Хранительница семейного очага
Заслуженный работник высшей школы КЧР Александра Сарцилина почти полвека проработала в КЧГУ (КЧГПИ)
В этой квартире, квартире удивительно доброго, щедрого человека, ученого, известного общественного деятеля Измаила Байрамукова всегда было шумно, многолюдно, гостеприимно, радостно. Сегодня ключом к такому же настроению является четырехлетний внук Измаила Хызыровича – Ахматик. Но речь пойдет не о знаменитом деде, не о внуке, который обещает быть похожим на него, а о хранительнице семейного очага – Александре Ильиничне Сарцилиной.
Встретились родственные души
Наверное, этим вопросом задавалась не только я. Как невысокого, я бы даже сказала, маленького роста зрелый мужчина сумел завладеть сердцем высокой, царственно статной русской девушки намного моложе себя?
Александра Ильинична смеется: «Да, действительно, природа обделила ростом Измаила Хызыровича, но как только мы познакомились, я сразу нашла ключевые слова к пониманию его характера – интеллигентность высокой пробы. От него так и веяло крепостью и физической, и духовной, порядочностью, мужеством».
– Скажите, выходя замуж за человека намного старше себя, не думали о том, что кто-то это осудит, неправильно поймет ваш выбор?
– Поначалу были, конечно, переглядывания, перешептывания за нашими спинами, но все внезапно стихало, точно саблей отсеченное, при виде нас, счастливо идущих по городу вдвоем или с детьми. У нас две дочери. Старшую Измаил назвал Аджуа в честь своей незабвенной мамы, а младшей дал имя моей мамы – Елены. Собственно, и любимой работой, которой я нынче занимаюсь, я обязана ему…
Скажем прямо, не совсем так. Студентка филологического факультета КЧГПИ Сарцилина с первых же дней обратила на себя внимание педагогов. Все делало ее заметной: яркая внешность, рост, открытость, но более всего то, что Шурочка, как ее ласково называли друзья и даже некоторые педагоги, не только умудрялась на лекциях вдумываться в каждую фразу, в каждое слово, но даже делать замечания по существу преподавателям.
– Сарцилина со временем вырастет в первоклассного педагога, – так отзывались о ней именитые профессора КЧГПИ – декан филфака Рауф Клычев, Лейла Бекизова, Мария Саруева, Хызыр Хапсироков, Владимир Тугов, под руководством которого она в свое время защитит кандидатскую диссертацию на тему «Эволюция темы и жанров о Великой Отечественной войне в художественной прозе народов Карачаево-Черкесии».
Получив диплом, Александра намеревалась поработать в школе, причем обязательно в сельской местности, потому что во многом была романтиком, человеком мечты, но вдруг… Банальное «вдруг». Ее назначили ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних при Карачаевском горисполкоме, а председателем горисполкома на тот момент был Измаил Хызырович.
– Конечно же, мои родители пришли в замешательство, узнав о моем намерении выйти за него замуж, но они же и дали добро, узнав его поближе. Моя мама, Елена Яковлевна, всю жизнь проработала воспитательницей в детском саду, папа, Илья Васильевич, был человек мастеровой – мастер-плиточник, начальник цеха плиточных изделий. Словом, люди простые, искренние, не умеющие искать в чем-либо выгоды, они одобрили мой выбор и ни разу об этом не пожалели.
О работе
В 1980 году Александре предложили должность заведующей учебной частью. Должность была и есть довольно ответственная, но дисциплинированная, требовательная к себе и окружающим Александра Ильинична с нею справилась.
В 1999 году Сарцилину назначают начальником учебного управления КЧГУ. Благодаря ее усилиям на этой должности была внедрена система автоматизированного управления вузом. Так, на сегодняшний день в университете весьма успешно используются электронные программы «Учебные планы», «Деканат», «Абитуриент» и другие.
– При всей своей требовательности Александра Ильинична, как никто другой, щедра на комплименты, она не стесняется похвалить то, что ей нравится в человеке, его внешности и поведении, – рассказывает кандидат философских наук Фатима Гогоберидзе. – Но при этом она может за секунду оборвать человека, обсуждающего кого-либо или что-либо. У нее один резон: если кто или что обсуждается, тот или то должно присутствовать и в процессе обсуждения…
Секрет ее успеха не только в этой важной истине, которой она придерживается, дело еще и в кристально честной репутации. Ни одного скандала, никаких жареных фактов… К ее личности никогда не приставали и не могут пристать все те вязкие комья негатива, с которыми с ног до головы облеплены многие вузы в общественном сознании людей.
