Каждая нота должна быть любимой
Камерный ансамбль Дворца культуры Черкесска отметит двойной юбилей
Без музыкального сопровождения этого исполнительского коллектива не обходится практически ни одно торжественное мероприятие в республике. Основанный в 1994 году на базе республиканской госфилармонии как симфонический оркестр, в 2014 году коллектив утвердился с нынешним составом музыкантов под управлением заслуженного работника культуры КЧР скрипачки Людмилы Ошхуновой. О том, как проходило становление камерного ансамбля, чем он живет сегодня, рассказала сама Людмила Владимировна.
Вариации на тему оркестра
Людмила Ошхунова – уроженка Ейска, а попала в Черкесск в 1978 году по окончании Астраханской консерватории. Её лично пригласил композитор Аслан Дауров, который тогда руководил симфоническим оркестром на базе музучилища. Девушка сразу стала концертмейстером, то есть сопровождала инструменталиста или певца своей игрой во время выступления.
– Это был мой первый опыт оркестровой игры, – вспоминает Людмила Владимировна – Репертуар тогда был очень интересный. Мы исполняли классику и всю музыку, написанную Дауровым, все его симфонические и хоровые произведения. В оркестре играло порядка 50 человек – преподаватели и студенты музучилища, музыканты из других организаций. В оркестре были задействованы все струнные инструменты, все духовые – фагот, кларнет, флейты… Это был прекрасный опыт.
После того, как Дауров уехал в Нальчик, коллектив распался. Однако в 1994 году музыканты собрались в филармонии и организовали новый оркестр, который годы спустя, пережив и взлеты, и падения, в 2014 году трансформировался в камерный ансамбль, и состав его с тех пор не менялся. Как говорит Людмила Владимировна, мэрия Черкесска всегда их поддерживает.
– Профессионализм в нашей работе – это хорошее владение инструментом, – объясняет Ошхунова, – это умение грамотно читать нотные тексты, видеть в этих текстах основное содержание, основной посыл автора, уметь выделить и донести до слушателя и замысел композитора, и своё исполнение.
Своим главным зрителем, слушателем и критиком коллектив считает такого человека, который непременно бывает в зале, прекрасно разбирается в музыке, в исполнительском искусстве, слышит и понимает каждую ноту, каждый полутон.
– Мы должны играть так, чтобы этот человек не мог к нам придраться, – серьёзно говорит Ошхунова. – Но, слава Богу, у нас в ансамбле играют великолепные талантливые музыканты. Но нужны ещё скрипачи, чтобы голоса виолончелей не перевешивали и соблюдался музыкальный баланс.
Мы играем классику!
Несмотря на включение в свой репертуар произведений популярной инструментальной музыки, камерный ансамбль все время делает ставку на классику как на первооснову исполнительского искусства. В свою программу музыканты включили Моцарта, Шостаковича, Баха, Россини, Штрауса, Чайковского, Вивальди…
– У нас такой большой объём популярной классической музыки, что ноты буквально падают с пюпитра во время репетиций, – улыбается Людмила Ошхунова. – Но всё равно мы классике никогда не изменим. В классической музыке есть культура звука. А перед исполнителем ставятся задачи, решить которые профессиональный исполнитель просто обязан. После расшифровки сложного сочетания приёмов и темпов, заданных классической музыкой, исполнение современных инструментальных мелодий для нас как отдых.
– Музыкант обязан любить каждую свою сыгранную ноту, – утверждает Ошхунова.
Выбор нового музыкального произведения проходит коллегиально, и предложить новое произведение для разучивания может каждый, но подключается к обсуждению весь коллектив: находят и распечатывают ноты, разучивают отдельные партии, разрабатывают принципы работы над музыкальным произведением.
– У нас нет авторитарности, потому что в искусстве это абсолютно недопустимо. Давить художника нельзя ни в коем случае. Я, как руководитель, очень деликатна со своими коллегами. У нас у всех принципы работы похожи, мы много репетируем, потом записываем репетиции и прослушиваем. Со стороны каждый слышит свои недостатки, ошибки, над которыми потом скрупулёзно работает.
Подчеркну, что нотный текст музыканты прочитывают и исполняют в задуманном виде, без вариаций и экспромтов.
– Академическое исполнение ложится на все уши. Все эти фокусы с музыкой классической можно проделать, но это больше подходит для каких-то юмористических междусобойчиков, – убеждена Людмила Владимировна.
Однако иногда приходится обрабатывать вокальные произведения для струнного исполнения, когда надо работать с солистами. Например, большой репертуар у камерного ансамбля с народным артистом КЧР Ачаром Меремкуловым. Когда приезжала Любовь Казарновская, музыканты работали и с ней, и это была очень хорошая школа.
О сцене и аудитории
Выступать камерному ансамблю за эти десять лет приходилось перед самой разнообразной аудиторией.
Одно время они регулярно выступали перед детьми в общеобразовательных школах города. В эти концерты музыканты специально включали произведения из «Детского альбома» Чайковского, чтобы приучать детей к классической, но не слишком сложной для восприятия музыке.
Много раз камерный ансамбль играл на сценах филармонии и колледжа культуры и искусств им. А. А. Даурова, ездил с выступлениями по республике. Любимая их аудитория находится в Буково, где зрители встречают с восторгом и на «бис» просят исполнять классику. Доводилось музыкантам выезжать и за пределы республики – в Адыгею.
О выступлениях в других регионах музыканты действительно мечтают – хотят, как говорится, и себя показать, выступить, и других послушать.
– Хотелось бы показать наш репертуар, наше умение, – говорит Людмила Ошхунова. – Мы уверены в себе, потому что знаем, что можем выступить на хорошем уровне и не опозорить республику.
Досье
В ансамбле играют заслуженный работник культуры Карачаево-Черкесской Республики пианист Марина Батрукова, опытные виолончелистки Наталья Иванова и Ирина Кушнарёва, а также четыре скрипача – супруги Мария и Олег Борисовы, Лейла Братова и сама Людмила Ошхунова. Все музыканты с консерваторским образованием.
{{commentsCount}}
Комментариев нет