День республики № 4 от 18.01.2024

Папаха о многом расскажет

Историки никак не определятся, откуда на Кавказ пришел этот головной убор

19 января в 09:32
1 просмотр
Ни один уважающий себя горец не выходил на улицу без папахи
Ни один уважающий себя горец не выходил на улицу без папахи

Многие считают, что папахи попали на Кавказ из Средней Азии вместе с кочевыми тюркскими племенами.

В Средней Азии, как мы знаем, папаха является национальным головным убором прежде всего туркменов.

Они носят папахи с глубокой древности. Это примерно V или VI век. Как минимум с парфянских времен.

Известный советский тюрколог и этнолог Лев Гумилев писал:

«Парфяне – это примерно наши туркмены. Они первыми стали носить эти высокие мохнатые шапки. Во время местных конфликтов некоторые туркмены мигрировали на Кавказ. Так папаха в дальнейшем и стала национальным головным убором жителей данного региона».

Утверждение Гумилева дает нам основание предполагать, что с этих древних времен мужчины и в Дагестане тоже стали носить папаху.

Как правило, раньше было несколько таких головных уборов.

Были папахи для разных видов праздников и циклов жизни. Белую надевали на свадьбу, черную – на похороны, а серого цвета носили как повседневную.

В Дагестане «родиной» папахи ныне считается небольшое село Тебекмахи в Акушинском районе. В советское время здесь изготавливали также популярные фуражки – «аэродромы». Думаю, все помнят такие. Сейчас в этом селе шьют исключительно мохнатые папахи: черные, белые, серые и даже рыжего цвета.

А еще в дагестанских селах практиковался обычай, когда молодой человек, желавший засватать девушку, бросал в окно дома, где она проживала, папаху.

Если головной убор оставался в комнате и его не выбрасывали обратно, то счастливцу можно было рассчитывать на взаимность. Этот обычай упоминается и в некоторых стихах известного поэта Расула Гамзатова.

Сегодня в Тебекмахи сельские мастера главный акцент делают на изготовлении белой папахи.

– Связано это с тем, – говорит мастер Магомед Маммаев, – что знаменитый спортсмен Хабиб Нурмагомедов перед поединками всегда появлялся в белой папахе. Поэтому она стала своего рода символом победы. И заказы именно на белую папаху очень большие. Иногда даже и ночью работаем.

Со временем следом за горцами и азиатами папахи стали носить и казаки. Например, в донских войсках раньше папаху называли «трухменкой».

В XIX веке богатые люди владели обычно сразу несколькими папахами, так сказать, на все случаи жизни. По степени ухоженности можно было определить, насколько состоятелен хозяин данного головного убора. В то время ни один уважающий себя горец не выходил на улицу без папахи. Сбить с головы папаху – это всё равно, что бросить вызов. А взять чужую означало оскорбить человека.

Потеря папахи у горцев была предвестием скорой гибели. Если же владелец сам срывал с себя убор и ударял его о землю, то это было равносильно заявлению «бьюсь до смерти». Такой обычай бытовал и среди казаков.

Считается, что русские солдаты стали носить папахи во время службы на Кавказе, по одним данным, с 1807 года, а по другим – с 1817-го.

Прославленный генерал Багратион иногда и сам щеголял в папахе и бурке. Особенно когда выезжал на охоту.

Начиная с 1845 года почти все казаки в русской армии стали носить черные или белые папахи. Во время Первой мировой войны офицеры и рядовые «Дикой дивизии» тоже носили исключительно черные папахи.

Белые предназначались для ношения во время парадов.

Вскоре после революции 1917 года папахи в армии были отменены. Однако с 1935 года они вновь стали частью униформы.

ЦИК СССР издал постановление «О снятии с казачества ограничений по службе РККА». Это означало, что в составе Красной Армии будут проходить службу теперь и отборные казачьи подразделения, как было и в царские времена. И все казаки в обязательном порядке будут носить папахи.

Но в начале 1941 года указ ЦИК был отменен. Папахи были теперь предназначены для ношения только полковникам, генералам и маршалам.

Казаки стали носить не очень высокие круглые шапки из овчины, которые в народе прозвали «кубанками» (название произошло от казаков Кубани).

Есть также интересные поговорки про этот головной убор.

Некоторые народы на Кавказе обычно говорят: «Папаху носят не для тепла, а для чести». И еще: «Если тебе не с кем посоветоваться, то посоветуйся с папахой».

А выражение «надавать тумаков» происходит от вида папахи, где пришит колпак в виде клина.

В этот клин вкладывали металлическую пластину, чтобы защититься во время сражения.

Еще есть папахи, которые называют «кабардинка». Они отличаются от других тем, что очень высокие. Такую папаху носил, например, знаменитый чеченский танцор Махмуд Эсамбаев. Вне всяких сомнений, этот головной убор народов Кавказа тесно связан с историей, традициями и обычаями предков.

Джабраил АЛИЕВ,
Газета «Дагестанская правда».

Кстати,

папаху в горах носят не только зимой, но и летом, так как в горах летние ночи бывают часто холодными. Раньше, согласно обычаям, мужчина никогда не должен был снимать папаху, даже дома.
Только когда собирался укладываться спать.

Джабраил АЛИЕВ
Поделиться
в соцсетях
Газета "Дагестанская правда" головной убор Дагестан история история народов Кавказа Кавказ - наш общий дом национальная одежда обычаи папаха Пресса Кавказа Республика Дагестан Северный Кавказ традиции