Отверзай руку твою брату твоему (ч. 2)
С момента начала специальной военной операции в 2022 году отец Александр собрал целую команду единомышленников
Окончание. Начало здесь.
Здесь не знают, что такое мир
Конечно, отец Александр действует не один.
– Сейчас, конечно, масштабы другие, не такие, как 8-10 лет назад. Тогда мы не сидели в окопах, все было подвижным. В настоящее время мы помогаем большему количеству организаций и людей, включая детей, многие из них, хочу заметить, с рождения не видели мира вообще. Они не знают, что такое мир. В городах, где раньше жили десятки тысяч человек, сейчас осталось всего пара сотен. Вы даже не представляете, как им приходится жить! Людям некуда деваться, у кого была возможность – разъехались, кто остался – обращаются к нам за помощью, и кроме нас, им некому помочь. Каждую неделю в храме собираются около 70-100 человек, которым мы также стараемся помочь. Воскресная школа продолжает свою работу, хоть и не каждый день. Мы помогаем не только детям, но и военным – сначала из ДНР, 301-му стрелковому батальону ЛНР, а затем «Барсам». Доставляем медикаменты в Первомайский храм, а матушка распределяет их по госпиталям, – говорит Емельянов. – С первых дней начала СВО мы передавали солдатам необходимые вещи, самые простые – носки, трусы, тапочки, поскольку у них не было даже элементарной одежды. Представьте, раненого привозят в госпиталь, окровавленную одежду буквально срезают с тела, а одеть не во что. Используют какие-то штопаные тряпки, потому что больше ничего нет. Волонтеры развозили вещи сами, пока режим не стал строже, в госпиталях перестали принимать посетителей.
«Ждунов» хватает
Увы, люди встречались разные. На освобожденных территориях хватает и предателей, и откровенных шпионов, которые собирают информацию о местоположении наших солдат, проводят корректировку огня.
– Ситуация запутанная, и трудно понять, кто свой, кто чужой – как разобрать? Все славяне, на одном языке говорят, все крестик носят, – вспоминает батюшка.
Многое видел Емельянов за эти годы: и сильных мужчин, плачущих навзрыд от бессилия и жалости, и детей, безжалостно сообщающих координаты местоположения российских солдат украинским националистам.
В окопах атеистов нет
– Каждый раз, встречая военных, я подходил, благословлял их. И было удивительно, как у крепких, матерых мужиков на глазах выступали слезы. Они не читали Писание, но это была настоящая, искренняя вера. И они пришли сюда не ради наживы. Они реально готовы умереть за этих людей. Такие разные судьбы и характеры встречаются на передовой. Отношение к Богу здесь особое. Когда я приехал сюда в 2014 году, люди относились к религии проще. Но за десять лет многое изменилось. Бои идут постоянно и очень ожесточенно, с большим количеством потерь и раненых с обеих сторон. В таких условиях вера в Бога становится неотъемлемой частью жизни. Здесь нет места для сомнений или неверия. Когда разговор заходит о духовных вопросах, все внимательно слушают, затаив дыхание, так безмолвно, что можно услышать шуршание осиновых листьев, падающих на землю, – говорит Александр.
По словам Емельянова, сегодня единственное, что дает солдатам силы, – это вера. Ведь обстрелы, кассетные бомбардировки, бесконечное жужжание дронов с вражеской стороны создают ужасное напряжение. И в такие моменты люди начинают рассказывать о чудесах, которые происходили с ними.
– Один парень поведал, как два минометных снаряда упали у его ног, но не взорвались. Подобные истории не новы – гранатомет попадает в ствол дерева, а рядом стоящие люди остаются целыми. Все эти истории укрепляют веру. На передовой кажется, что Бог находится совсем рядом. Здесь сливаются земное и небесное. Чем ближе к фронту, тем сильнее ощущается Его присутствие.
Шторм Z
– Удивительно, но самых благочестивых я встретил среди бойцов из подразделения «Шторм Z». Поясню, что в отличие от обычных штурмовых отрядов в этом подразделении служат самые отчаянные. Эти люди – настоящие воины с опытом, у многих из них тяжелая судьба, за плечами даже реальные сроки отсидки. И они отправляются на самые опасные участки, первыми штурмуют позиции противника. Именно они несут наибольшие потери. Когда мы побыли у них в лесу, посмотрели их блиндажи – настоящие норы, поели из одного котелка, в общем, узнали их ближе, мы по-другому стали к ним относиться, – вспоминает отец Александр. – Да, уровень их церковной грамотности и знаний близок к нулю, в религиозных тонкостях они не разбираются. Однако их открытость Богу поражает. По их лицам видно, что они пережили немало испытаний в жизни и вера для них не пустой звук.
