День республики № 15 от 13.02.2024

Рассказывайте про ученых на уроках русского

Начать можно с четырех языковедов, совершивших удивительные открытия

14 февраля в 10:43
8 просмотров
Юрий Кнорозов за работой
Юрий Кнорозов за работой

Дети изучают биографии писателей, узнают про великих математиков, химиков и физиков. Но почему же никто не рассказывает школьникам про ученых, которые занимались и занимаются изучением языков? Педагог, к.ф.н., автор телеграм-канала GrigoryOne Артем Григорян уверен, что эту ситуацию надо исправлять.

Спросите себя: сколько раз на уроках русского языка вам рассказывали об ученых-языковедах? Я очень хорошо помню картинки из учебника: серьезные лица, годы жизни, малопонятные слова вроде «исследовал говоры русского языка и историческую грамматику». Вряд ли детям хочется знакомиться с великими лингвистами в таком ключе.

С другой стороны, ведь на других уроках это есть: физики увлеченно рассказывают о Ньютоне и Эйнштейне, математики – о Евклиде и Лобачевском, а химики – о Менделееве и Зелинском.

Так с кем и как обязательно стоит познакомить наших детей на уроках русского?

Юрий Кнорозов

Человек, который расшифровал письменность майя – задачку, над которой безрезультатно больше 100 лет бились ученые разных стран. Причем сделал он это в 33 года, на тот момент не побывав в Мексике ни разу. Как только Кнорозов прочитал статью Пауля Шельхаса «Дешифровка письма майя – неразрешимая задача», в нем проснулся азарт ученого. Он стал работать с майянскими текстами. А дальше произошло то, что впечатлило весь мир: через 3 года после начала исследований Кнорозов выступил с представлением результатов дешифровки. Выступление длилось 3,5 минуты – и ему единогласно была присвоена степень доктора наук вместо кандидата.

Как это произошло? Кнорозов посмотрел на тексты с принципиально иной точки зрения: письмо считалось символьным, а он был уверен, что знаки передают слоги. Это и стало принципом дешифровки. Когда я рассказываю об этом детям, обязательно говорю, что единственное качество поистине великого ученого – смотреть так, как никто до него, и видеть то, чего другие не видят.

Кнорозов был ярким человеком: блестяще играл на скрипке, рисовал и писал художественные тексты. А статью о теории сигналов официально написал в соавторстве со своей кошкой Асей, ведь именно наблюдения за ней подсказали ему идею. На памятнике в Мексике он изображен со своей кошкой.

Есть множество остроумных фраз Юрия Кнорозова, моя любимая – «Я могу заниматься наукой, даже вися на подножке переполненного трамвая».

Панини

Есть люди, которые придумали идеи для всего человечества.

Например, Аристотель с его идеями времени и пространства, качества и количества. Или Платон с идеей диалога как универсальной практики. Панини придумал грамматику. То есть он первым придумал описать язык в правилах того, как тот устроен и как нужно его верно использовать. Он посмотрел на язык как систему со своими правилами отношений элементов и тем, как их правильно сочетать.

Все остальные грамматики дальше, до середины XX века, построены похожим образом: их цель – научить правильно использовать язык параллельно с тем, чтобы зафиксировать правила.

Поэтому все грамматики языков, которые мы видели перед собой, – это воплощение идеи одного человека, который жил 2500 лет назад и который в знак преемственности указывает имена предшествующих языковедов.

Андрей Зализняк

Человек, который поставил точку в научной дискуссии протяженностью 250 лет и доказал, что «Слово о полку Игореве» – подлинное произведение, а не подделка. О чем бы ни говорил Андрей Зализняк, он собирал полные аудитории. В его лекциях о берестяных грамотах раскрывались неочевидные вещи, а древние новгородцы представали живыми людьми.

Древнейшая книга на Руси (начало XI века), которая называется «Новгородский кодекс», была полностью расшифрована ученым, несмотря на огромные трудности: письменность находилась и там, где вощеного покрытия не было, а один текст наслаивался на другой. Зализняк предположил, что воск на внешней стороне дощечки пронзался «писалом» (палочкой для письма) насквозь – и на подложке оставались следы, и это позволило расшифровать «Новгородский кодекс» и перевести его.

К слову, Андрей Зализняк – настоящий популяризатор науки, который основал традиции олимпиад по русскому языку, лингвистике и математике и составил множество лингвистических задач. Решать их с детьми и взрослыми – одно удовольствие.

Андре Мартине

Андре Мартине – один из учителей и наставников Андрея Зализняка. Мартине совершил потрясающее открытие – он открыл закон языковой экономии.

Когда наши дети вместо «Ты в школе?» пишут «Ты в шк?» или в переписке мы встречаем «Встреча в пн» вместо «Встреча в понедельник», а перед матчем в игре ребята пишут «Gl hf» (Good luck, have fun) – это и есть языковая экономия в действии.

Суть ее в том, что мы говорим, как нам удобно, а удобство – в краткости. И Мартине догадался об этом в 1955 году, когда исследовал звуковую сторону языка. Как настоящее большое открытие, «закон экономии» стал с каждым десятилетием играть все более важную роль – и сейчас это главный принцип общения, причем не только сетевого.

Ведь темп жизни и темп общения растут постоянно.

…Есть разные мнения о том, что рассказывать детям на уроках русского. Много раз я слышал: «Программа слишком объемная, часов мало, куда там до ученых!» или «А зачем? Не вижу смысла». В прошлом году ко мне подошла мама Пети, семиклассника. И сказала: «Спасибо вам большое! Вчера Петя показал мне видео о русском ученом, который расшифровал письменность майя. Вот бы в наше время были такие уроки русского, повезло нашим детям». Дети, которые слушают открыв рот, делятся с родителями и ждут новых уроков русского, – вот в чем смысл.

По информации mel.fm

К сведению,

Педсовет – это рубрика для тех, кому интересно образование и воспитание детей, кто работает в школе и кто вовсе не педагог, но душой болеет за подрастающее поколение. Вы тоже можете стать одним из авторов этой рубрики, поделившись с нами своим интересным педагогическим опытом, родительскими наблюдениями, своим взглядом на ту или иную проблему воспитания.

Поделиться
в соцсетях
Андре Мартине Андрей Зализняк Артем Григорян воспитание детей образование образование детей Панини педагоги педагогическая деятельность педагогические работники Педсовет преподаватель урок русского языка ученый ученый-языковед школьники Юрий Кнорозов