День республики № 34 от 28.03.2024

Могучая фигура в истории народа

Со дня рождения поэта, художника, просветителя Ислама Крымшамхалова 31 марта исполнится 160 лет

29 марта в 09:53
27 просмотров
Басханукъ и Ислам Крымшамхаловы (слева направо)
Басханукъ и Ислам Крымшамхаловы (слева направо)

Поэт, художник, просветитель, энтузиаст народного просвещения – так характеризуется Ислам Пашаевич Крымшамхалов в книгах и статьях, посвященных его жизни и творчеству.

Он родился 31 марта 1864 года в семье старшины аула Карт-Джурт, чей древний род был известен и почитаем на всем Кавказе. После ранней смерти своей матери Ислам был взят на воспитание в семью дяди – Исмаила Мирзакуловича Урусбиева. Исмаил был умелым «дирижером» сердец, кумиром молодежи. В условиях трудного горского быта он дал возможность сыновьям и племянникам получить хорошее домашнее образование, сумел заронить в их души потребность самоусовершенствования, постижения наук. Вместе с двоюродными братьями – Сафарали и Наурузом Ислама обучали арабскому письму, основам Корана, русскому языку.

В 1877 году родственники отца отдали Ислама в Ставропольскую гимназию, одну из лучших гимназий России. Здесь он проучился два года и возвратился в родной аул. В 1880 году шестнадцатилетним юношей Ислам поступает на службу в Конвой Его Императорского Величества Александра III и уезжает в Петербург. К этому времени он прекрасно знал русский язык, историю и культуру России, был знаком со многими русскими учеными и общественными деятелями, посещавшими Карачай и Балкарию. Эти знакомства были продолжены в 1880-1884 годах, в период его нахождения в столице.

Годы службы в Конвое были для юного Ислама временем углубленного постижения русской и мировой культуры, учебы у великих мастеров кисти и слова. В эти годы он пишет стихи, рассказы, очерки как на русском, так и на родном языке, тесно сближается с художниками-передвижниками, у которых учится изобразительному мастерству, подружился с будущим председателем товарищества художников-передвижников Н. А. Ярошенко, который стал потом частым гостем Ислама и его родственников Урусбиевых.

Возможно, влиянием Ярошенко объясняется неизменный интерес Ислама к небольшим психологическим этюдам. Им написаны прекрасные картины – психологические портреты «Мать и малыш», «Мальчик-карачаевец», «Портрет молодой женщины», «Старик-карачаевец», «Ярошенко на этюдах» и др. Из написанных Крымшамхаловым пейзажей сохранилось очень мало. Это «Сосна», «Стоги», «Аманауз», «На опушке леса», «Шайтан кала», «Бадукские озера», «Черное озеро» и др. Большая часть живописного наследия И. Крымшамхалова утеряна. Мы бы не знали о создании картин «Вершина Бели ала кая», «Вершина Доммай ёлген издали», «Ледник Аманаууз», «Вершина ледника Птыш», «Часть Клухорской тропы», «Клухорское озеро», если бы не книга профессора физической географии И. Мушкетова «Геологический очерк ледниковой области Теберды и Чхалты», которая была иллюстрирована перечисленными рисунками. Подлинники их не найдены.

Ислам Крымшамхалов помогал экспедиции Мушкетова при проведении геофизических, топографических исследований северо-западного участка Кавказского хребта. Мушкетов писал об Исламе: «Заведует общественными карачаевскими лесами поручик И. Крымшамхалов, художник и отличный знаток Карачая; он полезен мне был в организации каравана и подборе проводников, а также своими прекрасными рисунками…».

В годы депортации карачаевцев и балкарцев был нанесен серьезный ущерб историко-культурному наследию этих народов. Были уничтожены книги, периодические издания и даже архивные документы – все, что касается исторической памяти народа. В этом ряду невосполнимых потерь книги, картины, музыкальные записи, рукописи литературных произведений, научных исследований составляют самую значительную часть.

Имя Ислама Крымшамхалова известно в Карачае и Балкарии не только как писателя и художника, но и как общественного деятеля, интересы которого имели самый широкий диапазон. Ислам представлял и защищал интересы своего народа в различных общественных организациях и официальных структурах. Несколько лет он исполнял обязанности старшины аула Карт-Джурт, откуда был родом, заведовал общественными лесами, был почетным попечителем Тебердинского аульного училища.

