День республики № 25 от 07.03.2024

Сотая весна Софьи Борлаковой

Почётный работник общего образования РФ Софья Юсуфовна Борлакова, несмотря на свой возраст, не утратила живой блеск в глазах и интерес к жизни

11 марта в 10:55
14 просмотров
Свой возраст Софья Юсуфовна несет с достоинством горской княгини
Свой возраст Софья Юсуфовна несет с достоинством горской княгини
Источник — Фото Рената УРУСОВА

Педагогике она отдала свыше 60 лет, а на заслуженный отдых ушла в год своего 95-летия, когда её со всеми почестями, с потоком благодарных слов провожал, считай, весь Карачаевск. Ведь сколько поколений учеников прошло через её руки!

На выборы – с праздником в душе

Со своим супругом Хубуном Казиевичем, блестящим учителем математики, они вырастили дочь и троих сыновей, дав им хорошее образование и привив высокие нравственные принципы, основанные на горских традициях. Их бывшие ученики с теплотой вспоминают педагогов Борлаковых. Софья Юсуфовна, учительница начальных классов, а впоследствии – родного языка, была для них второй мамой, а Хубун Казиевич, на долгие годы бессменный завуч СШ № 1, помнится и как наставник с настоящим мужским характером, за которым как за каменной стеной. Такие в школе в любые времена в большом дефиците. Не потому ли их проверенные жизнью нравоучения прочно закладываются в памяти, словно аксиома о двух параллельных прямых?

В этом благородном особняке, построенном Х. Борлаковым на одной из тихих улочек Карачаевска, всё дышит атмосферой, хранящей живую связь времён, и кажется, каждый уголок ухоженного семейного гнезда приветствует сюда входящего. Это мы одновременно прочувствовали с фотохудожником Ренатом Урусовым, который собирается включить портрет Софьи Юсуфовны в свой проект «Хранители наследия», посвящённый поколению, пережившему депортацию. Нас приветливо встречает хозяйка дома с младшим сыном Расулом, сразу же пригласив на чай с брусничным пирогом. До этого, как оказалось, они спорили на важную для обоих тему. Софья Юсуфовна настаивала на том, что непременно пойдёт на избирательный участок в день голосования своим ходом, чтобы и гражданский долг выполнить, и в школе, по которой скучает, побывать. Сын настаивал на своём: её уже давно записали в число голосующих на дому. И свой бюллетень она опустит в урну, которую ей с почётом преподнесут члены избиркома. Так и не придя «к консенсусу», тему эту они на время отложили.

– Если вы спросите, что я жду от предстоящих выборов Президента, скажу прямо: триумфа того курса, по которому нынче идёт страна. Мы уже давно доказали миру, что рано или поздно с поклоном к России придёт остальное человечество. Правда за нами! – твёрдо сказала седая учительница.

Она хорошо помнит, с каким воодушевлением и сколько раз с праздником в душе она шла голосовать на выборы, и слово «Родина» в эти моменты обретало для неё особую значимость. Ведь каждые выборы переворачивают ещё одну важную страницу истории великой державы.

Педагогика, ставшая судьбой

Она родилась 1 мая 1924 года в ауле Каменномост в многодетной семье Юсуфа Героховича Уртенова и Бийче Сарамурзаевны Казиевой, где росло семеро детей. В труде и заботах о хлебе насущном проходили дни этой уважаемой в ауле семьи, где дети росли трудолюбивыми и воспитанными, ничем не огорчая родителей. После семилетки Софья, окончив Микоян-Шахарское педучилище, вернулась в родную школу учителем начальных классов.

В годы депортации их семья жила в селе Чалдовар Киргизской ССР и поначалу бедствовала, как и все спецпереселенцы вокруг: чеченцы, ингуши, поволжские немцы. Но от отчаяния и нужды спасали труд и сплочённость людей, чувство коллективизма здорово поддерживало изгнанников. «Труд – это дарман (лекарство) от всех болезней. Он спасает человека от нищеты и нужды, делает его независимым», – говорила своим детям мать семейства, достопочтенная Бийче. Её уважали в округе за справедливость и отзывчивость, к ней шли за советом и участием.

