Российская фотография. Век ХХ (ч.5)
1/7
Продолжение. Начало ч 1, ч 2, ч 3, ч 4.
Портретист революции
Павел Семёнович Жуков считается одним из наиболее ярких мастеров портретной фотографии в России начала ХХ века.
Родился Павел Семенович в 1870 году в Симбирске в семье сапожника, где было 19 детей, учился в симбирской мужской гимназии, в 1882 году был награждён похвальным листом «за благонравие и отличные успехи». Лист этот был, кстати, подписан Ильёй Николаевичем Ульяновым, отцом Владимира Ульянова (Ленина), товарища Павла по детским играм.
После окончания гимназии Жуков был отправлен в Петербург, жил и воспитывался у тётки, бывшей замужем за фотографом Константином Шапиро, в его художественном фотосалоне на Невском проспекте. Здесь он получил первые уроки фотоискусства. Однако учёба его длилась относительно недолго по причине развода супругов. Он перешёл в Петербургскую консерваторию по классу флейты, затем Петербургское училище поощрения художеств и Римскую академию художеств.
В итоге Павел Семенович вновь обратился к фотографии и открыл портретное фотоателье на Стремянной улице в Санкт-Петербурге. А в 1906-м Жуков выкупил фотоателье у сына фотографа Шапиро, сохранив его имя на вывеске и паспарту фотографий. Среди посетителей ателье Жукова были люди искусства, в числе которых Максим Горький, Александр Блок, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, а также генералы, министры, фабриканты, известные горожане. Жуковым выполнены фотопортреты Льва Толстого, Антона Чехова, Александра Куприна, Петра Чайковского, Антона Рубинштейна, Сергея Боткина, Ивана Сеченова.
С первых дней революции Жуков стал сотрудничать с новой властью, работал в фотокинобюро Петроградского военного округа. В 1920 году был назначен главным фотографом политуправления округа. Ездил по фронтам Гражданской войны, снимал военные события, красноармейцев, командиров и политработников Красной армии. В том же году был направлен в Москву для съёмки советских государственных деятелей и военачальников. Им выполнены портреты Семена Будённого, Климента Ворошилова, Михаила Фрунзе, Василия Блюхера, Анатолия Луначарского, Георгия Чичерина, Михаила Калинина и др. Наиболее известен сделанный им в 1920 году фотопортрет Владимира Ленина, с которым, согласно ряду источников, Жуков был знаком ещё по Симбирску.
Указывая Павла Жукова в числе оставшихся в истории имён фотографов Октябрьской революции и Гражданской войны, «традиционной регистрирующей фотографии, для которой документальность и беспристрастность превыше всего», историк фотографии Валерий Вальран отмечает, что «на портретах П. С. Жукова, выполненных в пекторальной манере, вожди революции выглядят умными, интеллигентными, а иногда и романтичными». Представленный Жуковым в 1920 году фотопортрет Ленина историк называет «одним из лучших студийных портретов ленинианы». Перед войной фотограф передал большую часть своих негативов в Ленинградский государственный архив кинофотодокументов.
Объектив от фотоаппарата, которым 19 июля 1920 года Жуков снимал Ленина на Марсовом поле в Петрограде, был передан наследниками фотографа в Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина. Увы, личный архив Павла Семеновича, хранившийся в его доме на Невском проспекте, 18, был уничтожен в годы войны прямым попаданием в квартиру артиллерийского снаряда.
Справка
Портретная фотография начала ХХ века была самым многочисленным видом фотографии. В те времена съемка портретов признавалась важной общественной задачей, и сама фотография, которая смогла удовлетворить массовый спрос на портрет, именно поэтому получила свое развитие как новый вид искусства.
{{commentsCount}}
Комментариев нет