День республики № 53 от 16.05.2024

Весь этот джаз Николая Проваторова

Этот человек родился в Черкесске, сделал блестящую творческую карьеру в Москве, он посвящен в тайны звездной жизни и готов поделиться главным секретом, который открывает путь к успеху

17 мая в 09:52
2 просмотра
Выступление Николая Проваторова на фестивале «Белые ночи», Санкт-Петербург, 2023 год
Выступление Николая Проваторова на фестивале «Белые ночи», Санкт-Петербург, 2023 год

Николаю еще нет сорока, но за плечами уже победы на самых престижных танцевальных чемпионатах мирового уровня, режиссура шоу на центральных каналах, успешные проекты сети танцевальных школ, прекрасный вокальный старт-ап с выходом опять же на ведущие телевизионные площадки. Чем-то он мне напомнил Джо Гидеона из культового фильма Боба Фосса «Весь этот джаз».

Сам Николай из обычной семьи, переехавшей из Черкесска в Москву в шальные девяностые и не имеющей никакого отношения к столичной богеме. И хотя сам он давно стал частью этой самой богемы, вирус звездной болезни, кажется, миновал его. Во всяком случае, Николай охотно согласился рассказать «ДР» о своих творческих перипетиях.

Изнанка шоу-бизнеса

– Ты сам себя позиционируешь как человека, который родился в Черкесске, а сформировался в Москве. Скажи честно, какие шансы у выходца из провинции добиться чего-то в столице? Это весьма жесткий город, где царит безжалостная конкуренция. Многих Москва сломала…

– Да, Москва – злая мачеха, безусловно. И слезам она точно не верит. Но знаешь, я работал с Ириной Винер, легендарным тренером по художественной гимнастике, ее вся страна знает. Так вот Ирина Александровна сказала замечательную фразу: «Родная мама – это не та, которая в щеки целует. Мама – это та, которая в жизни шанс дает и которая помогает тебе встать на ноги. Вот это настоящая мама». Сама Винер – очень суровый тренер, она беспощадна со своими подопечными. Но пообщавшись и поработав с нею лично, я понял, что вся эта жесткость только от безграничной любви. Москва чем-то похожа на Ирину Винер. Она беспощадная, строгая, заставляющая, но она и дающая возможность, шанс.

Успех имеет несколько составляющих. Во-первых, это предрасположенность, или талант, называйте это как хотите. Во-вторых, это работоспособность и желание, стремление чего-то добиться. В-третьих, это смелость. Потому что очень многие умеют, хотят, но не могут преодолеть собственный страх, неуверенность. Часто слышишь: «Ну, я не знаю, у меня, наверное, ничего не получится». Но если ты трус, то ты не достоин Олимпа. Если ты лентяй, то ты не достоин Олимпа. Если ты бездарь, то ты тоже не достоин Олимпа. Как бы это жестко, по-московски, ни звучало, но это правда. К счастью или к сожалению. И да, конечно, нужно везение.

– Есть устойчивое предубеждение: как ни старайся, ничего не добьешься, так как все давно куплено, продано, без блата, без связей, без постели ничего не решишь. Ты закулисье хорошо знаешь. Насколько критична эта теневая сторона для творческой карьеры?

– Скажем так, конечно, все это присутствует, как и в любом другом деле. Взять, к примеру, не шоу-бизнес, а танцевальный спорт. Конечно, есть и продажные судьи, и закулисные интриги. Но по факту, по итогу, в сухом остатке, выигрывает в конце концов самый лучший, самый сильный. Если ты действительно талантлив, если ты действительно сильный, если ты действительно достойный, то «политиканы», сильные мира искусства сами тебя найдут. Ведь им самим нужны таланты. Вся эта грязь, конечно, действует, но действует на среднем или совсем плохом уровне. Когда ты выходишь на какую-то серьезную орбиту, там тебе никакой блат не поможет, да он и не нужен – не ты, а тебя будут искать. Самое главное – слушать себя и делать, делать, делать, не бояться, не лениться, развиваться, учиться. Кстати, вот эта постоянная неугомонность, подвижность – это еще одно качество, которым должен обладать человек, который идет к успеху.

– Есть еще одно устойчивое мнение о мире шоу-бизнеса как средоточии вселенского зла, где царят секс, алкоголь, наркотики. Можно как-то без этого обойтись?

