День республики № 2 от 13.01.2024

Российская фотография. Век ХХ (ч.6)

16 января в 10:13
5 просмотров
14 комментариев
Николай Макарович Петров
Николай Макарович Петров

Продолжение. Начало ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5.

Пикториализм Николая Петрова

Пикториализм как течение пришёл в Россию на рубеже XIX-XX веков из Европы: пикториалисты провозгласили себя гениальными любителями, вероятно в пику профессионалам. Они сознательно отказались от главного козыря фотографии – документальности. Самым талантливым из них, однако, удалось совместить художественность и документальность, сделать фотографию живой, дышащей и красивой. Николай Петров в этом смысле действительно оказался одним из лучших, а по его работам можно изучать основные черты русского пикториализма. Мягкость, индивидуальность, хрупкость, мимолетность, настроение – вот, пожалуй, те слова, которыми можно описать снимки Николая Петрова. Под стать этим качествам и камерность, винтажи и приглушенный свет.

Николай Макарович Петров родился в семье крестьянина в деревне Корсаково Костромской губернии в 1892 году. В двадцатилетнем возрасте приехал в Москву, работал учеником в фотоателье, копировальщиком-лаборантом, в годы Первой мировой войны был на фронте, а после Октябрьской революции стал солдатом Красной Армии. В 1920-е годы он стал инструктором агитпоездов ВЦИК, а в 1924 году – корреспондентом газеты «Известия» и проработал в ней всю жизнь.

В первые годы советского периода Николай Макарович неустанно вёл летопись крупнейших общественно-политических событий в жизни страны, рассказывал о достижениях промышленности и сельского хозяйства, о работе творческой интеллигенции. Он был участником первых выставок советского репортажа 1926-1927 годов, а на юбилейной выставке «Советская фотография за 10 лет» в 1928 году удостоился почётного диплома и похвального отзыва. Из художественных работ Николая Петрова того периода наиболее популярными оказались «Жатва», «Пастух» и «Вяжут снопы».

Москва. Пушкинская площадь. 1920-е годы.
Москва. Пушкинская площадь. 1920-е годы.

Петров с упоением снимал Москву! Он буквально любовался её удивительным обликом, её неповторимой старой и новой архитектурой, новым социалистическим бытом. Он снимал город, ставший для него воистину родным, в праздники, в будни, в солнечные летние дни и в дни осеннего листопада, в весеннее тепло и в жестокий январский мороз. Эти снимки Москвы стали воистину настоящими документами эпохи. Они обрели огромную историческую ценность и были свидетельством исключительно высокого уровня художественного мастерства автора.

В годы Великой Отечественной войны Николай Петров стал фронтовым корреспондентом «Известий», одним из создателей эпопеи героизма и отваги защитников Отечества.

После войны его авторство нашло воплощение в видовых цветных фотоальбомах, наиболее известным из которых стал «Волго-Донской канал им. В. И. Ленина». За этот альбом автор был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Умер Николай Петров в 1959 году.

Продолжение.

Справка

Пикториализм («живописный») – течение в европейской и американской фотографии второй половины XIX-начала XX в. Подразумевает использование изобразительных и технических приёмов, сближающих фотографию с живописью и графикой таких направлений, как импрессионизм, символизм, модерн, живопись прерафаэлитов и др.

В. П. РОМАНЕНКО
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России
Поделиться
в соцсетях
биография Великая Отечественная война ВОВ газета "Известия" журналисты искусство корреспонденты люди Николай Петров пикториализм творческая деятельность фотоархив фотограф фотографии фотоискусство фотохудожник Это интересно