Главный на сцене
В понедельник работники культуры страны отмечают свой профессиональный праздник
Эту ведущую с красивым, глубоким, мягким, богатым интонационными жестами голосом хорошо знает каждый, кто посещал музыкальные мероприятия, вечера и концерты в республиканской госфилармонии. Вот уже более 30 лет заслуженная артистка КЧР Алевтина Артёмова работает в этом учреждении культуры, пропагандирующем музыкальное искусство.
«Это моё место!»
Правда, попала наша героиня в филармонию, пройдя довольно изгибистый путь. Сначала она окончила режиссерское отделение музучилища в Черкесске, затем – Ленинградский институт культуры по специальности «режиссёр театрализованных представлений».
В течение десяти лет Алевтина Алексеевна работала в ДК Черкесска, в городском отделе культуры, в Центрах народной культуры и творческой молодёжи, в экспериментальном молодёжном театре…
А в 1991 году Алевтина Алексеевна начала работать в госфилармонии в составе клоунской группы «Ну и ну!» артисткой оригинального жанра.
– С первых дней в филармонии я почувствовала, что это моё место, что я хочу остаться работать именно здесь, – признаётся Алевтина Артемова. – Было очень интересно, всегда был живой контакт с публикой!
К тому же тогда, в 90-е годы прошлого века, филармония подчинялась Росконцерту, поэтому с обменными гастролями артисты объездили весь Северный Кавказ, Калмыкию, Астраханскую область. (Сейчас в основном ездят по республике, но всюду их встречают с радостью).
Но вернёмся к деятельности нашей героини.
Через несколько лет работы в государственной филармонии Алевтина Артёмова стала ведущей концертов камерного оркестра, организованного композитором Муратом Туаршевым. Параллельно вела и молодёжно-эстрадные концерты.
Затем начала самостоятельно заниматься подготовкой концертов как музыковед. Готовила информацию так, чтобы не только объявлять номер за номером, а дать информацию о каждом композиторе интересно, сжато, ёмко и познавательно.
Ну а как иначе? Ведь она выросла в музыкальной семье. Папа-офицер, Алексей Андреевич, играл на гитаре, мама, Екатерина Ивановна, прекрасно пела, обожала театр.
Особенности профессии
В филармонии Алевтине Алексеевне довелось работать со многими исполнителями и музыкантами, но дольше всего она сотрудничала с трио «Джанклыч», вокально-инструментальной группой «Вдохновение» и ВИА «Любава», которому в этом году исполняется 20 лет.
– С самого дня создания «Любавы» я постоянная ведущая концертных программ этого коллектива, – рассказывает Алевтина Артёмова. – Вернее, выполняю две функции – ведущего и музыковеда. Впрочем, я веду и совместные программы – например, объединённый концерт группы «Вдохновение» и трио «Джанклыч»…
А поскольку в филармонии много коллективов, которые выступают в самых разных жанрах, то Артёмова ведёт все праздничные, тематические, сборные концерты – например, на День России, на День народного единства. Или вот недавно закончился республиканский месячник по военно-патриотическому воспитанию школьников и молодёжи. Филармония подготовила и дала целую серию концертов в рамках этого месячника.
Но самая главная деятельность Алевтины Артёмовой вплоть до прошлого года была связана с детским музыкальным театром (ДМТ), у истоков которого она стояла вместе с Анатолием Бармянцевым. Ведь мы помним, кто Артёмова по образованию? Поэтому более 20 лет она была режиссёром-постановщиком и руководителем детского музыкального театра.
Слушаю Алевтину Алексеевну и ловлю себя на мысли: «Интересно, это ленинградская школа проявляется в таком многообразии творческой самореализации или это личная черта характера, не подверженная внешнему влиянию?»
Дирижёр концерта
Главное действующее лицо на сцене, на мой взгляд, – это не выступающий, а ведущий, который задаёт тональность представлению и настраивает публику на нужный лад.
За годы работы на сцене республиканской филармонии Алевтина Артёмова выступала и как ведущая концертов, и как конферансье, а в последние годы – как чтец – мастер художественного слова.
Несмотря на то, что все эти ипостаси предполагают «шоуменскую» деятельность, разница между этими понятия очень большая.
– Конферансье же не просто объявляет концертные номера, но и часто импровизирует, должен мгновенно заполнять паузы, постоянно общается с аудиторией и так далее. Конечно, заготовочки у него всегда есть в запасе, как и постоянная готовность к шутке, вопросу, диалогу, – говорит Алевтина Артемова.
А вот к уровню чтеца – мастера художественного слова Алевтина Алексеевна шла довольно долго, защищая категорию. Потому что это совершенно другой профессиональный уровень, это ведущий, актёр, исполнитель, режиссёр в одном лице, который обязан донести до каждого в зале красоту художественного слова, высокой поэзии. Манера поведения на сцене, манера подачи информации должны включать особенности всех этих профессий – и при этом не быть похожи ни на одну из них.
Поэтому Алевтина Алексеевна, готовя соответствующую концертную программу, ни на миг не расслабляется.
Она уделяет огромное внимание подбору литературного и музыкального материала. Расписывает партитуру своего текста, ставит интонационные и логические паузы, ударения. Она и сейчас импровизирует на сцене – от низкого регистра голоса может перейти на высокий.
– Много лет я мечтаю сделать большую литературно-музыкальную программу по произведениям Халимат Байрамуковой, – признается она. – Исполнять её произведения будут только люди со специальным образованием…
Согласна. На профессиональной сцене должны быть только мастера, годами шлифовавшие свой талант, который от такого усердия начинает сиять всё новыми и новыми гранями.
Факт
Она постоянно совершенствует свое мастерство, самостоятельно занимается тренажом: дикцией, голосом, дыханием, сценическим движением, ищет новые выразительные средства для создания разнообразных литературно-сценических образов.
{{commentsCount}}
Комментариев нет