День республики № 32 от 23.03.2024

Главный на сцене

В понедельник работники культуры страны отмечают свой профессиональный праздник

26 марта в 15:20
2 просмотра
Алевтина Артемова принимает поздравления с творческим юбилеем от директора госфилармонии Рамазана Борокова
Алевтина Артемова принимает поздравления с творческим юбилеем от директора госфилармонии Рамазана Борокова

Эту ведущую с красивым, глубоким, мягким, богатым интонационными жестами голосом хорошо знает каждый, кто посещал музыкальные мероприятия, вечера и концерты в республиканской госфилармонии. Вот уже более 30 лет заслуженная артистка КЧР Алевтина Артёмова работает в этом учреждении культуры, пропагандирующем музыкальное искусство.

«Это моё место!»

Правда, попала наша героиня в филармонию, пройдя довольно изгибистый путь. Сначала она окончила режиссерское отделение музучилища в Черкесске, затем – Ленинградский институт культуры по специальности «режиссёр театрализованных представлений».

В течение десяти лет Алевтина Алексеевна работала в ДК Черкесска, в городском отделе культуры, в Центрах народной культуры и творческой молодёжи, в экспериментальном молодёжном театре…

А в 1991 году Алевтина Алексеевна начала работать в госфилармонии в составе клоунской группы «Ну и ну!» артисткой оригинального жанра.

– С первых дней в филармонии я почувствовала, что это моё место, что я хочу остаться работать именно здесь, – признаётся Алевтина Артемова. – Было очень интересно, всегда был живой контакт с публикой!

К тому же тогда, в 90-е годы прошлого века, филармония подчинялась Росконцерту, поэтому с обменными гастролями артисты объездили весь Северный Кавказ, Калмыкию, Астраханскую область. (Сейчас в основном ездят по республике, но всюду их встречают с радостью).

Но вернёмся к деятельности нашей героини.

Через несколько лет работы в государственной филармонии Алевтина Артёмова стала ведущей концертов камерного оркестра, организованного композитором Муратом Туаршевым. Параллельно вела и молодёжно-эстрадные концерты.

Затем начала самостоятельно заниматься подготовкой концертов как музыковед. Готовила информацию так, чтобы не только объявлять номер за номером, а дать информацию о каждом композиторе интересно, сжато, ёмко и познавательно.

Ну а как иначе? Ведь она выросла в музыкальной семье. Папа-офицер, Алексей Андреевич, играл на гитаре, мама, Екатерина Ивановна, прекрасно пела, обожала театр.

Особенности профессии

В филармонии Алевтине Алексеевне довелось работать со многими исполнителями и музыкантами, но дольше всего она сотрудничала с трио «Джанклыч», вокально-инструментальной группой «Вдохновение» и ВИА «Любава», которому в этом году исполняется 20 лет.

– С самого дня создания «Любавы» я постоянная ведущая концертных программ этого коллектива, – рассказывает Алевтина Артёмова. – Вернее, выполняю две функции – ведущего и музыковеда. Впрочем, я веду и совместные программы – например, объединённый концерт группы «Вдохновение» и трио «Джанклыч»…

А поскольку в филармонии много коллективов, которые выступают в самых разных жанрах, то Артёмова ведёт все праздничные, тематические, сборные концерты – например, на День России, на День народного единства. Или вот недавно закончился республиканский месячник по военно-патриотическому воспитанию школьников и молодёжи. Филармония подготовила и дала целую серию концертов в рамках этого месячника.

Но самая главная деятельность Алевтины Артёмовой вплоть до прошлого года была связана с детским музыкальным театром (ДМТ), у истоков которого она стояла вместе с Анатолием Бармянцевым. Ведь мы помним, кто Артёмова по образованию? Поэтому более 20 лет она была режиссёром-постановщиком и руководителем детского музыкального театра.

Слушаю Алевтину Алексеевну и ловлю себя на мысли: «Интересно, это ленинградская школа проявляется в таком многообразии творческой самореализации или это личная черта характера, не подверженная внешнему влиянию?»

Дирижёр концерта

Главное действующее лицо на сцене, на мой взгляд, – это не выступающий, а ведущий, который задаёт тональность представлению и настраивает публику на нужный лад.

За годы работы на сцене республиканской филармонии Алевтина Артёмова выступала и как ведущая концертов, и как конферансье, а в последние годы – как чтец – мастер художественного слова.

Несмотря на то, что все эти ипостаси предполагают «шоуменскую» деятельность, разница между этими понятия очень большая.

– Конферансье же не просто объявляет концертные номера, но и часто импровизирует, должен мгновенно заполнять паузы, постоянно общается с аудиторией и так далее. Конечно, заготовочки у него всегда есть в запасе, как и постоянная готовность к шутке, вопросу, диалогу, – говорит Алевтина Артемова.

А вот к уровню чтеца – мастера художественного слова Алевтина Алексеевна шла довольно долго, защищая категорию. Потому что это совершенно другой профессиональный уровень, это ведущий, актёр, исполнитель, режиссёр в одном лице, который обязан донести до каждого в зале красоту художественного слова, высокой поэзии. Манера поведения на сцене, манера подачи информации должны включать особенности всех этих профессий – и при этом не быть похожи ни на одну из них.

Поэтому Алевтина Алексеевна, готовя соответствующую концертную программу, ни на миг не расслабляется.

Она уделяет огромное внимание подбору литературного и музыкального материала. Расписывает партитуру своего текста, ставит интонационные и логические паузы, ударения. Она и сейчас импровизирует на сцене – от низкого регистра голоса может перейти на высокий.

– Много лет я мечтаю сделать большую литературно-музыкальную программу по произведениям Халимат Байрамуковой, – признается она. – Исполнять её произведения будут только люди со специальным образованием…

Согласна. На профессиональной сцене должны быть только мастера, годами шлифовавшие свой талант, который от такого усердия начинает сиять всё новыми и новыми гранями.

Факт

Она постоянно совершенствует свое мастерство, самостоятельно занимается тренажом: дикцией, голосом, дыханием, сценическим движением, ищет новые выразительные средства для создания разнообразных литературно-сценических образов.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
2024 Алевтина Артёмова Государственная филармония КЧР Дата день работника культуры Детский музыкальный театр заслуженная артистка КЧР КЧР люди музыкальное искусство режиссер-постановщик судьба человека творческая деятельность Творческие люди трудовая деятельность учреждения культуры человек и его дело