День республики № 3 от 16.01.2024

Соблюдение закона избавляет от нарушений

В УФАС РФ по КЧР в онлайн-формате состоялись публичные обсуждения правоприменительной практики

17 января в 13:39
3 просмотра

Сотрудники ведомства подвели итоги контрольной и надзорной деятельности управления в 2023 году по основным направлениям.

Внимательность и в мелочах

О правоприменительной практике в сфере антимонопольного контроля рассказал заместитель начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти УФАС РФ по КЧР Марат Байрамуков. Он сообщил, что за отчетный период было возбуждено 4 дела о нарушении антимонопольного законодательства (АМЗ), выдано 3 предупреждения по нарушениям в сфере недобросовестной конкуренции и 16 предупреждений о прекращении действий, ограничивающих конкуренцию и нарушающих статью 15 Закона о защите конкуренции. Кроме этого, было рассмотрено 40 жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров и 20 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Говоря о наиболее часто встречающихся нарушениях АМЗ, Марат Байрамуков привел два примера сложных, с правовой точки зрения, случаев неправомерных действий со стороны организаторов земельных аукционов.

В одном из них земельный участок, который в силу закона не мог быть предметом земельного аукциона, пытались разыграть на торгах. В частности, организатор торгов не только не разместил сведения о максимально допустимых параметрах разрешенного к постройке объекта капитального строительства, но и отрицал факт, что там имеются незарегистрированные строения. Об отсутствии объектов недвижимости в пределах земельного участка говорили и сведения ЕГРН, из чего следовало, что здания незавершенного строительства официально не зарегистрированы, то есть не принадлежат гражданам или юридическим лицам и являются незаконными.

– Также было установлено, что организатор торгов не принимал решения о сносе самовольных построек, следовательно, данный земельный участок вообще не мог быть предметом аукциона, – сказал Байрамуков, добавив, что жалоба была признана обоснованной и организатору торгов выдали обязательное для исполнения предписание.

Второй пример касался факта законности заключенного договора аренды с победителем земельного аукциона. Здесь в ходе работы по поступившей жалобе на неправомерные действия местной администрации муниципального района республики было установлено, что в адрес победителя не был направлен для подписания договор аренды, как это установлено российским законодательством.

– Всегда важно не только правильно организовать торги, но и законно довести всю процедуру заключения договора аренды до конца, – подытожил докладчик.

При этом он сделал акцент на том, что органам муниципальной власти необходимо не только правильно составлять документы по торгам, но и внимательно проверять все характеристики и наличие обременения земельного участка.

Рекламные тонкости

Об актуальных вопросах размещения рекламы в интернете рассказал заместитель руководителя Карачаево-Черкесского УФАС России Инус Матакаев. В частности, он рассмотрел поправки в Закон о рекламе, внесенные Федеральным законом № 347.

– Размещение любой интернет-рекламы в любом случае должно сопровождаться пометкой «реклама», – подытожил озвученную информацию Инус Матакаев.

Далее он осветил деятельность в сфере интернет-рекламы операторов рекламных данных, на которых возлагается обязанность по присвоению идентификаторов, предназначенных для обеспечения прослеживаемости распространенной рекламы и учета информации о ней в Сети. При этом в полномочия ФАС входит вопрос отнесения размещенной в интернете информации к рекламе, контроль за наличием пометки «реклама» и сведений о рекламодателе.

Продолжила тему размещения интернет-рекламы главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции и контроля органов власти УФАС России по Карачаево-Черкесии Людмила Татаршаова.

В своем докладе она сделала упор на информацию о том, что именно в сети Интернет не является рекламой.

– Не признаются рекламой сведения, не содержащие указания на объект рекламирования, не направленные на продвижение товаров на рынке и не формирующие интереса к ним, а также информация из каталогов, рубрик, разделов и категорий на сайте, в соцсетях и официальном приложении, – рассказала она.

Особо спикер отметила тот факт, что однозначно не является рекламной информация, предоставляемая поисковой системой по запросу пользователя и размещенная на личной странице пользователя социальной сети, при этом не формирующая интерес к какому-либо товару и представляющая собой его личное мнение.

Закупки и поставщики

О правоприменительной практике антимонопольного органа в сфере закупок рассказал начальник отдела контроля закупок Карачаево-Черкесского УФАС России Азамат Шебзухов. По его словам, за отчетный период управлением было рассмотрено 39 жалоб на действия заказчиков, в частности по национальным проектам. Отделом контроля закупок ведомства было проведено 11 камеральных проверок, в рамках которых было проверено 48 закупок. В числе проверенных закупок 20 аукционов по нацпроекту «Здравоохранение» и 5 – по национальному проекту «Жилье и городская среда». В числе прочего Шебзухов напомнил, что с 1 января 2024 года заработают критерии выбора единственных поставщиков для закупок лекарств, и их определяют актами Правительства и Президента. При этом лекарства для таких закупок тоже должны отвечать ряду критериев.

В свою очередь, заместитель начальника отдела контроля закупок УФАС России по КЧР Жанна Немчинова рассказала о практике применения правового механизма реестра недобросовестных поставщиков (РНП), куда обычно попадают участники закупочных процедур за несоблюдение правил подписания или исполнения контракта. Только за второе полугодие 2023 года антимонопольщиками было рассмотрено 8 обращений о включении сведений в РНП, по шести из которых сведения включены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.

– Эффективность нашей правоприменительной практики базируется на том, что к включению в РНП может привести только такое уклонение исполнителя от выполнения условий контракта, которое выразилось в умышленных действиях, противоречащих требованиям закона, и, как следствие, нарушило права и законные интересы заказчика, – подчеркнула Немчинова.

В завершение публичных обсуждений представители Карачаево-Черкесского УФАС России ответили на поступившие обращения и дали разъяснения по актуальным вопросам регионального значения в сфере компетенции антимонопольного органа.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях
2023 Азамат Шебзухов антимонопольная служба антимонопольное законодательство госзакупки договор аренды доклад Жанна Немчинова Жилье и городская среда закон "О защите конкуренции" закон "О рекламе" защита конкуренции здравоохранение земельные участки земельный аукцион изменение закона интернет-реклама Инус Матакаев итоги контрольно-надзорная деятельность КЧР Людмила Татаршаова Марат Байрамуков нарушение антимонопольного законодательства нарушения закона нацпроект недобросовестная конкуренция обращения граждан онлайн-мероприятия отчет поправки правоприменительная практика публичные обсуждения размещение рекламы Реестр недобросовестных поставщиков реклама реклама в интернете УФАС России по КЧР