Ваш ребенок не инвестиция
Как помочь подростку с выбором профессии без давления и ссор
Как выбрать будущую профессию в 15-16 лет, чтобы не разочароваться в будущем? На этот вопрос вам никто не ответит. Но родители и учителя могут помочь подросткам научиться делать выбор, анализировать свои решения и принимать последствия.
Первое столкновение с реальным выбором у учеников российской школы происходит в 9-м классе, когда они выбирают предметы для ОГЭ. И это часто вызывает у них множество трудностей. В старшей школе такой выбор – серьезный шаг, определяющий дальнейшие карьерные и жизненные перспективы.
Кроме того, на старшеклассников оказывают давление школа и учителя, у которых может быть свое видение будущего подростка, одноклассники, рассуждающие о перспективах и эффектно обесценивающие чужие траектории, и, конечно, родители, от которых ребенок зависит психологически, контекстуально и материально.
А еще у нашего будущего абитуриента есть собственные интересы и представления о специальностях и профессиях, в которых разобраться тоже оказывается очень тяжело. Выбрать хоть что-то в такой ситуации – задача почти невыполнимая, поэтому помощь со стороны значимых взрослых здесь весьма кстати.
Познакомьте с «семейным» делом
Лучшая ситуация, которая может у вас сложиться, – это преемственность в профессии, когда ваш ребенок идет по вашим стопам. Вы можете помочь будущему студенту обойти какие-то подводные камни, посоветовать, показать верную дорогу.
Но момент сепарации наступает и в таких отношениях. У вашего чада в жизни появляются другие значимые взрослые – учителя, профессора, однокурсники, одноклассники, партнеры. Все эти люди тоже могут давать советы, да и сам ребенок будет строить свою жизнь, порой игнорируя ваши советы и спотыкаясь именно там, где вы предупреждали, – но это нормально. Важно сдержать в себе злорадное «я же говорил (а)», лучше просто пожалеть, помочь и поддержать. Скорее всего, лет через 5-7 ваш молодой рефлексирующий профессионал сам (а) скажет вам: «Ты же говорила!»
Не бойтесь незнакомых профессий
Гораздо напряженнее воспринимается ситуация, когда рабочая династия прерывается и ребенок «вдруг» выбирает совсем иную профессию. Это очень сложный момент для всей семьи. Если вы думаете, что в момент такого выбора у подростка в голове нет сомнений, вы ошибаетесь: он (а) переживает еще больше вашего.
Попытайтесь разобраться, в чем дело, устройте своему подростку пробы, найдите среди знакомых, родителей, учителей, школьного сообщества тех, кто может рассказать, как выглядит обучение в университете по этой специальности, как устроена эта область, чем реально занимаются люди. Постарайтесь построить с ним какой-то образ будущего, поговорить о перспективах, о том, как он (а) видит свою будущую работу и карьеру.
Не стоит сразу отрицать выбор (даже если вы уверены, что эта область совершенно ей/ему не подходит) – очень важно встать на сторону подростка и дать ему попробовать. Самое важное – отследить мотивацию. Если она базируется не на образе карьерного результата, а на идее, что хочется пойти в университет около дома, университет, где будут учиться друзья или любимый человек, или, наконец, туда, куда проще поступить, это говорит о том, что осознанности в этом выборе мало и вам пора активно включаться.
Предложите запасной вариант
Даже если вы сомневаетесь в выборе вашего ребенка, важно «не красть его ветер», не обесценивать, а попытаться найти какой-то запасной вариант, показать возможные дополнительные пути. Стоит договориться о совместной стратегии на случай, если что-то не получится. Для всего этого надо разговаривать с ребенком! И помнить, что вы можете предлагать, но не выбирать вместо него. Надо установить рамки взаимодействия, показать, что вы рядом и готовы помочь, но только если запрос будет инициирован самим ребенком. Действовать без запроса – только вредить.
И еще
Хочу сказать пару слов как историк, а не педагог. Так сложилось, что мы живем с вами в эпоху глобальных перемен – таких, какие в последний раз происходили с человечеством в районе XV-XVII веков. Сейчас мы все не знаем, что будет дальше, как будет выглядеть наш мир через 30-40 лет, какие в нем произойдут изменения, поэтому и стратегии прошлого мира могут не работать.
Высшее образование – это очень хорошо, но больше не является залогом социального лифта. Иногда год перерыва (gap year) становится более эффективным методом самоопределения, чем десятки курсов и пять лет университета, а привычные профессии и вовсе могут перестать существовать из-за какого-нибудь нового поворота истории.
Наконец, и ценность детей совсем изменилась. Мы больше не растим детей в надежде, что они будут содержать нас в конце нашего жизненного пути, а если и делаем это, то сильно ошибаемся в расчетах. Ваш ребенок – не ценная инвестиция, а отдельный прекрасный человек, с которым вам может быть нескучно в старости. Вы прошли увлекательное путешествие вместе до этого момента, но в будущем у него будут уже другие пути – возможно, без вас. Дайте ему отправиться в это путешествие, почувствуйте себя немного Изабеллой и Фердинандом, дающими деньги Колумбу на его сумасбродный проект.
{{commentsCount}}
Комментариев нет