День республики № 21 от 27.02.2024

Полжизни во главе исламской уммы

Сегодня Исмаилу-хаджи Бердиеву исполняется 70 лет

28 февраля в 13:46
8 просмотров
Исмаил Бердиев вместе с Владимиром Путиным на Красной площади в День народного единства. 4 ноября 2015 года
Исмаил Бердиев вместе с Владимиром Путиным на Красной площади в День народного единства. 4 ноября 2015 года
Источник — Фото Сергея ГУНЕЕВА, ИА Спутник

Вряд ли кто сегодня не знает муфтия Карачаево-Черкесии, председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаила-хаджи Бердиева, одного из признанных религиозных лидеров России. Однако его путь духовного служения отнюдь не был усыпан розами.

Предназначение

Сам Исмаил-хаджи признавался, что в молодости и не помышлял о том, чтобы стать имамом. Простой парень из крестьянской семьи свой трудовой путь начал, как и миллионы его сверстников: школа, ГПТУ, армия, затем не престижная  работа… Какие тут перспективы? Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает.

В конце 1970-х в Иране произошла исламская революция, а в Афганистане советские войска начали борьбу с моджахедами.

Все эти события не просто вернули религиозный фактор в международную политическую повестку, но и напрямую повлияли на формирование религиозного движения внутри «цитадели научного атеизма». Причем в радикальных формах. Именно в это время в документах впервые появился термин «религиозный экстремизм». Уже тогда, в конце 70-х, выяснилось, что противопоставить активизировавшейся пропаганде религиозных радикалов было нечего. И тут случилось невероятное: была существенно увеличена квота на поступление в единственные в стране исламские учебные заведения – Бухарское медресе Мири-Араб и Ташкентский исламский институт Аль-Бухари.

Бухара

Древнее медресе, разрушенное в 1920 году большевиками, вновь было открыто в 1945 году стараниями выдающегося муфтия Зияуддина Бабахана. Обучение проводилось на самом высоком уровне. Арабский и фарси, исламская теология и блок светских общественных дисциплин позволяли готовить здесь специалистов высочайшего уровня. Да что говорить, практически вся нынешняя элита мусульманского духовенства постсоветского пространства вышла из его стен.

Весть о возможности поступить в медресе и получить настоящее исламское образование докатилась и до далекой Карачаево-Черкесской автономной области. Появились и первые смельчаки, решившие рискнуть светской карьерой и встать на путь духовного служения.

Трудно сказать, какой бы путь выбрал Исмаил-хаджи, если бы не мама. А она мечтала, чтобы ее сын стал эфенди! Мечтала и молила Всевышнего. Вот Он и услышал ее молитвы, дал шанс.

Трудно, ох и трудно пришлось Исмаилу в медресе. Ему было уже под тридцать, а учить все приходилось с нуля. Но помогали товарищи. Вместе с Исмаилом учились его земляки из Карачаево-Черкесии – Исмаил Бостанов, Абулкерим Байрамуков, Абубекир Курджиев, Расул Биджиев. Северокавказское землячество, кстати, возглавлял будущий глава Чеченской республики Ахмат Кадыров.

Жизнь была не сладкой, но приемлемой. Ну да, средневековое здание XVI века только туристам хорошо показывать, жить в нем – то еще удовольствие. Однако гигиена, дисциплина поддерживались на высоте, покруче, чем в Аль-Азхаре! Ну и кормили не от пуза, но вполне сносно: на завтрак – горячий чай, на обед – плов или жаркое с макаронами, на ужин – рисовый суп-мастава или борщ.

Однокашник по медресе Расул-хаджи Биджиев рассказывал: «Нашим признанным лидером и в учёбе, и в труде (с гордостью могу сказать, что на нашем счету – гектары убранных плантаций хлопка!) являлся Исмаил Бердиев. Он же слыл прекрасным поваром и готовил плов лучше самих узбеков».

Возвращение

Окончив медресе в 1988 году, Исмаил продолжил учебу в Ташкентском институте, но уже заочно. Учкекенской мечети требовался имам, да и напряженность в стране нарастала с каждым днем.

И вот полыхнуло. Нет, Советский Союз еще не собирался распадаться. Вся страна штудировала материалы XIX партконференции, а в Ташкенте воинствующая толпа свергла муфтия Средней Азии Шамсуддина Бабаханова (на самом деле высокообразованного, в высшей степени эрудированного человека, блестящего богослова). Практически сразу развернулось движение за свержение северокавказского муфтия Махмуда Геккиева.