В 1946 году Софья познакомилась с участником войны Хубуном Борлаковым, пришедшим с фронта после ранения, и он стал её супругом. К моменту возвращения на родину он окончил физмат Киргизского пединститута. Первым местом работы Хубуна после возращения в родные края станет средняя школа в селе Учкекен. Но впоследствии они оба долгие годы жизни отдадут первой школе Карачаевска.

Мы с Софьей Юсуфовной листаем старые фотоальбомы, а Ренат ищет выгодные ракурсы, чтобы запечатлеть на своём навороченном фотоаппарате нашу героиню. Но я уверена – в любом случае её благородные черты не изменят ни игра света с тенью, ни другие фотоиздержки. Свой возраст она несёт с достоинством горской княгини.

– В нашей первой школе работали корифеи педагогического труда, и их имена в Карачаевске звучат как символы истории города: русовед Нонна Фёдоровна Бурак, талантливый математик Леонид Алексеевич Кулябин, прекрасный знаток немецкого языка Юрий Сергеевич Ливенцев, – перечисляет Софья Юсуфовна. – Рядом с ними хотелось быть лучше и добиваться большего.

– А ещё Константин Евстафьевич Баскаев, Аубекир Османович Байрамуков, – продолжает сын Расул…

Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить

По всему видно, как крепка незримая нить, связывающая мать с сыном, и сколько же скрытой нежности, заботы у её младшего, который из сыновей ближе всех к матери. Валерий живёт в Ростове, Владимир – в Санкт-Петербурге. Дочь Светлана проживает с ней. И вся забота, ответственность по уходу за мамой лежит на ней. Но в данный момент дочь была на работе. Светлана – инженер-технолог филиала ОАО «Флора Кавказа». Знания, полученные детьми в престижных вузах страны, всегда составляли гордость и достояние этой семьи. И, где бы они ни трудились, всегда отличались высоким профессионализмом и компетентностью в своём деле.

Сыновья создали интернациональные семьи: жена Валерия Лариса – кабардинка, супруга Владимира Наталья – гречанка, Расул женат на ногайке. Есть у Халимат Байрамуковой старая поэма конца 60-х годов «Наша мать», где рассказывается о том, как сыновья одной горянки привели в дом снох разных национальностей. Поначалу она с гневом и растерянностью обращается к сынам: «Вы, полюбив, лишь в сердце заглянули, а мне такое дело не с руки – со снохами как будто бы немая, руками разговариваю я». Но потом всё заканчивается миром – мать начинает изучать русский язык, снохи – её родной карачаевский.

– Я часто вспоминаю эту поэму, – говорит Софья Юсуфовна. – Казалось, она уже давно потеряла актуальность. Кто нынче не знает русского языка? Но если смотреть глубже, тут речь идёт больше о взаимопонимании на уровне души, умении находить общий язык. Мои снохи стали мне дочерьми, а Светлане – сёстрами. Они подарили мне семь внуков и столько же правнуков.

Но, к сожалению, в расцвете лет ушли из жизни её снохи Лариса и Наталья. И с этим семья Борлаковых до сих пор не может смириться, до конца осознать, что жизнь не может быть без потерь. А как же старшим здесь не хватает по сей день Хубуна Казиевича… Каждый раз, когда они собираются в отчем доме и старшие рассказывают младшим об их замечательном дедушке и прадедушке, память услужливо воскрешает для Софьи Юсуфовны счастливые картинки прожитых лет в полной семье. И этого духовного свидания с пролетевшими годами потом ей хватает надолго.

А весна каждый раз для неё возвращалась с первыми проклюнувшимися подснежниками, которые ей обычно преподносили на 8 Марта её младшеклассники, радостным щебетанием птиц и неясными надеждами на что-то хорошее. Весна была рядом с ней. И ей этого достаточно.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
биография воспоминания Карачаевск Крупным планом люди Почетный работник общего образования РФ Софья Борлакова судьба человека