В эти же годы Ислам тесно сближается с Коста Хетагуровым, сосланным из Терской области в Кубанскую. Друзья вместе с инженером рудника «Эльбрус» Кондратьевым в 1892 году организовывают творческий кружок, который многие годы привлекал в свои ряды просвещенных горцев Северного Кавказа. Летом 1892 года Ислам вместе с Ярошенко, Хетагуровым, Кондратьевым отдыхал в Карачае, в Теберде. Тогда же было решено основать в Теберде поселок для лечения туберкулезных больных – климатическую станцию. Предполагалось, что благотворное воздействие на лечение должны оказать условия высокогорья и лечебные свойства айрана. Основанный И. Крымшамхаловым поселок и сегодня служит базой для интенсивного курортного лечения больных туберкулезом и астмой.

Окончательно поселившись в Теберде, Ислам тем не менее активно трудится на просветительском поприще. Он возглавил просветительское движение в Карачае, много сил и времени, средств отдал открытию начальных училищ, школ в горных аулах.

Вместе с инженером Кондратьевым Ислам добивается открытия училища в Теберде. Он находит поддержку и помощь у таких видных деятелей просвещения Карачая и Балкарии, как Ильяс Байрамуков, Мисост Абаев, Солтан Байчоров, Шогъаиб Акбаев, Басият Шаханов, Хызыр Халилов и др.

Со дня основания училища И. Крымшамхалов являлся почетным блюстителем Тебердинского училища. После его смерти было открыто еще несколько школ в Теберде, в том числе Тебердинское женское дачное училище.

Последние годы своей жизни Ислам работал над созданием азбуки карачаево-балкарского языка на латинской основе, которую так и не успел издать. Его дело продолжил автор первых учебников для школ и училищ Карачая и Балкарии Исмаил Акбаев, любимый и талантливый ученик Ислама, который также взял на себя все заботы по дальнейшему развитию просвещения Карачая.

Ислам Крымшамхалов, не отличавшийся крепким здоровьем с детства, заболел чахоткой, находясь на службе в Конвое, и затем несколько лет периодически лечился в Ялте. Однако с каждым годом здоровье Ислама все ухудшалось, и он умер в Ялте или в конце 1910 года, или в начале 1911 года. Год смерти И. Крымшамхалова до сих пор указывался как 1910-й. Однако недавно был найден надгробный памятник И. Крымшамхалова в Теберде, где датой смерти называется 31 декабря 1911 года. Можно допустить также, что эта дата может означать день перезахоронения Ислама на Тебердинском кладбище.

Краеведческие музеи – зеркала ушедших эпох, наиболее достоверное отражение известных событий, а также традиций определенного этноса. В городе Теберде создан один из таких музеев, вместивший в себя целый исторический пласт, с которым обязательно стоит ознакомиться приезжающим в этот чарующий край. Дом-музей Ислама Крымшамхалова в Теберде гармонично вписан в окружающий пейзаж и прекрасен в любое время года.

Ислам Крымшамхалов был и остается могучей фигурой в истории культуры Карачая и Балкарии.

Тамара БИТТИРОВА,
доктор филологических наук.

Любопытно

Жизнь Ислама Крымшамхалова тесно перекликается с судьбой Коста Хетагурова. Карачаевская исследовательница творчества и биографии И. Крымшамхалова З. Боташева находит много общего как в их жизни, так и в творчестве. Ислам и Коста рано осиротели, воспитывались у родственников, учились одновременно в Ставропольской гимназии, где и познакомились, в один год (1888) отправились в столицу – Санкт-Петербург, оба тяжело болели чахоткой, каждый из них прожил 46 лет, они умерли вдали от родных гор, но, по настоянию их народов, были перезахоронены на родине – в Карачае и Осетии.

Тамара БИТТИРОВА
Поделиться
в соцсетях
160-летие со дня рождения биография Газета "Къарачай" Дом-музей просветителя и художника И. П. Крымшамхалова живопись изобразительное искусство Ислам Крымшамхалов Кунацкая люди общественная деятельность общественный деятель поэт просветительская деятельность судьба человека творческая деятельность Творческие люди Теберда художник