Рубиновые годы семьи Огузовых
Cупруги Виталий и Марина идут вместе по жизни уже более сорока лет
Виталий и Марина Огузовы в прошедшем году отметили 40-летие супружеской жизни. Они создали семью, будучи студентами, и свадьбу сыграли по всем абазинским и черкесским традициям в Красном Востоке. И, разумеется, в свадебной лезгинке кружились и карачаевцы – как же без друзей из любимого города и «карпеда», с которыми связаны жених и невеста?
Когда общежитие как дом родной
Эта удивительно гармоничная пара с первых дней супружеской жизни поселилась в общежитии пединститута, на их глазах преобразованного в университет. За пролетевшие сорок лет преобразился и студгородок с двумя восьмиэтажными общежитиями, заметно облагородившими своим внешним дизайном облик города. Здесь выросли сын и дочь Огузовых.
– Когда выходишь на балкон и, окидывая взором зимнюю сказку Карачаевска в окружении заиндевелых горных массивов, вдыхаешь чистейший воздух, поневоле молодеешь душой. Хотя, если живешь в окружении студенческой молодёжи, как пелось в одной песне, «старость меня дома не застанет», – делится мыслями Марина Назировна, вахтёр общежития № 1.
Собственно, в этой ипостаси она, выпускница физмата КЧГПИ, сравнительно недавно, а до этого не один десяток лет проработала заведующей библиотекой в этом же студгородке. Поэтому ей, как никому другому, знакомы и духовные запросы студентов.
Здесь живут юноши и девушки из всех республик СКФО, некоторых других регионов России, ближнего зарубежья. В отдельных блоках – полноценных квартирах – сотрудники вуза. После капремонта в общежитиях царят комфорт и уют.
– Общежитие часто называют вторым домом. На деле это место, где постигаешь науку человеческого общения, обретаешь друзей, именно в этих стенах на первом месте – взаимопомощь, участие к судьбе соседа, – продолжает разговор Виталий Битальевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ДПИ и дизайна Института культуры и искусств КЧГУ. – Так мы прожили бок о бок с семьями: Бостановых, Гаджиагаевых, Алиевых, Пазовых и других. Словом, общежитие – это маленькое государство.
Несколько лет назад Огузовы приобрели в Черкесске недостроенный дом, который благодаря мастеровым рукам Виталия Огузова превратился в респектабельный особняк. Но это абсолютно не разлучило их с Карачаевском, родным вузом. А в доме, где с семьёй живет их сын Раджив, они бывают наездами.
– Выезжая за пределы Карачаевска на несколько дней, очень скучаю по городу, соседям, сослуживцам, – не скрывает Марина Огузова. – Ведь мы здесь окончили вуз, свили своё гнездо, растили детей. Кстати, сын Раджив и дочь Оксана в школьные годы с удовольствием посещали уроки карачаевского языка, потом поступили в КЧГУ на факультеты экономики и управления и психологии и социальной работы, соответственно. Они одарили нас шестью внуками.
Этапы большого пути
Виталий Огузов родился в 1956 году в ауле Красный Восток в семье тружеников сельского хозяйства. Отец, Биталий Нарыкович, работал в совхозе плотником, каменщиком, ему легко подчинялась древесина, из которой он мастерил брички, сани, хомуты, сёдла. Мама, Лиза Каматовна из рода Агирбовых, трудилась в полеводстве.
– С класса седьмого я увлекся рисованием и, как отец, работой по дереву – любил мастерить у нас дома на чердаке макеты тракторов, автомашин, самолётов, и уже подспудно зрела мысль о том, что свяжу свою жизнь с искусством, – рассказывает В. Огузов.
После окончания школы он пошёл работать на завод «Микрокомпонент» настройщиком радиоаппаратуры. Потом была служба в армии в группе советских войск в Германии, в самом Дрездене со знаменитой картинной галереей, где собраны шедевры мирового искусства. Безусловно, его потрясли и «Сикстинская мадонна» великого Рафаэля, и «Спящая Венера» Джорджоне, и произведения Рубенса, Тициана, Ван Дейка.
