Он смотрит из своих картин
В Детской художественной школе Черкесска проходит выставка художника-авангардиста Эдуарда Хавцева
Она вызывает безусловный интерес у зрителя. Картины мастера, являющиеся результатом поиска новых форм и смыслов, заставляют вчитываться в образы, расшифровывать их. И чем больше вглядывается в работы художника вдумчивый человек, тем больше значений и толкований ему открывается.
Кто водит рукой мастера?
Сколько Эдуард Хавцев себя помнит, он всегда рисовал. Рисовал в садике, в школе, в институте, хотя в художественную школу не ходил, в кружках не занимался, специально ИЗО нигде не учился. Он всегда рисовал так, словно мозг передавал руке какие-то импульсы, водя карандашом по бумаге. В детстве он развлекал себя рисованием, а в отрочестве желание рисовать стало ярко выраженным хобби.
– Я и на стене развешивал свои рисунки, и сшивал их, и склеивал, и аппликации делал, и сжигал, – улыбается Эдуард. – Никому моё хобби, кроме меня, не нравилось. Особенно если учесть, что рисовал я не как все, хотя вначале тяготел к классической подаче изображаемого. Но вскоре понял, что у меня свой способ самовыражения, и я продолжил неосознанно искать свой стиль, свой путь. Хотя мои рисунки больше вызывали оторопь, нежели восхищение или понимание.
Да, у Эдуарда уникальный почерк, который у него вырабатывался постепенно и проявился в яркой, мощной, абсолютно узнаваемой форме.
– Я старался ни у кого не учиться, ничего не перенимать, – признаётся он. – Всё, что я изображал, было по наитию. Конечно, мне советовали разное, упрекали, что нет композиционного центра, что цвета несочетаемые, что много сумбура, что чувствуется отсутствие школы и так далее…
Ну да, у Эдуарда нет художественного образования. Ну, так простите, у Фриды Кало и Поля Гогена тоже его не было, а они заставили говорить о себе весь мир. О творчестве таких художников говорят: муза нашептала, бестелесный дух нашаманил.
Этот бестелесный дух выводит рукой Эдуарда какие-то образы, формы, фигуры, и художник при этом даже представления не имеет, что в результате получится. Потому что, начиная рисовать, Эдуард не имеет никакой сюжетной линии, эскизов, набросков.
А получается интересно. Картины Эдуарда Хавцева цепляют, озадачивают, наводят на разные мысли. У каждого зрителя – своя рефлексия, анализ, толкование, расшифровка увиденного.
Для создания своих композиций Эдуард по большей части использует акварель и гелевые ручки. Карандаши и фломастеры – всё идёт в ход, когда неведомая сила приводит в движение его руку, заводит сердце на другие частоты.
И художник рисует картины-тесты о человеке, заставляющие замедлить шаг у каждой из них.
Я рисую, я себя рисую…
Попробую и я дать своё видение картин Хавцева. Абстракционизм и авангардизм – ни разу не мои любимые направления в живописи, поскольку, как сторонница академической школы в любом виде искусства, я почти всегда отвергаю субъективность формальных элементов и условных конфигураций. Хотя, безусловно, пищу к размышлению даёт любая картина.
Работы Хавцева сначала заставляют вглядываться, а потом отскакивать от картины. Лично со мной получилось именно так. С первой же минуты не покидает чувство, что художник поместил себя внутрь картины и смотрит оттуда на зрителя – отстранённо и всепонимающе. Взгляд вроде устремлён внутрь себя, а кажется, что из зазеркалья картины он проникает в самую глубину мыслей зрителя, обнажая его настоящую суть, его внутренние раздраи, состояния, страхи. Многоликий и многоглазый, как Аргус, автор сливается с изображаемым, при этом становясь зеркальным отражением зрителя. Но что самое чудесное – этот сеанс разоблачения не раздражает, а утихомиривает, и потому не задевает никого всепонимающий отстранённый взгляд из глубин картины.
Пусть эта тропа станет шире
Думал ли Эдуард пару десятков лет назад, что его работы будут вызывать неоднозначное внимание? Вряд ли, тем более что о славе парень не мечтал. Но признание пришло к нему само. Многие работы Эдуарда хранятся в частных коллекциях, у друзей и почитателей его таланта, а некоторые даже находятся в других страны. О творчестве Эдуарда говорят, пишут, снимают телевизионные сюжеты, его приглашают на выставки и национальные мероприятия, награждают. Так, в 2019 году он был удостоен Почетной грамоты Президиума Народного Собрания (Парламента) КЧР за активное участие в декаде по сохранению и развитию абазинского языка и культуры.
Потом активисты одного из благотворительных фондов КЧР обратились к нему с предложением принять участие в благотворительной акции. Эдуард принес несколько своих картин, вырученные средства от продажи которых были переданы фонду.
– Я готов участвовать в любой акции, семинаре, мероприятии, – говорит Эдуард. – Но мечтаю о своей большой персональной выставке, где могу выставить не тридцать картин, как в ДХШ Черкесска, а многие десятки своих работ. Я хочу приходить на эту выставку каждый день и наблюдать за посетителями, за выражением их лиц и глаз.
Этот день, надеюсь, не за горами. Но в чём я абсолютно уверена – что тропинка, которая ведёт в мир Эдуарда Хавцева, скоро очень расширится. Зритель будет приходить к нему за эмоциями и в поисках дополнительных объяснений, которые не получает от других видов искусства. Он найдёт многие ответы у Хавцева, художника с нестандартным мышлением и незашоренным взглядом на мир. Художника, изучающего зрителя из глубин своих картин.
{{commentsCount}}
Комментариев нет