Многообразие дагестанского дома
Работы Тамилы Омаржановой отличаются необыкновенным художественным вкусом
Это могут быть кайтагская, усишинская вышивки, а еще матрёшки с характерными образами горянок, символикой дагестанских ремесел, костюмов. В них многообразие и индивидуальность многонационального дагестанского дома.
Творчество как навязчивая идея
Есть в ее мастерской и графические работы. Увлеченная личность, она ни от чего не отказывается, стараясь профессионально овладеть мастерством как в рукотворном, так и в художественном мире. Ей всё интересно. Получив два художественных образования – среднее специальное в ДХУ им. Джемала (отделение «Художественная обработка металла») и высшее в ДГПУ (художественно-графический факультет), она получила и возможность заниматься тем, что ей интересно. Поначалу занялась «ювелиркой», а со временем обратилась к технике древних ремесел, ткачеству и вышивке, поражающим глаз совершенными орнаментами, замысловатыми сюжетными композициями, сложной техникой исполнения.
– Я всю жизнь занимаюсь творчеством и не представляю свою жизнь без него. Это как навязчивая идея. А кайтагская вышивка – это другой мир, попадая в который становишься неотъемлемой его частью, увлекаясь древней орнаментикой, зашифрованными символами, различного рода оберегами. Есть в этом виде народного искусства определенное художественное колдовство, под влиянием которого становишься в определенной степени заложником странного мира, – признаётся Тамила.
Ее увлекает возможность прикасаться к магическим солярным символам, изображенным мастерицами древних времен и имеющим магическую обереговую силу. Стремится познать образное значение знаков, являющихся элементами древнейших орнаментов. Она создает свой собственный орнаментный стиль, передавая настроение новых времен, вкладывая свою энергетику, превращая композиции в настоящее произведение искусства. Есть в этом некий творческий кураж, создающий особое настроение мастера, что дает простор фантазии в орнаментике, созданной твоим воображением.
Она рассказывает и о другом увлечении – усишинской вышивке, однажды увиденной в одной из дагестанских экспозиций. Оказалось, что хранящиеся в дагестанских музейных запасниках образцы редко выставляются. И однажды ей пришлось даже взять письменное разрешение, чтобы ознакомиться с ними.
– Этот вид искусства получил распространение лишь в двух селах Акушинского района – Усиша и Зилмук, – рассказывает Тамила. – Особенность вышивки – в необычном геометрическом орнаменте, а излюбленными элементами узора являются ломаные, зигзагообразные или прямые линии. Искусство доисламского периода, дошедшее до наших дней, ценно молитвами, выведенными мастерицами в виде орнамента.
Уникальные символы потустороннего мира
Уникальная усишинская вышивка наравне с кайтагской сохранила наиболее архаичные черты древнего искусства, выделяясь сдержанными цветами – черным, красным, зеленым. Можно обратить внимание на изображения темных «окон», заполненных свастиками. Так, концы свастических символов иногда загнуты вовнутрь до пяти раз. И условно эти «окна» можно назвать «окнами в потусторонний мир». Стилизованные человеческие фигурки, состоящие из двух касающихся друг друга острыми концами треугольников, образуют нечто подобное русским хороводам. И местное название вышивки «белкIун кIапIи», «раппаки» – расписанный платок, символизирующий собой чистоту и непорочность, основой которого является белая хлопчатобумажная ткань.
Символическое покрывало, как правило, использовали в свадебном ритуале, набрасывая на невесту вышивку, сложенную в форме платка по диагонали. И с этой минуты сакральный орнамент защищал девушку от порчи, злых духов.
– Но значение вышивки не ограничивалось свадебным ритуалом, – говорит мастер. – Ее клали и на усопшего вышитой стороной к лицу, считая, что символы имеют охранную и оберегающую силу, помогая и в загробном мире, вступая в бескомпромиссную борьбу с силами зла.
Есть такие работы и у Тамилы. И каждая из них – познание мира символов, где используется техника глади, строчный шов. Цвета композиций сдержанные, графичные по сути, в них превалирует цвет контура, образующего рисунок, – черный или коричневый. Длина платков от двух до трех метров, ширина – от одного до двух метров. Мастерица отмечает, что в связи с тем, что усишинская вышивка носила чисто ритуальный характер, это искусство не получило развития и сегодня нуждается в изучении и распространении.
Тамила привносит в свое творчество тот профессиональный модуль, что характерен для настоящих ценителей древнего искусства.
Сакральное
Тамила рассказывает, что ее ученики занимаются и текстилем, и керамикой, глиной, из папье-маше создают прекрасных «живых» кукол. А совсем недавно учитель и ученики сделали мозаику. Получилось! И у ребят прибавилось уверенности в том, что им многое по силам. Но ведь и сама Тамила не устает учиться, прибавляя в свой творческий список всё новые техники, творческие решения, вырабатывая авторскую стилистику.
– Чем бы ты ни занимался, важно садиться за работу с добрыми мыслями, иначе не получится то, что задумывал, – считает она. – Важно набраться терпения, чтобы без спешки, вдумчиво трудиться. Тогда мысли приходят в порядок. И стежок за стежком ложатся ровно.
Айшат ТАЖУДИНОВА.
Газета «Дагестанская правда».
Кстати,
графические работы Тамилы Тажудиновой, выполненные в другой технике, так же интересны творческими приемами и мыслями художника, которому интересен мир, живущий своей особенной жизнью.
{{commentsCount}}
Комментариев нет