– Когда начинаешь говорить им о вере, они настораживаются, боятся даже шевельнуться. Их вера жива, трепетна, их отношение к Богу искренне. Они приходили на исповедь, падали на колени и начинали каяться за свои грехи. Каялись искренне, беззаветно. Им было все равно, как они выглядят со стороны, что могут подумать другие. Они не стеснялись своих слез. Мы вместе проводили крещение, беседовали, а затем они отправились на передовую, в Авдеевку. После того как они вернулись домой, мы увидели, что почти все те, кто молился, остались живы. Это действительно невероятное чудо, – рассказывает Александр.
За границу через дыру в заборе
Проход в зону боевых действий – то еще приключение.
– Границу пересекали нелегально, мимо официальных кордонов, через «дырки», по которым заходили на Донбасс ополченцы. Заехали во двор к какому-то мужику, проехали через двор, задние ворота открылись, вижу: какие-то сараи, покрытые рубероидом, и бурьян под два метра. Думаю, куда мы вообще попали? А мне говорят: «Да это уже Украина». Так мы и прошли на ту сторону границы… Кстати, удивила даже не бедность, а какая-то убогость этой «заграницы». Запущенная, ленивая, пьяная и развратная… Вот такую Украину я увидел, – вспоминает Александр Емельянов.
Возвращались в Россию наши «нелегалы» самостоятельно, в лучших традициях приключенческого романа, с помощью местного контрабандиста.
– Мы присоединились к каравану человека, который согласился проводить нас секретными тропами, далее нас встретил командир батальона ополченцев. Подошли к обшарпанным воротам скромного дома. На толстой березе прибита фанера, а на ней от руки написано: «Государственная граница Украины». Это выглядело каким-то лубком, пародией. Невдалеке стояли наши бойцы, не обратившие на караван никакого внимания. В общем, как зашли, так и вышли без всяких отметок погранслужбы, – вспоминает священник.
Инициатива наказуема
Не обошлось без курьезов. Церковь – организация авторитетная, дисциплина здесь железная. Все инициативы, даже самые замечательные, должны получить благословение священноначалия. Вот и сейчас, собравшись на Донбасс, отец Александр по-честному попытался связаться с владыкой. Но тот был в отъезде, его помощники взять на себя ответственность, конечно, не могли. В общем, отправился отец Александр во фронтовую зону на свой страх и риск. Уезжал он на неделю, а получилось на две. За такой срок отсутствие священника не заметить было сложно. А тут еще праздник Преображения Господня. Двунадесятый праздник! Владыка собрался приехать в республику, начали собирать духовенство, тут и выяснилось, что нашего батюшки на месте нет. Вообще нигде нет. Не дозвониться, не достучаться.
– Даже маме позвонили. Но я-то, когда уезжал, всем близким понаврал, что еду в горы, где нет телефонной связи, ну чтоб не беспокоились. Бог знает, что начали думать, обратились в погранслужбу, а там сообщили: «Гражданин Емельянов границу не пересекал». Ну а я-то через дыру в заборе пролез, какое там Погрануправление… Паника поднялась: отец Александр пропал. А когда нашелся, мне влепили выговор за неожиданное, ни с кем не согласованное исчезновение, – смеется священник.
Сегодня иеромонах Емельянов продолжает свою благотворительную деятельность на уже российских территориях. Помогает нуждающимся без различия национальности или вероисповедания. Его пример показывает, что и в самых трудных ситуациях можно найти силы помогать другим и приносить свет в мир, погрязший во тьме.
Досье
Иеромонах Александр (в миру Емельянов Владимир Викторович) родился 2 августа 1973 года. В священном сане с октября 1998 года. В этом же году был назначен настоятелем церкви Казанской иконы Божией Матери в селе Маруха. В 2001-2008 годах при церкви действовала Община милосердия святого праведного Иоанна Кронштадтского, которая занималась социальной реабилитацией лиц, страдающих от наркомании и алкоголизма. С 2002 года при храме ежегодно организуется лагерь для воспитанников детских домов. С 2016 года в лагере отдыхают ребята из Донбасса.
{{commentsCount}}
Комментариев нет