Но на художественно-графический факультет КЧГПИ он поступил не сразу, вернувшись опять на завод. В итоге студентом худграфа он стал только в 22 года, и хотя поначалу он комплексовал рядом со вчерашними школьниками, но тяга к знаниям, кропотливая работа над холстом, пленэры под руководством преподавателей в самых живописных уголках природы сокращали дистанцию между ним, успевшим пройти школу жизни, и младшими сокурсниками.
– Мне повезло: я успел застать легенду худграфа – профессора Георгия Васильевича Беду, основавшего факультет, а также когорту маститых художников. Постепенно мы прирастали художественными мастерскими по обработке природного камня и мрамора, ценных пород древесины, металла, появилась кузня по художественной ковке, – рассказывает В. Огузов.
Пройдёт время, и в 2006 году он возглавит свой любимый худграф, а в 2012 году – с образованием Института культуры и искусств, в который вошёл музыкально-педагогический факультет, – и новое структурное подразделение. Это требовало больших организаторских и управленческих инициатив. И его неутомимая энергия, требовательность, авторитет способствовали успешному становлению ИКИ.
А если перечислять все звания самого доцента Огузова, получится довольно внушительный список: почётный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный работник культуры КЧР, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук РФ, член Ассоциации «Воспитание» при МПГУ (Москва).
Его художественное творчество – это уже предмет отдельной газетной статьи. Но если вкратце, Виталий Битальевич написал свыше сотни картин, отдавая предпочтение пейзажу, и каждое его творение – это, прежде всего, искусный гимн в красках уникальной природе Карачаево-Черкесии.
Словно миг между прошлым и настоящим
У будущей супруги Виталия Битальевича Марины Китовой дома, в Хабезе, в её школьные годы, как и у Виталия, все разговоры были связаны с сельским хозяйством. Её отец, Назир Хусинович, работал завсельхозотделом Хабезского райкома партии, поэтому слова «посевная», «уборочная страда», «откочевка скота» не сходили у него с языка. Он крепко дружил с председателем колхоза, Героем Социалистического Труда Абубекиром Аргуновым и директором совхоза «Хабезский», орденоносцем Каншао Арашуковым. Мама, Айшат Муталибовна Кидакоева, работала телеграфистом на почте и своим троим детям прививала трудолюбие, самостоятельность, доброе отношение к людям.
– После окончания физмата я была вынуждена по семейным обстоятельствам пойти работать воспитательницей в детский сад «Солнышко», муж уехал в Москву учиться в аспирантуре, на руках был ребёнок, мне так было легче, – рассказывает Марина Назировна. – Заведующая садиком Любовь Азретовна Семёнова, образец высокой нравственности и самоотверженности в работе, была для всего нашего коллектива не просто руководителем, а мамой Любой, и этим всё сказано. У неё мы черпали душевность и доброту. Потом была студенческая библиотека, много давшая мне в духовном развитии, общении со студентами. Скажу честно: я нахожу большое удовлетворение в нынешней работе. Ведь на вахте общежития мы не просто блюстители порядка, режима дня, мы остаёмся воспитателями молодёжи, оторванной от дома. Нам часто звонят родители, интересуются поведением своих детей, расспрашивают, в чём они выходят на улицу в зимний холод. И мы с начальником общежития Зухрой Токовой всегда даём им исчерпывающие ответы. Наш студгородок всегда в зоне внимания ректората, студпрофкома, проректора по молодёжной политике. Я уверена, что, расставаясь с общежитием, ни один студент не усомнится в том, что это была не просто крыша над головой, а именно крепость, сравнимая с родным домом.
Есть общая черта у супругов Огузовых – доброжелательность, особая душевная манкость. Как сказала одна моя знакомая, «при встрече таких людей хочется обнять».
Напоследок я задала им простой вопрос:
– В чём секрет семейного счастья и прочности союза?
Оглянувшись на общежитие, перед которым они стояли, Виталий Битальевич ответил за двоих:
– Это когда прожитые совместно годы пролетают как миг, а каждая веха пройдённого пути сладко отзывается в сердце.
{{commentsCount}}
Комментариев нет