День республики № 34 от 28.03.2024

Ваш ребенок не инвестиция

Как помочь подростку с выбором профессии без давления и ссор

29 марта в 09:11
2 просмотра
Координатор IB DP в Европейской гимназии, учитель истории
Координатор IB DP в Европейской гимназии, учитель истории

Как выбрать будущую профессию в 15-16 лет, чтобы не разочароваться в будущем? На этот вопрос вам никто не ответит. Но родители и учителя могут помочь подросткам научиться делать выбор, анализировать свои решения и принимать последствия.

Первое столкновение с реальным выбором у учеников российской школы происходит в 9-м классе, когда они выбирают предметы для ОГЭ. И это часто вызывает у них множество трудностей. В старшей школе такой выбор – серьезный шаг, определяющий дальнейшие карьерные и жизненные перспективы.

Кроме того, на старшеклассников оказывают давление школа и учителя, у которых может быть свое видение будущего подростка, одноклассники, рассуждающие о перспективах и эффектно обесценивающие чужие траектории, и, конечно, родители, от которых ребенок зависит психологически, контекстуально и материально.

А еще у нашего будущего абитуриента есть собственные интересы и представления о специальностях и профессиях, в которых разобраться тоже оказывается очень тяжело. Выбрать хоть что-то в такой ситуации – задача почти невыполнимая, поэтому помощь со стороны значимых взрослых здесь весьма кстати.

Познакомьте с «семейным» делом

Лучшая ситуация, которая может у вас сложиться, – это преемственность в профессии, когда ваш ребенок идет по вашим стопам. Вы можете помочь будущему студенту обойти какие-то подводные камни, посоветовать, показать верную дорогу.

Но момент сепарации наступает и в таких отношениях. У вашего чада в жизни появляются другие значимые взрослые – учителя, профессора, однокурсники, одноклассники, партнеры. Все эти люди тоже могут давать советы, да и сам ребенок будет строить свою жизнь, порой игнорируя ваши советы и спотыкаясь именно там, где вы предупреждали, – но это нормально. Важно сдержать в себе злорадное «я же говорил (а)», лучше просто пожалеть, помочь и поддержать. Скорее всего, лет через 5-7 ваш молодой рефлексирующий профессионал сам (а) скажет вам: «Ты же говорила!»

Не бойтесь незнакомых профессий

Гораздо напряженнее воспринимается ситуация, когда рабочая династия прерывается и ребенок «вдруг» выбирает совсем иную профессию. Это очень сложный момент для всей семьи. Если вы думаете, что в момент такого выбора у подростка в голове нет сомнений, вы ошибаетесь: он (а) переживает еще больше вашего.

Попытайтесь разобраться, в чем дело, устройте своему подростку пробы, найдите среди знакомых, родителей, учителей, школьного сообщества тех, кто может рассказать, как выглядит обучение в университете по этой специальности, как устроена эта область, чем реально занимаются люди. Постарайтесь построить с ним какой-то образ будущего, поговорить о перспективах, о том, как он (а) видит свою будущую работу и карьеру.

Взрослые должны предлагать, но не делать выбор за подростка
Взрослые должны предлагать, но не делать выбор за подростка

Не стоит сразу отрицать выбор (даже если вы уверены, что эта область совершенно ей/ему не подходит) – очень важно встать на сторону подростка и дать ему попробовать. Самое важное – отследить мотивацию. Если она базируется не на образе карьерного результата, а на идее, что хочется пойти в университет около дома, университет, где будут учиться друзья или любимый человек, или, наконец, туда, куда проще поступить, это говорит о том, что осознанности в этом выборе мало и вам пора активно включаться.

Предложите запасной вариант

Даже если вы сомневаетесь в выборе вашего ребенка, важно «не красть его ветер», не обесценивать, а попытаться найти какой-то запасной вариант, показать возможные дополнительные пути. Стоит договориться о совместной стратегии на случай, если что-то не получится. Для всего этого надо разговаривать с ребенком! И помнить, что вы можете предлагать, но не выбирать вместо него. Надо установить рамки взаимодействия, показать, что вы рядом и готовы помочь, но только если запрос будет инициирован самим ребенком. Действовать без запроса – только вредить.

И еще

Хочу сказать пару слов как историк, а не педагог. Так сложилось, что мы живем с вами в эпоху глобальных перемен – таких, какие в последний раз происходили с человечеством в районе XV-XVII веков. Сейчас мы все не знаем, что будет дальше, как будет выглядеть наш мир через 30-40 лет, какие в нем произойдут изменения, поэтому и стратегии прошлого мира могут не работать.

Высшее образование – это очень хорошо, но больше не является залогом социального лифта. Иногда год перерыва (gap year) становится более эффективным методом самоопределения, чем десятки курсов и пять лет университета, а привычные профессии и вовсе могут перестать существовать из-за какого-нибудь нового поворота истории.

Наконец, и ценность детей совсем изменилась. Мы больше не растим детей в надежде, что они будут содержать нас в конце нашего жизненного пути, а если и делаем это, то сильно ошибаемся в расчетах. Ваш ребенок – не ценная инвестиция, а отдельный прекрасный человек, с которым вам может быть нескучно в старости. Вы прошли увлекательное путешествие вместе до этого момента, но в будущем у него будут уже другие пути – возможно, без вас. Дайте ему отправиться в это путешествие, почувствуйте себя немного Изабеллой и Фердинандом, дающими деньги Колумбу на его сумасбродный проект.

Поделиться
в соцсетях
Выбор профессии выпускники детско-родительские взаимоотношения образование ОГЭ педагоги Педсовет профориентационная работа профориентационные мероприятия профориентация старшеклассников советы учитель истории и обществознания школьники