– Можно, конечно, можно. И примеров тому миллиард. Первый пример, который всплывает в голове, это Ленни Кравиц, есть такой культовый американский рок-музыкант. Обладатель Звезды на Аллее Славы в Голливуде. Этот человек – абсолютный зожник, веган, повернутый на своем здоровье, своей гармонии. Дышит диафрагмой и ест пророщенные бобы. А другой ищет вдохновение в наркотиках. Так распорядился своей жизнью, своим талантом Курт Кобейн и в 27 лет покинул наш мир.

Да, это все есть, но все начинается и заканчивается в рамках каждого отдельного человека. В общем-то, как и в любой другой профессии. Есть миллионы наркоманов, к примеру юристов, бизнесменов, которые занюхиваются кокаином, условно, в Москва-Сити на 54-м этаже. И это не мешает им совершать сделки, делать инвестиции. Так что приверженность пороку обусловлена не столько профессией, сколько индивидуальными особенностями человека.

Впрочем, возможно, люди искусства действительно более склонны к слабостям. Как сказал один мой знакомый, очень талантливый хореограф и танцовщик Денис Бородинский, я бы сравнил творческого человека с человеком, у которого нет кожи. Он чувствует каждое дуновение ветерка. И да, порой это ломает людей. Но все равно убежден: все зависит от самого человека.

– Если не секрет, а где ты сам находишь источник вдохновения?

– Никаких секретов нет. В музыке.

Путь на вершину

– Твоя творческая карьера началась с бальных танцев. Однако в танцкружки ходят тысячи, а на «большой паркет» выходят единицы. Когда детское увлечение танцами переросло в серьезный, профессиональный интерес?

– Понятно, что в десятилетнем возрасте невозможно иметь какую-то осознанную позицию. Атмосфера танцевального зала увлекла меня с первого занятия, но говорить о том, что я сразу захотел посвятить жизнь танцам, было бы неправильно. Эти мысли пришли позже, годам к четырнадцати. И я сказал родителям: хочу быть хореографом, хочу быть танцовщиком, хочу связать жизнь с танцами, на что мои родители сказали (и за это им огромное спасибо): «Конечно, это твой выбор». А мама добавила: «Ты хочешь быть танцовщиком – это твое право, но ты должен быть лучшим танцовщиком». Так что вариантов не было…

– Был ли у тебя какой-то кумир в мире танца, который тебя вдохновлял, на кого старался быть похож?

– Да нет, кумира особого не было. Так скажу: танцуя, я никогда не брал пример с танцора. Я вдохновлялся исполнителями музыкальными, такими как Майкл Джексон, Принс, Тина Тернер… Я от них черпал вдохновение. Смотрел на их творчество и пытался воплотить это в танце.

– У тебя превосходная техника, видна хорошая школа. Кто был твоим учителем? Кто сделал тебя профессионалом?

– Учитель был, и не один. Моим учителям я безмерно благодарен. Я бы нескольких человек отметил, которые сформировали мои профессиональные навыки. Безусловно, это мой первый педагог по танцам Сергей Безобразов, он руководит танцевально-спортивным клубом «Союз». Именно этот человек привил мне любовь к искусству и не сделал так, что танцы показались мне кошмаром, за что я ему очень благодарен. Безусловно, это замечательный хореограф Наташа Кулагина и Тона Найхаген, которые стали продолжателями моего танцевального образования и вывели меня из, так сказать, хореографических «ясель» в большой мир танца. Наташа показала мне ребят, которые круто танцевали, и задала планку, к которой нужно стремиться. Тона Найхаген – это вообще легенда мирового танцпола. Именно Тона отвезла меня в Лондон учиться. Приехала на чемпионат в Россию, увидела во мне талант и сказала: приезжай в Англию, у тебя будут гарантированные уроки в Лондоне, столице бального танцевального искусства. Безусловно, это Генри Линк, танцор с мировым именем. Именно этот человек научил меня импровизировать, научил чувствовать музыку так, как никто другой научить, уверен, не смог бы. На мой взгляд, это самый гениальный импровизатор в танцах. Безусловно, это режиссёр Алексей Голубев. Он научил меня видеть сценическую хореографию. Алексей до сих пор является моим наставником по режиссерской деятельности, я бы сказал, старшим братом. Безусловно, это мой дядя, Александр, который, к сожалению, уже не с нами. В конце 80-х в Черкесске он создал рок-группу «Спрут». Именно он дал мне в руки гитару и сказал: «Вот так играй, и будет круто. Пой, как ты чувствуешь, и верь себе». Хорошо помню наши кавказские застолья, когда две бабушки поют «Ой, при лужку, при луне», и ты понимаешь, насколько это люди делают красиво, от души. У всех у них я учился и продолжаю учиться и вдохновляться.

