День республики № 48 от 30.04.2024

Влияние искусственного интеллекта на рынок труда

2 мая в 14:50
5 просмотров
Евгений ЗОЛКИН, доцент Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС
Евгений ЗОЛКИН, доцент Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС

Искусственный интеллект является одним из основных факторов изменения условий труда. ИИ развивается на основе цифровизации, в результате которой меняются, например, профессиональные образы, виды деятельности и формы работы, а также требования к хорошей работе.

Достижения в области искусственного интеллекта, без сомнения, являются одними из наиболее важных факторов изменения работы. Изменения, которые уже заметны, в первую очередь связаны с автоматизацией и взаимосвязанностью.

Потенциал искусственного интеллекта выходит далеко за рамки этого: согласно подавляющему большинству прогнозов его постепенное внедрение в предприятия приведёт к гораздо более глубоким изменениям с соответствующими последствиями для рынка труда.

Опасения по поводу того, что определённые виды деятельности в будущем не будут выполняться людьми и, следовательно, будут сокращены рабочие места, поскольку системы на базе искусственного интеллекта могут выполнять определённые задачи лучше, эффективнее и, следовательно, дешевле, сталкиваются с надеждой на то, что как и в случае предыдущих технологических преобразований появятся новые сферы деятельности, формы сотрудничества и, следовательно, новое качество работы.

Мы обычно ассоциируем с термином «искусственный интеллект» определенные технологии. На самом деле это, скорее, концепция информатики, точнее, проект информационных технологий, позволяющий машинам использовать интеллект и учиться при решении задач. При этом точно не определено, что здесь означает интеллект. Различные определения в своей основе сводятся к способности решать проблемы и достигать определённых целей на основе знаний и опыта.

Самый современный российский робот Борис
Самый современный российский робот Борис

Подавляющее большинство авторов отделяют машинный интеллект от человеческого интеллекта, в первую очередь с точки зрения его гибкости. Некоторые даже отрицают, что машины могут быть действительно умными. Таким образом, концептуально ИИ не является ни бесспорным, ни чётко определённым. В настоящее время трудно предвидеть, какие процедуры и технологии станут возможными благодаря машинному обучению. Уже существующие системы, а также те, которые всё ещё находятся в стадии разработки, по-прежнему ограничены очень специфическими областями применения. Но здесь, в отличие от автоматизированных систем, они способны учиться и имитировать определённые элементы человеческого интеллекта. Например, они могут делать прогнозы, находить решения проблем, выводить и применять правила, генеративные системы могут создавать контент. Но они всё ещё остаются более или менее привязанными к каждому конкретному варианту использования.

Таким образом, дополнительные системы искусственного интеллекта могут поддерживать работников, в то время как замещающие выполняют определенные действия совершенно самостоятельно. Так называемые сильные интеллектуальные системы, которые часто обсуждаются, которые равны или даже превосходят интеллект людей, развивают осведомлённость и могут быть гибко развернуты за пределами определённой области, в настоящее время имеют скорее статус философской концепции. В частности, способность технологий искусственного интеллекта к самообучению делает вероятным, что они окажут более глубокое и всестороннее влияние на работу, чем сетевые или автоматизированные системы. Они не обладают гибкостью, не способны выносить суждения или извлекать уроки из опыта, не способны взаимодействовать с людьми.

Кроме того, интеллектуальные системы требуют меньшего вмешательства и контроля со стороны человека и потенциально способны выполнять больше задач по-настоящему самостоятельно. Ожидания в отношении экономического использования искусственного интеллекта значительно выше, чем его фактическое распространение на предприятиях, соответственно, такие системы в настоящее время всё ещё мало влияют на рынок труда.

Быстрых, разрушительных изменений, как часто опасаются, не предвидится, скорее продолжение медленного и постепенного внедрения для очень конкретных случаев использования, как это было до сих пор.

Искусственный интеллект уже используется на крупных предприятиях, и здесь в основном используются системы автоматизации на основе искусственного интеллекта.

Поделиться
в соцсетях
автоматизация Евгений Золкин информационные технологии искусственный интеллект машинное обучение мнение Мнение эксперта рынок труда Северо-Кавказский институт РАНХиГС СКИ РАНХИГС цифровизация экспертное мнение