День республики № 80 от 18.07.2024

БАМ - стройка века

Пятьдесят лет назад в Советском Союзе был дан старт строительству Байкало-Амурской магистрали

19 июля в 11:15
 просмотров
Евгений Шах (в центре) со своими сослуживцами
Евгений Шах (в центре) со своими сослуживцами
Источник — Фото из семейного архива

Для многих жителей Советского Союза участие в строительстве БАМа было заветной мечтой. Молодежь со всех уголков необъятной страны стремилась попасть на всесоюзную ударную комсомольскую стройку.

Житель Прикубанского района Евгений Шах попал на строительство Байкало-Амурской железной дороги благодаря службе в армии в военной части 59302, которая дислоцировалась на станции Маревая в Амурской области. Вместе с Е. Шахом в часть приехали 70 новобранцев из южных регионов страны.

– Мы жили в хороших условиях, ведь военная часть была построена за 10 лет до нашего призыва. А вот те, кто ездил на БАМ в командировки, размещались в палатках, вагончиках и сборных домиках в тайге. Лето там короткое, но жаркое и сухое, температура до +35 доходила. Июнь и июль – лето, в августе – осень, а в сентябре мы уже переходили на зимнюю форму одежды, потому что начиналась зима, которая длилась девять месяцев и была очень сурова, – вспоминает Евгений Шах.

Евгений Эдуардович уже имел профессию газосварщика, поэтому попал в мостовой батальон, где варил перила и лестничные пролеты. В летнее время их бригада жила в палатках прямо в тайге. Здесь собрались ребята разных профессий – водители, экскаваторщики, сварщики, строители. Распорядок дня мало чем отличался от армейского, разве что строевых построений не было, а в остальном – все по распорядку. Возможно, Е. Шах так бы и проработал на этом участке, если бы не поломка сварочного аппарата. Модель была импортная, найти детали не удавалось. Руководство приняло решение вернуть нашего земляка в казарму, как раз к этому времени уволился старший призыв, нужна была толковая замена на многих направлениях. Евгения Шаха назначили коптерщиком. А спустя еще некоторое время повысили до временно исполняющего обязанности старшины роты. Под руководством Е. Шаха осуществлялись погрузка и разгрузка грузов на Маревой.

– На станцию приходило много вагонов с необходимыми строительными материалами. А поскольку были сильные морозы, важно было делать все по регламенту, соблюдать технику безопасности. На морозе могло треснуть железо, лопнуть металлические тросы. Стройка тяжелая, некоторые не выдерживали, уезжали, солдатам деваться было некуда – кругом тайга и лютый холод. Обеспечение было хорошее, но морозы давали о себе знать. Без натурального меха не выжить. Поэтому бушлаты, тулупы, рукавицы, шапки были у нас добротные, на меху, – рассказывает Е. Шах.

Поначалу южанам было очень сложно привыкнуть к суровому климату. Например, когда везли продукты со станции, хлеб замерзал и превращался в камень. Его ломали и отогревали в руках, чтобы съесть. От обморожений спасались у костров или бегали погреться в вагончик.

На второй год службы температура воздуха зимой упала до рекордных -55 градусов, но стройка все равно продолжалась.

Боевой дух бамовцев поддерживали легенды отечественной эстрады, такие как Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Валерий Сюткин, Валентина Толкунова, Людмила Сенчина и многие другие. А в военной части часто проводились творческие вечера, на которые приглашали девчат. Примечательно, что на БАМе нередко создавались молодые семьи, и выросло не одно поколение бамовцев.

– Постепенно привыкаешь к этому всему. Со временем температура -35-40 градусов ощущалась как на Кавказе -5. На второй год службы я освоился, за успехи в службе командование предложило остаться на сверхсрочную офицером. Давали направление на обучение, но я решил съездить домой – отогреться, и лишь потом принимать решение, – сказал Е. Шах.

Самым запоминающимся днем военной службы для Евгения Эдуардовича Шаха стало 1 октября 1984 года, когда на участке Куанда-Чара было торжественно уложено «золотое» звено. Именно в этом месте встретились западная бригада Александра Бондаря и восточная Ивана Варшавского. Наш земляк был всего в паре метров от главных героев БАМа, и хоть не попал на фотографии, навсегда сохранил в памяти великое чувство всенародного единства и ликования.

За участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали Евгений Шах от имени Президиума Верховного Совета СССР награжден медалью. Но и после возвращения на родину он не переставал ударно трудиться. Уже более 20 лет Е. Шах работает сварщиком Ставропольского водоканала, имеет немало высоких наград и является ветераном труда.

Справка

БАМ является одной из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. От станции Тайшет в Иркутской области, которая положила начало магистрали, до посёлка Ванино в Хабаровском крае, где БАМ выходит к океану, – 4300 километров. БАМ пересекает одиннадцать полноводных рек и проходит через семь крупных горных хребтов. Большая часть магистрали проложена в зоне вечной мерзлоты.

Раиса АРНАУТОВА
Поделиться
в соцсетях
50 лет Байкало-Амурская магистраль ветеран труда военная служба воспоминания Дата Евгений Шах железнодорожная инфраструктура люди строительство БАМа судьба человека трудовая деятельность