– Бальные, потом современные танцы, хореограф и режиссер. Теперь вокалист. И везде отличный результат. Как так получается?

– На разных этапах были разные приоритеты. Для меня важно достигнуть определенной точки, вершины. В бальных танцах у меня была мечта попасть в финал известнейшего международного чемпионата в британском городе Блэкпуле. И мне удалось попасть в супертоп этого турнира, то есть достиг какого-то уровня.

Потом переключился на современное танцевание, на хип-хоп, фристайл, ушел в улицу, ушел в импровизацию, ушел в другое танцевание. И там тоже у меня появились амбиции. Мне нужно было доказать, прежде всего себе, что я достойный, что я имею право оценивать турниры, преподавать. И я выиграл чемпионат Европы, мировые первенства в хип-хопе. Это тоже было важно, потому что это был для меня новый род танца.

Когда стало скучно и там, пошел на сцену, начал делать хореографию, собрал команду. Команду единомышленников, своих учеников. И мне как-то один из учеников заявил: конечно, в хип-хопе в России ты – царь-батюшка, а вот на хореографических фестивалях тебя никто не знает. Меня это так задело! Я же Овен по гороскопу, вспыльчивый и упертый. В итоге мы с командой выиграли все существующие фестивали в России. Поэтому важным моментом было доводить начинания до определенного логического уровня.

Лично для меня никогда не стоял вопрос покинуть страну, я являюсь искренним патриотом своей Родины. Я был в очень многих странах, долго жил в Лондоне, Европу, наверное, всю объездил. Я понимаю, что везде есть проблемы. Я действительно остро ощущаю пословицу «Где родился, там и пригодился». В этом плане я совершенно черкесский пацан: за своих я буду топить до конца. Я считаю, что это главное качество мужчины: не бежать от трудностей, а решать на месте. А от трудностей убежать невозможно, они везде есть. У меня куча друзей по всему миру. Могу сказать, что та же Европа сейчас ноет, там тяжелее, чем в России. А творчество и политика, на мой взгляд, вообще никак не связаны, не помогают и не мешают. Они идут параллельно. У меня есть политические взгляды, я не аполитичен. Я взрослый адекватный человек и должен быть в курсе того, что происходит. Я понимаю существующие сложности, но также я понимаю все плюсы, которые существуют в нашей стране. Я поддерживаю политику нашей страны, и да, я голосовал за Владимира Путина. Мне не стыдно и не страшно об этом говорить. На сегодняшний день это лучший из предложенных вариантов для нашей страны.
Николай Проваторов
Николай Проваторов

Достижения в бальных танцах есть? Уровень, рейтинг, мировой топ есть? Есть! Хип-хоп, фристайл выиграл? Можно идти дальше. Сцену с командой покорили? Идем дальше. Есть такой масштабный фестиваль «Respect showcase», на который приглашают 16 лучших хореографов России. То есть это не фестиваль, на который можно кому угодно подать заявку и принять участие. Сюда попасть можно только по приглашению. Выиграть в любой номинации этого фестиваля само по себе является достижением, top of the top – лучшее из лучшего. То есть сюда уже пригласили 16 лучших, а ты оказался лучшим из лучших. Я победил в номинации people’s choice – выбор людей. Это является доказательством того, что ты – молодец.

Потом захотелось расширить сцену и выступать не на фестивальных сценах, а на самых главных площадках нашей страны. Захотелось сделать в хореографическом плане что-то суперзначимое для нашей страны. У меня был такой пунктик. Я очень хотел сделать. У меня был такой ориентир среди больших коммерческих хореографов, таких как Егор Дружинин, например, Алла Сигалова. Я смотрел и думал: эти люди делают «Новогоднюю ночь на Первом канале», то есть шоу, которое ты создаешь, смотрит вся страна. Ты причастен к празднику всей страны. И вот начиная с 2018 года новогоднюю ночь делал уже я как хореограф. Делал «Премию RU.TV», «Золотой граммофон», много чего делал, наверное, только «Премия Муз-ТВ» прошла мимо меня, но я не сильно расстраиваюсь по этому поводу. Это было закрытием еще одного гештальта.