Довольно скоро большой удельный вес в жизни Сарцилиной стала занимать и другая ипостась. Защитив без особого напряга диссертацию, Александра Ильинична начинает работать по совместительству доцентом на кафедре литературы Института филологии КЧГУ.
– А что подвигло в науку податься? – спрашиваю Александру Ильиничну.
Она отвечает вопросом на вопрос: «А у меня был выбор? Я попала в семью таких талантливых, творческих личностей, что не передать словами. Судите сами. Свекор, Хызыр Османович Байрамуков, – знаменитый общественный деятель конца XIX – начала XX века, просветитель. Три сестры было у Измаила, и все ученые – языковеды, профессора филологических наук – Фатима Хызыровна, Тамара Хызыровна, заслуженный работник высшей школы Карачаево-Черкесской Республики Зоя Хызыровна. Заслуженным работником высшей школы КЧР, почетным работником высшего профессионального образования РФ являлся и сам Измаил. Словом, четыре поколения филологов… Как тут не подумать о возможности самореализации?
– И вы, замечу, преуспели…
– Как сказала Фаина Раневская: «Говорить обо мне – это так скучно!».
Бессребреница
– Тем не менее, меня интересует такая вещь. В свое время Измаил Хызырович был не только председателем горисполкома, но и деканом художественно-графического факультета института, так неужели нельзя было изыскать возможность переехать из вот этой маленькой, тесной трехкомнатной «хрущевки» в другие апартаменты? Вы проработали почти полвека в КЧГПИ, КЧГУ, ведь можно было получить квартиру и в доме, построенном для его сотрудников.
– Можно было. Но даже во времена перестройки, когда началась невиданная вакханалия несанкционированной реконструкции, перепланировок и переделок квартир, причем до такой степени, что даже пожарные выходы во многих домах оказывались «схваченными» железными решетками, Измаилу это в голову не приходило. Он всегда говорил: «Ни за какие коврижки не перееду из родительского дома ни в какие хоромы и не видоизменю их ни под каким предлогом…» Скажу откровенно, единственное, чего он никогда не умел, это добывать материальные блага. Достаток в нашем доме определялся всегда количеством книг, и более ничем.
К слову, такая же бессребреница и сама Александра Ильинична. Ее устраивает в полной мере старый двухэтажный дом на окраине города, в котором она и ее дочери занимают две маленькие, но донельзя уютные квартиры. У нее великолепный, абсолютный в литературе вкус – это поэзия Серебряного века, первой русской эмиграции, запрещенная проза Бунина, невыносимо пронзительное, но странное и загадочное творчество Андрея Платонова, но она никогда не бравирует этим знанием. Александра Ильинична подолгу пропадает в кабинете мужа. Ей легко работается за рабочим столом Измаила Хызыровича, кстати, она автор многих работ, посвященных проблемам развития литератур народов Северного Кавказа.
– При Измаиле редко кто из домочадцев осмелился бы похозяйничать в его кабинете, разве что внук Ахматик, – вздыхает Александра Ильинична, – он так гордился статусом дедушки и без конца повторял, иронизируя над собой: «Я самый молодой дедушка в республике…»
Измаила Хызыровича не стало 25 декабря 2019 года. В день открытия в память о нем мемориальной доски на стене дома, где проживает семья Байрамуковых, прозвучали такие слова: «Вся его жизнь была гарантом качества…»
– Четыре года прошло со дня его смерти, а я все не привыкла к мысли, что буду теперь жить без него. Постоянно вспоминаю его слова: «Если ты хочешь преуспеть в работе, необходимо, чтобы у тебя было все хорошо дома». Умение поддерживать это равновесие дорогого стоит.
Сарцилина умеет это делать.
Досье
Заслуженный работник высшей школы КЧР Александра Ильинична Сарцилина в минувшем году награждена благодарственным письмом Совета Федерации. Радуют успехами дочери, которые также преподают в университете. Аджуа – доктор филологических наук, Елена – кандидат экономических наук, как и отец.
И как отец, как мать, «дочерний батальон» делает ставку в жизни и в работе на главное – гарантию качества.
{{commentsCount}}
Комментариев нет