Красной Звезды и Славы третьей степени, медалью «За боевые заслуги».

Сегодня боевыми подвигами Добая Джашеева гордятся его потомки: семь дочерей, два сына и двадцать его внуков. Им гордится весь многонациональный народ Карачаево-Черкесии.

Аскербий КОЙЧУЕВ,
доктор исторических наук, профессор,
член союза писателей РФ.

Аскербий КОЙЧУЕВ
Поделиться
в соцсетях
аул Сары-Тюз биография Великая Отечественная война ВОВ Газета "Къарачай" депортация карачаевского народа Добай Джашеев Кунацкая люди орден Красной Звезды судьба человека трудовая деятельность учитель физкультуры