Так что поступательно все происходит. Затем режиссировать захотелось. Подумал: а почему я только хореограф на этих мероприятиях? Давай-ка попробую себя в режиссуре. Стал режиссировать эти концерты.

А сейчас вздумалось петь. Правда, вокальная история только начинается. Пока не могу назвать себя полноценным артистом. Но мной заинтересовался один крупный музыкальный лейбл, который предложил мне сотрудничество в качестве исполнителя. Пока рассказывать не могу, запишем программу, тогда и поговорим…

Секреты мастерства

– И вокал, и хореография, да и само искусство вообще – это сочетание техники и эмоций, чувств. Собственно, сам танец, в своей основе, – это ритуал, магический или любовный. А для тебя самого где проходит граница эмоции и техники в творчестве?

– Здесь ключевое слово – граница. Искусство само по себе безгранично, и рисовать какие-то границы является утопией, совершенно бесполезным занятием. Конечно, границы в каждом случае есть, но они чрезвычайно подвижные. Здесь нужно сделать так, а тут – совсем по-другому. Я считаю, что самым главным показателем человека в творчестве является осознанность. Не техника, не эмоции, а именно осознание того, что и где происходит: где ты находишься, почему ты это сейчас делаешь, для чего ты это делаешь, для кого ты это делаешь, в каком состоянии. Когда ты даешь мастер-класс, ты должен показать именно технику, люди пришли научиться у тебя. Если ты можешь показать это, то ты – крутой. И наоборот, можно и нужно делать совершенно нелепые, кривые движения, если ты, к примеру, находишься на конкурсе «изобрази Колю Проваторова». И все будут понимать, что это классно. Именно на этой сцене, именно в этот момент. Вот когда ты это все понимаешь, ты становишься профессионалом.

– Всем нам в течение жизни приходится менять направления деятельности, но внутри все же остается какая-то база, так сказать, профессиональная матрица. В тебе самом остался именно дух танцовщика или эта тема «отправлена на антресоли»?

– Конечно, танцы остались в моей жизни, но так скажем, на уровне любимого увлечения. Я танцую так, как хочу, танцую сколько хочу, и я рад, что я не завишу от работы в танцевальном жанре. Ощущение легкости, которое выработалось у меня во время занятия танцами, присутствует во всем, чем я сейчас занимаюсь. Став исполнителем музыкальным, я много черпаю из своего танцевального прошлого.

Было приятно, что моя наставница по вокалу в проекте «Перепой звезду», в котором я участвовал, сказала: самое крутое, что в тебе есть, – это чувство ритма. Самые крутые вокалисты – те, у кого есть природное или наработанное чувство ритма. И я понимаю, откуда ноги растут. У меня чувство ритма не из вокала, а потому, что я его давным-давно нашел в танцах. Ритм я чувствую своим телом.

То же самое в режиссуре я много делаю как хореограф. Я делаю хореографию света, хореографию видеоряда, хореографию артистов, выступающих на сцене. Безусловно, танцевальное искусство заложило большую базу. Но я долгое время старался отвыкнуть от того, чтобы мыслить, как танцовщик. Потому что, если ты будешь продолжать думать, как танцовщик, ты останешься танцовщиком. Возможно, хорошим, возможно, самым лучшим, но ты не сможешь выйти за рамки хореографии.

Поэтому мне нравятся все-таки подвижность мозга, подвижность мышления, мне нравится отсутствие рамок. Мне нравится, что я понимаю разницу между тем, как мыслит режиссер, как мыслят артисты на сцене, как мыслят танцовщики. Для меня именно это самое интересное, самое важное – быть таким творческим хамелеоном, при этом, безусловно, используя навыки, полученные ранее в хореографии, прежде всего ощущение гармонии, которое я потом распространяю на все, чем мне приходится заниматься.

Здесь есть еще один момент, я хорошо запомнил слова, которые сказал когда-то мне мой отец и которыми я руководствуюсь всю жизнь: «Сынок, у тебя всегда должен быть запасной аэродром». Мне так запали и в голову, и в душу эти слова. Ну, правда, смотри, сейчас я абсолютно свободно могу выражать свои мысли и чувства в мире хореографии. И меня за это там ценят. Почему? Потому что я свободен, я знаю, что, если у меня что-то не получится в хореографии, я буду режиссировать. В режиссуре не склеится – пойду хореографировать. А еще петь могу! Вот эта разносторонность дает свободу в каждом из пунктов, каждом направлении моего творчества.

