Он был для нас другом, товарищем, братом
Под руководством нашего земляка Халиса Болатова возводился Большой Ставропольский канал
Он родился в октябре 1944 года вдали от родного дома, в селении Коз-Тюбе Казахской ССР, куда была депортирована его семья вместе с такими же ни в чем не повинными семьями. В первый класс пошел там же, но окончил школу, к счастью, на родине, в г. Черкесске.
Юноша очень хотел продолжить учебу, но ему пришлось идти работать, поскольку тяжело заболел отец. Выбора не было: в семье семеро детей и все живут в ветхой времянке, да и потом, Халису передались мужской характер, трудолюбие и принципиальность отца.
Свою официальную трудовую деятельность Халис начал в управлении строительства «Ставропольстрой» разнорабочим. Эта работа стала хорошей практикой для него и послужила трамплином для поступления в институт. Точнее, не совсем так. На гидротехническое отделение Новочеркасского инженерно-мелиоративного института он поступил в 1964 году по направлению начальника ПМК-16 вышеназванного управления Героя Социалистического Труда Георгия Бормотова. Георгий Федорович, под началом которого был построен знаменитый Невинномысский канал, с первых дней стал приглядываться к юноше, чьи порядочность, честность и взыскательность к себе сразу бросились ему в глаза.
Получив диплом, Халис вернулся в ПМК-16, которая станет потом родным коллективом для него на долгие годы. Начинал работать мастером, затем начальником участка № 2 в селе Курсавка Ставропольского края, где ПМК-16 вела строительство первой очереди Большого Ставропольского канала.
Это был конец 60-х – начало 70-х годов. Халис Унухович с первых же дней утвердился в наших глазах как неформальный лидер, который руководил подчиненными не только по должности, но еще и потому, что подходил для роли руководителя как никто другой. С первых же дней, собрав всех прорабов, он сказал: «Ребята, работа предстоит очень масштабная, очень ответственная и сложная. За строительством канала будет, несомненно, следить вся страна, как, скажем, за строительством БАМа, потому как строится уникальный, равных которому пока нет в стране, канал. И потому хочу сказать сразу: тем, кому выгоднее будет приукрашивание результатов, нежели объективность, – здесь не место».
Когда мы сдали 2-ю очередь Ставропольского канала, то незамедлительно приступили к строительству 3-й очереди БСК. К тому моменту Халис Унухович был назначен главным инженером ПМК № 1 управления «Ставропольстрой» в г. Благодарном Ставропольского края, но когда наша ПМК № 16 «добралась» до города Светлограда Петровского района, он, оставив свой высокий пост, вновь возглавил свое «детище», то есть ПМК-16.
В 1986 году, когда дело дошло до пуска четвертой очереди, строительство временно законсервировали из-за отсутствия капиталовложений… Как надолго, никто не знал…
В это же время в Карачаево-Черкесии полным ходом шло строительство орошаемых площадей и освоение дождевальной техники, в частности «Фрегата» и «Днепра». И Халиса приглашают на должность заместителя директора «Дирекции строящихся оросительных систем», через два года он становится начальником ПМК-44 треста «Карачаево-Черкесводстрой».
«Руководить – не за руку водить», – всегда говорил Халис Унухович, и даже в самые напряженные моменты работы, обладая поистине неисчерпаемым запасом хладнокровия и рассудительности, он всегда полагался на свой коллектив, доверял каждому, как самому себе, и потому не могло быть и речи, чтобы его распоряжение не исполнилось тотчас же. Отсюда и всегда устойчивый рост производительности труда, строгое выполнение плана, причем постоянно с опережением нормативных сроков любого строительства.
В стройке, можно сказать, была вся его жизнь, даже когда он перешел на совершенно новый для него участок работы, а именно – стал главным инженером, а затем заместителем директора Усть-Джегутинского управления эксплуатации групповых сельхозводопроводов…
В последнее время мы виделись редко. Строители-пенсионеры – народ такой: кто-то живет в Зеленчукской, кто-то в Псыже у дочери, кто-то в Дружбе, но все мы знали, что у Халиса Унуховича все в порядке: дочь Лаура стала кандидатом медицинских наук, как того и хотел отец, сын Артур – юрист, есть внук, внучки… Но не знали того, что ковид унес жизнь нашего любимого шефа… Мы не смогли с ним проститься…
В народе говорят: «Даже тень отца, его крохотная частица – это все равно отец». Так и тень друга, товарища, брата, каким был для нас Халис Болатов, это все равно друг и брат, которого мы будем с благодарностью всегда вспоминать.
От имени всех бывших строителей ПМК-16 Андрей ШАГАЛОВ, Сергей ГЕРБЕКОВ, Владимир ШУНГАРОВ.
{{commentsCount}}
Комментариев нет