Тонкая работа
Александр Кисьян - мастер настройки музыкальных инструментов
Если бы существовала Красная книга исчезающих профессий, то эта специализация попала бы на ее первые страницы. Ведь такой науке нигде не обучают. Знания передаются из уст в уста,от мастера к мастеру. Или же «добываются» самостоятельно – путем проб и ошибок.
Мастер рассказал нам о тонкостях своей профессии, о том, как происходит настройка музыкальных инструментов, в частности в Адыгейском республиканском колледже искусств имени У. Тхабисимова, где он и работает.
От Пифагора до наших дней
Штучной профессию настройщика музыкальных инструментов делает технический прогресс, привычные нам громоздкие пианино и рояли стремительно теряют позиции, уступают место своим электронным собратьям.
По словам Александра, настройщик – это «боец невидимого фронта». Ему не аплодируют на концертах. Но успешное выступление музыкантов невозможно без кропотливой и высокопрофессиональной работы этого специалиста. Без него инструмент не будет звучать красиво, выразительно, объемно. Эталонная задача настройщика – заставить инструмент звучать в стандартах, которые установил еще Пифагор: звук делится пополам, затем еще раз, и так до тех пор, пока не придет к звукоряду из двенадцати звуков.
Но жизнь вносит коррективы. В настройке музыкальных инструментов тоже что-то меняется. Например, стандарт звука «ля» в 1924 году был установлен во всем мире в 440 герц. А сейчас практически все музыканты настраивают свои инструменты чуть выше – 442 герца.
Эта тенденция – «хочу громче» – заставила «подтянуться» и производителей музыкальных инструментов. Например, одна из японских фирм уже лет двадцать как приняла стандарт в 442 герца.
– Настройка музыкального инструмента – дело непростое, но при этом интересное и даже творческое, – уверен Александр.- Это не просто техническая операция по натяжке струн. Это искусство сродни волшебству, которое и заставляет инструмент «петь» – звучать в равномерно темперированном строе.
По мнению Александра, самый «капризный» и сложный в настройке музыкальный инструмент – это фортепиано. Оно имеет до десяти тысяч различных деталей, от взаимодействия узлов которых и зависит его работоспособность. И практически после каждого многочасового концерта фортепиано «расстраивается» и требует дополнительной настройки.
Футбол и сольфеджио
Путь в профессию у Александра берет начало в далеком детстве, когда он, любитель погонять в футбол или поиграть в шахматы, вдруг открыл у себя интерес к музыке.
– Мои детство и юность прошли в поселке Тульском Майкопского района, – говорит Александр. – Как-то в гостях у родственников я обратил внимание на стоявшее в зале пианино, попробовал что-то наиграть, что называется, двумя пальцами. Мне понравилось, и в восемь лет поступил в музыкальную школу. Отец играл на гитаре, на баяне. Для моих занятий музыкой было приобретено старенькое пианино.
В старших классах музыкалки Александр уже пробовал самостоятельно чинить свое пианино «Кубань», начал изучать механизм музыкального инструмента, читать спецлитературу.
– Моя первая самостоятельная настройка пианино заняла пять часов. Да и сам результат работы мне не понравился. Но он точно стал моим первым шагом в профессию настройщика, – уверен Александр.
Имея за плечами музыкальную школу, Александр поступил в Адыгейский республиканский колледж искусств на отделение «Фортепиано». А завершив учебу, остался работать здесь же – концертмейстером. И одновременно со своими основными служебными обязанностями стал настраивать пианино, рояли.
Руководство колледжа направило Александра на учебу в Ростовскую консерваторию, где он набирался опыта у мастера-настройщика Киропа Лукашевича Хатламаджиева. Наставник щедро делился с молодым коллегой своими профессиональными секретами.
Затем была учеба в Москве в Ассоциации фортепианных мастеров (АФМ) России, которая Александру многое дала. У него появилась возможность знакомства и общения с опытными мастерами как в России, так и за рубежом.
Дерево поет
Для работы настройщику нужна увлеченность профессией. Тогда даже самым сложным делом можно заниматься с удовольствием.
– В фортепиано «поет» дерево. Именно дека, собранная из дощечек резонансной древесины, в частности ели, усиливает звучание и придает звуку неповторимую окраску, тембр, – рассказывает Александр. – Главное для настройщика – это терпение. Специальным ключом надо действовать аккуратно, мелкими осторожными движениями. Важно не только настроить инструмент, но и сделать так, чтобы он как можно дольше «держал строй».
По словам Александра, фортепианных дел мастер отвечает не только за настройку музыкального инструмента, но и за его ремонт. В колледже искусств в ведении Александра более шестидесяти клавишных музыкальных инструментов. Многие из них – уже «в возрасте». Некоторым по сорок, а другим уже даже за пятьдесят лет. Не так давно отряд клавишных учебного заведения пополнился новыми, только что с фабричного конвейера, инструментами – пианино и роялем. Но и они требуют настройки и заботы, так что работы у Александра только прибавляется.
Валерия ЛОМЕШИНА,
Газета «Советская Адыгея».
Кстати,
состояние музыкального инструмента ощутимо зависит от времени года и от многих других деталей. Те же перепады влажности сильно сказываются на работе механики, поэтому настраивают пианино и рояли обычно один-два раза в год: в конце сентября-начале октября и после зимних каникул – в январе-феврале. А еще сверхчуткие механика и резонансные деки клавишных боятся жары, сырости и сквозняков и бесцеремонного обращения.
{{commentsCount}}
Комментариев нет