О счастье и семье

– Есть ли у тебя выходные, дома отдыхаешь или работа продолжается в режиме 24/7?

– Я, наверное, счастливый человек. Мне удалось воплотить в жизнь известную поговорку «Найдите себе дело по сердцу, и вам не придется работать ни одного дня в этой жизни». Я и вправду не работаю. Я и вправду получаю удовольствие. Я и вправду утром просыпаюсь и думаю: вау, у меня будет классный день, я встречусь со своими друзьями, с Максом и Валерой, и мы напишем раскадровку для клипа одной исполнительницы. Это классно. Мы сядем, попридумываем, посмеемся, потворим, попьем кофе, позаписываем что-то, в общем, у нас будет процесс. А завтра мы выпускаем электронный проект «U-108», я приеду на площадку, меня будут все уважать, я буду нести ответственность за людей, за всех, кто находится в этом концертном зале. Я придумал классное шоу, у меня есть адреналин, как все это будет, как все это получится. Это классные эмоции, которые меня наполняют. А еще в этот день у меня будет репетиция в танцевальном зале для «Премии RU.TV». Я соберу балет, и мы потанцуем от души часов пять–шесть. Подвигаемся телом, что-то попридумываем. А послезавтра мы с сыном поедем в зоопарк, а потом я встречусь со своими знакомыми, обсудим запись новой песни. Это тоже увлекательный классный процесс. Вот так проистекает моя жизнь. Мне вправду интересно то, чем я занимаюсь. Это самое настоящее счастье.

– Листая ленту твоих соцсетей, я обратил внимание на твои семейные спевки с детворой – Софией и Семеном. София – уже большая девочка, занимается фортепиано в Московской городской детской музыкальной школе имени Сергея Прокофьева. У Семена все еще впереди, но музыкальные задатки уже налицо. Складывается впечатление завидного творческого единодушия, кажется, что твои дети являются твоим продолжением. Этим могут похвастать далеко не все родители.

– Скажу прямо, я не вижу никакого продолжения, и у меня нет никаких амбиций ни по поводу двенадцатилетней Софии, ни по поводу ее младшего брата. Я просто классно провожу время со своими детьми. Так складывается, что у нас совпадают интересы. Я люблю петь, играть на музыкальных инструментах, и София это любит. Мы находим удовольствие в совместном времяпрепровождении. Но мысли, что они продолжат мое дело, у меня нет. У них свой путь. Они могут стать кем угодно: юристом, пианистом или директором сахарного завода. Как говорила моя мама, ты волен сам выбирать свой путь, но должен пройти этот путь достойно. И оправдать свой выбор качеством исполнения. Хочешь быть юристом? Будь крутым юристом. Погружайся. Хочешь быть программистом? Занимайся любым делом, но делай его хорошо, добивайся успеха в том, что ты сам для себя выбрал. И да, в своих детях я буду бороться с ленью всегда. Я ненавижу ленивых людей. Для меня лень – это мать всех пороков. Я буду помогать своим детям в любых начинаниях, пусть будут кем угодно: врачами, юристами, ветеринарами, – главное, чтобы приносили пользу людям и делали свое дело хорошо.

Досье

Проваторов Николай Владимирович родился 13 апреля 1985 года в Черкесске, учился в Московской академии Натальи Нестеровой. Финалист танцевального фестиваля в Блэкпуле (Великобритания). Чемпион Европы Hip-hop. Руководитель хореографической команды «Crazy Dream», основатель сети танцевальных школ «Dance Family», хореограф и режиссер компании «MAG Film & Show». Артист музыкального лейбла «Rockеt Records». Главный хореограф-постановщик проектов «Премия Ру-ТВ», «Золотой граммофон», «Голос. Дети» «Белые ночи», «Новогодняя ночь на Первом канале». Работал с артистами мирового уровня: Busta Rhymes, Timbaland, Enrique Iglesias , Sophie Ellis-Bextor, Kool and the Gang.

Евгений КРАТОВ
Поделиться
в соцсетях
биография воспоминания интервью искусство Культура люди музыкант Наша гостиная Николай Проваторов режиссёр судьба человека танцевальное искусство танцевальный спорт творческая деятельность Творческие люди трудовая деятельность хореограф человек и его дело