День республики № 51 от 09.05.2024

Единственный раз за четыре года войны он плакал…

В числе солдат Великой Отечественной, прошагавших по брусчатке Красной площади 24 июня 1945 года, был и наш земляк Юсуп Биджиев

10 мая в 08:05
2 просмотра
Участник Парада Победы Юсуп Биджиев
Участник Парада Победы Юсуп Биджиев

Шли они со светлым чувством до конца исполненного ратного долга. За спиной каждого – тысячи фронтовых километров, горечь поражений и радость побед, гибель боевых друзей и сожженные города, отступления и победоносные броски, ликующие освобожденные населенные пункты и цветы победителям…

В Параде Победы участвовали сводные полки Карельского, Ленинградского, 1-го Прибалтийского, 3-го, 2-го, 1-го Белорусских, 1-го, 2-го, 3-го и 4-го Украинских фронтов, Народного комиссариата обороны и Военно-Морского флота, военных академий, а также войск Московского гарнизона. Марш сводных полков фронтов завершала колонна солдат, несших двести опущенных знамен разгромленных немецко-фашистских войск и личный штандарт Гитлера. Все это было брошено под громоподобный треск барабанной дроби к подножию мавзолея Ленина. В этот день в Параде Победы в Москве приняли участие жители Карачаево-Черкесии – 22 участника Великой Отечественной войны, одним из 36 знаменоносцев был наш земляк Юсуп Данакаевич Биджиев.

Юсуп Данакаевич родился в 1913 году в ауле Учкулан. Здесь прошли его детство, юность. Это был высокий, под два метра, на редкость красивый молодой человек. Но больше всего учкуланцам запомнилось другое – юноша был одарен необычайной природной силой. Он мог поспорить с друзьями и пронести на сотню-две метров старинную каменную плиту, которую с трудом взваливали ему на спину шестеро мужиков. О его богатырской силе в Карачае складывали легенды. Он мог запросто поднять речной валун или лошадь.

В тот день, когда еще никто не знал, что между миром и войной остались считаные часы, Юсуп собирался в горы на сенокос. И вдруг по радио объявили страшную весть: война. Через день Юсуп стоял в очереди у военкомата…

Его зачислили в 103-ю Краснознаменную ОПМД – понтонеры. Многое довелось увидеть и испытать рядовому Биджиеву – а воевал он с июня 1941 года по май 1945-го: землю под пеплом, людей без крова, детей без детства. Хорошо укомплектованная, сколоченная и обученная 103-я Краснознаменная представляла грозную боевую единицу, способную выполнить любую задачу. Чрезвычайно застенчивый, скромный, он забывал в такие минуты про все и кидался на помощь попавшим в беду. В иной день ее солдатам и офицерам приходилось налаживать по 10 переправ через одну и ту же реку, отбивать по 16-18 атак врага. Бывало, врукопашную с ним сходились.

Юсуп Данакаевич вспоминал: «В одном таком бою на меня навалились сзади трое. Резким рывком сбросил их с себя. Один упал куда-то в воронку, другого схватил за горло, чувствую, что тот отдает Богу душу… И тут третий немец ударил меня кованым сапогом в живот, да так, что искры из глаз посыпались. Еле превозмогая боль, я собрался с силами и ударил его ногой в подбородок. Тот больше не встал…»

На своем боевом пути Юсупу Данакаевичу в составе родной дивизии довелось освободить сотни населенных пунктов и уничтожить немало гитлеровцев. Он принимал участие в операции «Багратион» – одной из крупнейших во Второй мировой войне, в ходе которой под Бобруйском и Витебском были окружены и разгромлены десять фашистских дивизий, взяты в плен восточнее Минска более 100 тысяч немцев. Линию фронта тогда советским войскам удалось отодвинуть на 600 километров.

– Особо жестокими были битвы в Венгрии, – вспоминал Юсуп. – Взятие Будапешта далось дорогой ценой. Дивизия с января по апрель 45-го – ровно столько длилась Будапештская, Балатонская операция – несла тяжелые потери. Тогда погибло много моих боевых товарищей…

Десять часов подряд атаковали Будапешт. Огонь велся с обеих сторон беспрестанно. Понтонеры оглохли и почти не слышали команд. И вот уже все, «Будапешт взят», – проносится по рядам. Бойцы падают на землю, потому что страшно хочется спать, спать, спать… И вдруг, откуда ни возьмись, прямо на них идет вражеский танк. Трудно передать напряжение тех минут. Одним из первых Юсуп – он сидел на корточках – поднялся во весь исполинский рост, размахнулся и бросил гранату, целясь под передок броневика. Тут его что-то толкнуло сильно в правое плечо, и он упал, скорее почувствовав, чем увидев, что граната легла точно, что никто из товарищей не пострадал…

Юсуп отказался тогда от госпитализации и пошел воевать дальше. Однополчане называли его великаном с детской, ранимой душой.

А потом был Парад Победы. Юсуп Данакаевич был так взволнован, что не смог сдержать слез. Единственный раз за все четыре года войны.

После войны он нашел своих родных в Средней Азии. Юсуп Биджиев вел себя не как в изгнании, а гордо и независимо.

В мае 1957 года карачаевский народ вернулся на историческую родину. Юсуп подался в строители, правда, каждое лето поднимался в горы – чабановал.

Кавалер боевых орденов и медалей, участник Парада Победы 1945 года Юсуп Данакаевич Биджиев покинул этот бренный мир в 1976 году. Он так и остался в памяти людей скромным солдатом Великой Отечественной войны, богатырем с детской душой.

Фатима БАТЧАЕВА,
(по книге Джагафара Даурова «Участники Парада Победы»).

Факт

Юсуп Биджиев за проявленные храбрость и отвагу на войне был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Будапешта» и др.

Фатима БАТЧАЕВА
Поделиться
в соцсетях
ветеран ВОВ люди Парад Победы 1945 года судьба человека участник ВОВ Юсуп Биджиев