День республики № 33 от 26.03.2024

Нужно сохранить историческую правду

Вышедшая недавно книга Игоря Михайлова «Это было в Черкесске» вызвала большой интерес читателей

27 марта в 11:37
 просмотров
Игорь Михайлов со своей книгой «Это было в Черкесске»
Игорь Михайлов со своей книгой «Это было в Черкесске»

Мы встретились с автором книги «Это было в Черкесске» Игорем Михайловым и поговорили о его творческом пути, о том, как писалась книга, и, конечно, о его творческих планах.

– Расскажите, с чего началось ваше увлечение краеведением?

– Вообще, все в этой жизни не случайно. Ведь я выпускник Ставропольского госпединститута, где всегда были сильны традиции краеведения. Здесь преподавали Владимир Георгиевич Гниловской, Виргилия Владимировна Савельева, Анна Константиновна Швырева. Это были замечательные педагоги, большие краеведы, подвижники этого дела. После института жизнь сводила меня с очень интересными людьми, которым я очень благодарен. Это директор Ставропольского краеведческого музея Вениамин Вениаминович Госданкер и замечательный краевед-историк Изабелла Александровна Усова. Знал я и Валентину Павловну Невскую, которая преподавала в нашем институте. Общаясь с этими людьми, я не мог не заинтересоваться историей.

– А когда вы от просто увлечения перешли к литературному творчеству?

– Мой отец был профессиональным журналистом, работал корреспондентом ТАСС по Карачаево-Черкесии. Я видел, с каким уважением к нему относились. Мне, конечно, хотелось ему подражать. Благодаря ему я был знаком с журналистской средой. Поэтому журналистика была мне близка, и, хотя судьба моя сложилась иначе, я публиковался и в «Ленинском знамени», и в «Ставропольской правде», и в «Молодом ленинце». Увлечение горными видами спорта вылились в основу моей первой книжки – «Пещеры Карачаево-Черкесии».

Занятия поисковой работой в Центре детского и юношеского туризма позволили написать книгу об оккупации Черкесска. В то время активно занимались созданием школьных музеев, практически каждая школа имела свой музей, чем, к сожалению, мы не можем похвастаться в настоящее время. В мои руки попадали интересные материалы, которые часто ломали представление о происходивших здесь событиях. Благодарен судьбе, которая свела меня с таким замечательным человеком, как Валентин Алексеевич Нежинский. Он очень много сделал для восстановления имен незаслуженно забытых, а часто попросту оболганных героев. Несколько раз приходил к нему в квартиру в доме на улице Первомайской, показать собранные материалы. «Это пока рано публиковать, – категорично заявил тогда он мне. – Тебе что, жить надоело?» Лишь спустя годы он, наконец, сказал: «Вот теперь, наверное, можно». Так появилась книжка «160 дней по германскому времени». В этой книге сохранены все фамилии. И тех, кто был патриотом, и тех, кто оказался предателем. Поступило много отзывов, в том числе от тех, кто перенес ужасы оккупации.

– Какую цель вы ставили, когда приступали к работе над вашей книгой о Черкесске?

– Закрытость информации приводит к неточностям и искажениям. Последствия этого мы видим на Украине. Задача краеведа – сохранить историческую правду.

К сожалению, в современной системе образования забыт краеведческий принцип. На самом деле это очень важный принцип, который помогает воспитывать настоящих патриотов большой и малой родины. Поэтому моей целью было подготовить книгу, которую было бы легко и интересно читать, материал из которой могли бы использовать педагоги и учащиеся. При этом в книге нет ни капли вымысла. Каждая фраза, каждый факт основаны на документе или живом свидетельстве.

– В двух словах, о чем книга?

– Эта книга, прежде всего, о людях. О казаках, которые основали нашу станицу, ставшую городом, об их мужестве, об их вере, которая помогала выдержать, выстоять в самых страшных испытаниях. О всех тех, кто в течение двух столетий жил здесь, ежедневно и ежечасно творил трудовой, а когда приходила пора – и воинский подвиг. Наш город пережил разные, весьма непростые эпохи, каждая из которых по-своему интересна.

– Вы проделали огромную работу, для многих ваша информация прозвучит в первый раз. А для вас что-то стало открытием?

– Открытий много, но неразрешенных загадок еще больше. Та же битва с Батал-пашой. Простой факт: на местах крупных сражений обычно находят очень много артефактов: ядер, подков, элементов упряжи, амуниции и тому подобного. У нас ничего такого не найдено. О пребывании пленного сераскира в России известно довольно много. К нему благоволила императрица, сын служил в русской армии. А вот о его жизни в Турции известно мало. Так что исследователям есть над чем работать.

