«Почти свобода» или стимул стать лучше?
Закон, позволяющий переводить людей с наказания в виде лишения свободы на принудительные работы, заработал в России с 2017 года
Тогда же стали появляться первые исправительные центры, а год назад открылось подобное учреждение и у нас в республике. Как живется здесь осужденным и помогает ли им подобного рода «трудотерапия»?
Предыстория
Когда в КЧР было принято решение о создании исправительного центра, ребром встал вопрос, где его разместить. В итоге в оперативное управление ОФСИН было передано здание бывшего отдела МВД России по Прикубанскому району в поселке Кавказском. После ремонта здания и покупки всего необходимого центр приобрел должный вид, а 28 ноября прошлого года состоялось его торжественное открытие.
И вот прошел год. На сегодняшний день здесь находятся 122 осужденных, причем мужчины и женщины живут на разных этажах общежития. Внутренний вид здания хоть и не сугубо домашний, но от колонии тоже отличается. Кроме жилых комнат, оборудованных всей необходимой мебелью, здесь есть пищеблок и столовая, прачечная со всем необходимым для стирки и сушки белья, душевые и бытовые комнаты, где можно погладить одежду, другие подсобные помещения. Имеются даже помещения для совершения религиозных обрядов.
Весь контроль за поведением осужденных осуществляет личный состав исправительного центра. Распорядок дня составляется с учетом особенностей работы, к которой привлекаются осужденные, и прочих обстоятельств.
Трудотерапия
По закону осужденные на «трудотерапию» в основном привлекаются к работам, не требующим специальной квалификации, однако при их трудоустройстве обязательно учитываются пол и уже имеющаяся специальность. Отказаться от предложенной работы они не вправе.
Как сообщил начальник исправительного центра КЧР подполковник внутренней службы Шамиль Камбиев, в настоящее время все осужденные трудятся на тепличном агрокомбинате «Южный», который занимается производством овощей в закрытом грунте.
– По заключенному договору комбинат предоставляет нам необходимое количество рабочих мест. В основном это овощеводы, но при наличии необходимой квалификации кто-то может работать стекольщиком или слесарем, – говорит Шамиль Мухадинович.
Рабочий день у осужденных протекает по общему графику организации – шестидневка с 08-00 до 17-00, с 2-часовым перерывом на обед. Также по договоренности доставка осужденных на работу утром и обратно в центр вечером осуществляется автотранспортом комбината.
Все положения социального, пенсионного и трудового законодательства здесь тоже учитываются, но при этом из зарплаты удерживается определенная сумма по приговору суда, погашаются исковые обязательства и возмещаются расходы по содержанию. Предусмотрен даже ежегодный оплачиваемый отпуск (18 календарных дней), который предоставляется по согласованию с администрацией исправительного центра. Но рассчитывать на него можно лишь спустя полгода принудительных работ.
При этом всем необходимым: продуктами, одеждой, медикаментами, бытовой химией – осужденные обеспечивают себя сами. Если при поступлении в центр личных средств не имеется, администрация обеспечивает их за счет средств федерального бюджета согласно установленным нормам.
Досуг
Проводить личное время за пределами исправительного центра его обитатели могут только с разрешения администрации. Это может быть встреча с близкими или знакомыми, посещение культурного мероприятия, магазина и др. Кстати, возможность проведения выходных и праздничных дней за стенами учреждения тоже является одной из мер поощрения за добросовестное отношение к исполнению вмененных осужденному обязанностей. Хотя, по большому счету, общение осужденных с родственниками практически не ограничено, ведь им разрешено пользоваться сотовой связью.
Личное время в стенах исправительного центра осужденные могут использовать для чтения книг, занятий спортом, просмотра телевизора или решения собственных хозяйственно-бытовых вопросов. Также администрацией центра периодически проводятся тематические культурно-массовые мероприятия.
Разрешено осужденным и обучение по заочной форме в колледжах и вузах, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.
В шаге от воли
Надо ли говорить, что такое подобие «вольной» жизни осужденных к исправительным работам у многих обычных граждан вызывает сильные сомнения. Дескать, живут почти как все (гражданская одежда, работа, возможность иметь при себе деньги и телефон, постоянное общение с родными), в чем же тогда суть наказания? Где он, тот самый «кнут»?
Ответ на этот вопрос кроется как во внутренней жизни центра, так и в личных переживаниях самих осужденных, у каждого из которых своя история «до» и «после» совершенного преступления.
Например, осужденный Х. прибыл сюда в качестве поощрения за хорошее поведение:
– В центр попал спустя несколько лет отсидки в колонии, и это как генеральная подготовка к жизни на воле. Конечно, здесь лучше, чем в колонии, но хуже, чем дома. Поэтому есть к чему стремиться, а за нарушение установленного порядка снова могу оказаться в колонии.
Осужденная А. прибыла в исправительный центр по решению суда, это ее первая судимость, до освобождения осталось совсем немного:
– Отбываю срок по статье 158 УК РФ за кражу. Не удержалась от соблазна, но урок получила суровый. Дома меня ждут муж и маленькая дочка, очень скучаю по ним. В выходные сюда приезжает батюшка, после беседы с ним становится как-то легче на душе. Понимаешь, что есть еще шанс продолжить нормальную жизнь.
Новый формат отбывания наказания оказался востребованным, и с каждым годом осужденных, желающих искупить свою вину трудом, становится все больше.
– Перевод на принудительные работы – это социальный лифт, позволяющий адаптироваться в обществе, получить работу, восстановить социальные и родственные связи, – считает начальник ОФСИН России по КЧР полковник внутренней службы Рамай Галиев, отмечая еще один положительный момент: ряд осужденных после отбытия наказания не прекращают трудовых отношений со своими работодателями. А значит, после выхода на свободу не нужно ломать голову, куда пойти работать и захотят ли взять бывшего «зэка».
Для большей мотивации
Чтобы создать мотивацию контингента к законопослушному образу жизни, администрация исправительного центра привлекает к воспитательному процессу представителей общественности, религиозных организаций и даже родственников, рассказывает Шамиль Камбиев, отмечая, что за активное участие в проводимых мероприятиях осужденные тоже поощряются.
Кстати, принудительные работы могут назначить и по личному ходатайству осужденного или его адвоката в порядке смягчения оставшейся части лишения свободы, но обязательно при наличии положительной характеристики осужденного.
Справка
Принудительные работы – это не свобода, а вид наказания без изоляции осужденных от общества, который заключается в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых органами ФСИН, не более чем на 5 лет. При этом сроки отбытия наказания остаются те же, а если осужденный уклоняется от работ, данное наказание может быть заменено на тюремный срок.
{{commentsCount}}
Комментариев нет