Вот тут и стало понятно, насколько правы были те далеко не глупые советские чиновники, разрешившие поехать на учебу в Бухару молодым кавказским ребятам. Именно они в условиях пожара радикализма всех мастей взяли на себя ответственность возрождения религиозной жизни на основе подлинного ислама. Во всех северокавказских регионах были образованы самостоятельные муфтияты. Умму Карачаево-Черкесии и Ставрополья возглавил Исмаил Бердиев. Он фактически руководил всей работой по созданию нового духовного центра, проходившей в течение 1989 года. И хотя официальное его избрание на должность муфтия состоялось в январе 1990 года, было ясно, что именно он, молодой 35-летний имам, является признанным лидером мусульманской общины.

Экстремизм

Между тем страну трясло. Митинги, декларации, парады больших и малых суверенитетов, требования всего и сразу, здесь и сейчас. Трясло и нашу Карачаево-Черкесию. Помимо прочего, у нас отметилась Исламская партия возрождения, активно собиравшая под свои знамена религиозную молодежь. Чего хотели? Мечети строить, медресе, в хадж чтобы ездить и Коран беспрепятственно раздавать. В общем-то, ничего особенного, кроме того, что ради этих благих целей захватывались административные здания, поливались грязью в прямом и переносном смысле чиновники и официальное духовенство, а заодно качали деньги из многочисленных зарубежных фондов. В условиях паралича власти остановить беспредел было сложно. Переломить ситуацию удалось на Третьем внеочередном съезде в декабре 1991 года. Именно на этом съезде, где открыто столкнулись сторонники традиционного и радикального ислама, было сделано публичное осуждение попыток втягивания религии в политику. Именно на этом съезде проявились черты Исмаила Бердиева не только как хорошего организатора, но и как тонкого политика.

Конечно, на этом все не окончилось. Борьба с экстремизмом продолжалась все постсоветские десятилетия. Не закончилась она и сегодня. Борьба жестокая, не на жизнь, а на смерть. От рук террористов погибли многие однокашники Исмаила-хаджи по медресе, его коллеги по духовному служению: Ахмат Кадыров, Исмаил Бостанов, Абулкерим Байрамуков, Абубекир Курджиев и многие другие. Совершались покушения и на самого Исмаила. Когда в нулевые террористы развернули «охоту на имамов», он с улыбкой смотрел на попытки организовать ему охрану: «Если захотят взорвать – взорвут. И никакая охрана не поможет. На все воля Всевышнего».

Ковид

Страшным испытанием для муфтията стала пандемия. Имам, как и врач, не может изолироваться от людей, не может делать намаз по скайпу. И покойника не похоронишь «на удаленке». Да, ограничивали посещение мечетей, да, хоронили в целлофане, но как от людей отвернешься? Вот и болели наши имамы. И не все вернулись в строй из больничных покоев. Ушли в вечность соратники Исмаила Бердиева: кадий Ибрагим-хаджи Катчиев, ответственный секретарь Духовного управления Хасамби Хужев. Слег и сам Исмаил-хаджи. Только по воле Всевышнего и трудами замечательных врачей он остался с нами и продолжил служить людям.

Современная политическая обстановка

Мы уже сказали, что в Бухаре готовили не просто имамов, там готовили государственных мужей, любящих свою Родину, способных понимать государственную политику и участвовать в ее реализации. В полной мере недюжинный государственный ум Исмаила-хаджи проявился, когда началась специальная военная операция. Одним из первых среди духовных лидеров он высказал отношение к конфликту на Украине. В марте 2022 года Исмаил-хаджи заявил в своем интервью нашей газете: «Специальная операция – это необходимость. При этом тот, кто говорит, что война – хорошо, это нехороший человек. Но, понимая, что творилось на Украине, все российские мусульмане полностью поддерживают Президента». Хорошо зная отношение к России в исламских странах, он подчеркнул: «Мусульмане мира понимают, что только Россия может противостоять американской экспансии, поэтому они уважают и поддерживают и нашу страну, и Президента. Поэтому никакой изоляции России не будет. Россия нужна, без нее никуда. Ведь нам помогает Всевышний. Как поется в Гимне, мы действительно – хранимая Богом родная страна».

В тему

15 февраля Президент России Владимир Путин наградил Исмаила-хаджи Бердиева, муфтия Карачаево-Черкесии, председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа и Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии, члена Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России, орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени – за большой вклад в укрепление межнационального и межконфессионального мира, духовно-нравственное воспитание молодежи.

Евгений КРАТОВ
Поделиться
в соцсетях
70 лет биография воспоминания Духовное управление мусульман КЧР Исмаил-хаджи Бердиев история Координационный центр мусульман СК КЧР люди мусульманское духовенство мусульманское образовательное учреждение муфтий КЧР председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа религиозная деятельность религиозный деятель религия судьба человека юбилей