День республики № 136 от 28.11.2023

Куда выпускнику школы пойти учиться

29 ноября в 15:01
3 просмотра
Студенты должны иметь возможность на предприятии познакомиться со своей будущей профессией
Студенты должны иметь возможность на предприятии познакомиться со своей будущей профессией

В Общественной палате республики подвели итоги приемной кампании в вузы и средние профессиональные организации КЧР. В мероприятии приняли участие: заместитель министра образования и науки КЧР Заира Карасова, представители высших и средних профессиональных учебных заведений республики.

Было отмечено, что республике нужны образованные, самостоятельно мыслящие молодые люди, умеющие принимать обоснованные решения в различных сферах экономики и общества. Для подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, во-первых, необходимо в полной мере использовать имеющийся научно-педагогический потенциал, во-вторых, обеспечить равные конкурентные условия для государственных вузов и СПО республики с филиалами других учебных заведений, в-третьих, создать условия для закрепления выпускников школ и колледжей на своей малой родине.

Система среднего профессионального образования республики, отметила Заира Карасова, сегодня представлена 20 профессиональными образовательными организациями, в которых обучается более 11 тысяч студентов, из них 10 950 человек обучаются по программам подготовки специалистов среднего звена, около 910 человек – по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (по 62 специальностям и 9 профессиям). Более половины студентов обучаются в образовательных организациях численностью менее 700 человек, часть образовательных организаций насчитывают менее 300 студентов, при этом содержание колледжей с численностью 200-300 человек обходится учредителю значительно дороже, чем финансирование крупной организации, рассчитанной на 2 тыс. обучающихся. Однако Минобр КЧР идет на это, чтобы обеспечить территориальную доступность профессионального образования для жителей небольших городов и сельской местности. Колледж сегодня наряду со школой, библиотекой, клубом, больницей является неотъемлемой частью социальной инфраструктуры населенного пункта. Достаточно активно развивается сегмент негосударственных колледжей. За последние годы прием в них существенно вырос.

Заира Карасова отметила, что ключевыми отраслями экономики республики являются сельское хозяйство, туризм, легкая и пищевая промышленность, сфера здравоохранения, жилищно-коммунальное хозяйство. Такая тенденция сохранится и в будущем. При этом имеет место дисбаланс реального запроса рынка труда и системы СПО. Для системы профессионального образования самыми популярными направлениями обучения среди абитуриентов продолжают оставаться право и организация социального обеспечения, правоохранительная деятельность, защита в ЧС, фармация, экономика и бухучет, информационные системы и программирование, сестринское дело. Традиционная популярность определенных профессий у населения не совпадает с запросом развивающейся экономики, что говорит о недостаточной просветительской деятельности среди населения.

«Сегодня мы постепенно перестраиваем систему среднего профессионального образования под запросы экономики. С 2018 года контрольные цифры приёма (КЦП) стараемся формировать с учетом регионального перечня востребованных профессий и специальностей, учитываем социально-экономическое развитие региона, потребности промышленных предприятий Карачаево-Черкесской Республики, а также реализуемые инвестиционные проекты», – отметила Заира Карасова.

Министерство образования и науки республики, продолжала Карасова, сокращает контрольные цифры приема по отдельным невостребованным направлениям подготовки, но для повышения качества образовательного процесса, наполнения его новым содержанием, внедрения современных образовательных технологий необходимо улучшение материальной базы колледжей. В рамках ФП «Молодые профессионалы» удалось создать 15 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой, но для значительной части колледжей состояние материально-технической и производственной базы является достаточно острой проблемой. Капитального ремонта требует около половины используемых колледжами площадей. При этом, как отмечали собравшиеся, важнейшим индикатором качества образовательной политики являются трудоустройство выпускников, их последующий профессиональный путь и отдача от полученного образования. Ежегодно профессиональные образовательные организации выпускают более 2 тысяч человек. В 2023 году выпуск составил 2850 чел. В каждой образовательной организации республики функционируют Центры содействия трудоустройству выпускников. На сегодня, по данным Роструда, уровень занятости выпускников ПОО КЧР – 49,1%, и это с учетом индивидуального предпринимательства, самозанятости и продолжения обучения!

«Понятно, что далеко не все выпускники СПО находят работу по профессии. Кто-то уходит в армию или в отпуск по уходу за ребенком. Около трети выпускников используют обучение в колледже как трамплин для перехода в вуз. Имеет место и отток подготовленных специалистов из республики. А хотелось бы, чтобы их потенциал, знания и навыки мы могли использовать для развития республики, а для этого необходимо развивать и создавать новые рабочие места. Кроме того, работодатели не хотят брать специалистов без опыта. Одним из вариантов решения проблемы является создание при колледжах учебно-производственных комплексов, где студенты смогут проходить практическую подготовку и получать первый опыт работы. Причем трудоустройство там будет официальным – студенты будут получать за свою работу зарплату. Такие комплексы колледжи смогут создавать по профилю своих образовательных программ», – отметила Заира Карасова.

Еще одно важнейшее направление развития СПО – обеспечение практического, прикладного характера подготовки. В республике был единичный опыт реализации практико-ориентированного, дуального обучения, когда на производственной базе фирмы ООО «Дадым» было организовано обучение по профессии «повар-кондитер». Все выпускники трудоустроены на данном производстве. К сожалению, работодатели обычно отмечают, что имеется ощутимый дефицит специалистов, которые могут без дополнительного обучения сразу взяться за работу после окончания колледжа. Чтобы поставить таких выпускников на рабочее место, работодатель вынужден обучить их, а значит, потратить свое время и потерять часть потенциальной прибыли. И потому задача отраслевого подхода к управлению колледжами – готовить специалистов под конкретные запросы регионального рынка труда.

На совещании были озвучены и итоги приемной кампании 2023 года. На 2023/2024 учебный год общий объем КЦП по программам высшего образования составил 1385 бюджетных мест, в том числе 1104 – на бакалавриат, 114 человек – на магистратуру и 167 человек – на специалитет. По информации вузов, самый большой конкурс был на медицинские направления – до 8 человек на место, на юридические направления – 6 человек на место, по направлению «история» – 2 человека на место, по направлению «физическая культура и спорт» – 1,5 человек на место. 882 человека приняты в вузы на договорной основе. Наименее популярными профессиями для абитуриентов оказались именно те направления, по которым имеет место недобор: строительство и эксплуатация зданий и сооружений, ремонт и обслуживание автомобилей, землеустройство, сварочные работы. То есть дефицит кадров в этих важных отраслях пока сохранится.

Справка

Общая численность штатных педагогических работников профессиональных образовательных организаций составляет 454 человека. Доля преподавателей и мастеров производственного обучения возрастной категории моложе 40 лет в образовательных организациях – 29,5%. Средний возраст педагогических работников – 47,6 года.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
вуз выпускники высшее образование высшие учебные заведения дефицит кадров Заира Карасова занятость населения итоги КЧР Министерство образования и науки КЧР Минобр КЧР Молодые профессионалы обновление материально-технической базы образование образовательные организации Общественная палата КЧР практико-ориентированное образование прием в вузы приемная кампания просветительская деятельность профессиональное образование Роструд рынок труда совещание современные мастерские социальная инфраструктура специальные учебно-производственные комплексы среднее профессиональное образование среднепрофессиональные образовательные организации статистика студенты трудоустройство выпускников учебно-производственный комплекс федеральная программа Центр содействия трудоустройству выпускников