Одна из акварелей Александра Лукьянова
Одна из акварелей Александра Лукьянова

Очень много интересных, неоднозначных событий здесь произошло в первые годы Советской власти, которую у нас провозгласил Александр Гордеевич Макеев. Его в тот же день убили. Казалось бы, значимая фигура, но его имя никак и нигде не было увековечено. Даже место его захоронения утеряно, могила не сохранилась. Почему? Может быть, потому что он был эсером. А может, были другие причины.

Удивительная история произошла с Яковом Балахоновым. Это был легендарный человек. Больше орденов, чем у него, ни у кого не было, и золотое оружие. Он был обласкан властью. Потом его, боевого командира, неожиданно переводят в Москву руководить заводом. Я специально навел справки, это было совсем небольшое предприятие. По сути, это была ссылка. За что? Вскоре он умирает, на похороны приезжают высшие чины вплоть до Ворошилова и Буденного. И вот спустя очень короткое время его объявили врагом народа. Представляете, что люди думали? Если самого Балахонова врагом признали, что с остальными сделают? Так и получилось. Вышла целая статья «Волк в овечьей шкуре», постановили, как положено: разжаловать, отобрать, конфисковать. Чтобы спасти от поругания останки любимого командира, его однополчане сровняли могилу с землей. За это все участники «акции» получили по «червонцу» – по десять лет лагерей. Лишь много лет спустя их, как и самого Балахонова, реабилитировали. И таких трагедий, к сожалению, было множество.

– Как появилось название?

– Название простое, но над ним я долго думал, выбирал. На самом деле содержание книги всегда лежит на совести автора. Можно придумать что угодно. Я всегда чувствовал ответственность перед читателем, поэтому в книге показано именно то, что БЫЛО. Это и отражено в названии: «Это было в Черкесске».

– А что изображено на обложке?

– Это отдельная история. Когда-то жил здесь замечательный человек, Александр Федорович Лукьянов. Был он учителем рисования. Когда он тяжело заболел, он рисовал то, что видел из окна своей квартиры. Сохранились его замечательные акварели, которые передали мне его родственники. Лучшей иллюстрации придумать было невозможно. Именно так и выглядела Пашинка в первой половине ХХ века.

– В книге собран огромный материал. Какими источниками вы пользовались?

– Прежде всего я внимательно прочитал подшивки газет, издававшихся в Карачаево-Черкесии. Большая часть хранится в библиотеке, много нашел в нашем архиве. Благодарен сотрудникам, которые буквально нянчатся с исследователями. В свое время мне помогала Наталья Князева. И сейчас архивисты всегда идут навстречу.

Еще, конечно же, воспоминания. Я сам местный житель, у меня глубокие корни. Мама – историк, перенесла оккупацию. Так что многое слышал от своих родных.

Обращался в самые разные учреждения. Везде мне шли навстречу.

– Ну а какие у вас дальнейшие планы, собираетесь ли писать продолжение?

– Книга заканчивается на эпохе Хрущева. Потом начинается новая бурная эра, насыщенная событиями и именами. Пока не готов браться за такой, прямо скажем, непосильный труд. В ближайших планах новые издания книг – о Великой Отечественной войне к юбилею Победы и об улицах Черкесска к 200-летию нашего города. Первые издания давно стали библиографической редкостью, да и нового материала, фотографий накопилось порядком.

Досье

Игорь Михайлов родился в Черкесске. Выпускник школы № 9.
В 1979 году окончил Ставропольский государственный педагогический институт. Работал в горкоме ВЛКСМ, в краеведческом музее. После службы в армии в 1982 году поступил на работу в Карачаево-Черкесский центр детского и юношеского туризма, которым руководил с 1989 по 2009 год. С 2009 по 2018 год был директором Карачаево-Черкесского педагогического колледжа. С 2018 года работает депутатом городской Думы Черкесска на постоянной основе. Кандидат педагогических наук.

Евгений КРАТОВ
Поделиться
в соцсетях
археологические исследования воспоминания Госдума Государственная дума депутат Игорь Михайлов интервью исследования история история КЧР книга краеведенье литература оккупация территории КЧР патриотическое воспитание поисковая работа сохранение исторической памяти творческая деятельность Центр детского и юношеского туризма Черкесск