С волонтерами на Донбасс
Нам удалось побывать в зоне проведения специальной военной операции вместе с очередным гуманитарным конвоем
После интервью с батюшкой Александром (Емельяновым) (см. ДР от 11 и 16 июля) меня не оставляло желание пройти по его следам и поближе познакомиться с его удивительными друзьями, которые, отложив свои дела, помогают тем, кто был выбит войной из колеи мирной жизни, и тем, кто эту мирную жизнь старается вернуть, часто, увы, ценой собственной жизни.
Сергей
В полчетвертого утра раздался звонок. Это был Сергей Лазарев. С ним я познакомилась накануне по телефону. Он из Кисловодска, уже второй год вместе с отцом Александром занимается сбором и отправкой гуманитарной помощи в Донецкую и Луганскую народные республики. Еще через час к моему дому подъехала газель, забитая доверху. Сергей был вместе с младшим братом Дмитрием и другом Евгением. Этих ребят я видела впервые, однако дорога была длинная, мы делились своими историями и переживаниями, рассуждали, и с каждым километром холодок общения таял.
– Мы входим в группу «Гуманитарная помощь Донбассу», наш руководитель иеромонах отец Александр из села Маруха. Присоединились к нему в январе прошлого года. Познакомили нас с ним кисловодские казаки. Они обратились за помощью: «Надо отвезти груз на передовую. Есть что везти, но не на чем». Мы с товарищем, Сашей, сиюминутно приняли решение – едем. Приехали в Маруху, к отцу Александру, познакомились. Загрузили в наш «Патриот» все необходимое, уже собрались выехать, как поступил звонок: «Ребята на передовой просят православную символику: крестики, иконки». Была уже глубокая ночь, а у батюшки в церкви нет нужного количества. Мы позвонили моему младшему брату Дмитрию в Армавир: «Срочно, к утру нужны крестики и тесемки». Пока мы до него доехали, он поднял все храмы, собрал все, что было, вывез на трассу, передал нам по пути. Это была наша первая поездка на новые территории, – вспоминает Сергей.
Доехали тогда ребята до Первомайска уже поздно ночью, видно было, что идет война: повсюду очень много битой техники, танков, БТР. В Свято-Никольском храме их встретила матушка Наталья.
– Они с нашим батюшкой Александром давно знакомы, с 2014 года. Туда обычно и мы приезжаем. Распределяем, что привезли: что-то по социальным учреждениям, что-то пострадавшим от украинских боевиков. Сюда привозят и спасенных людей, чуть ли не голыми-босыми, оставшихся не то, что без дома, а вообще без родного поселка. После боев все сровнено с землей. Просто нет города и все. А как своим-то не помогать? Это мы тут в тепле сидим, домашнее каждый день едим. Хоть так пользу принесу – вспоминает Сергей.
Дмитрий
Дима, младший брат Сергея, впервые едет на новые территории, однако присоединился к группе он одним из первых.
– Однажды ночью брат позвонил, говорит: «Надо! Быстро и срочно!». Если надо, значит надо. Вопросы были уже потом, когда все сделали. А закрутилось после первой поездки, захотелось сделать что-то большее. Я не ездил, потому что не позволяла работа, семья, но помогал всем чем мог на месте, – рассказывает Дмитрий Лазарев.
Кстати, именно Дима является координатором группы. Организация поездки, переговоры с группами, заявки – все на нем.
– Мы общаемся с ребятами из разных городов, обмениваемся информацией, кто чем может помочь. Нас сейчас больше двухсот единомышленников. Работаем при поддержке Пятигорской и Черкесской епархии. Лишнего ничего не возим. Самое необходимое. Ребята с передовой часто просят привезти что-то домашнее.
Так что соления, компоты, пирожки им возим. Большим спросом пользуются сухие супы. Их, кстати, делают в станице Зеленчукской. В среднем за раз отвозим 18-20 тонн продовольствия и гумпомощи, – говорит Дмитрий.
А дорога серою лентою вьется
Дорога дальняя, порядка 700 км, тяжелая не столько физически, сколько морально. Пять большегрузных автомобилей присоединились к нам сразу за Армавиром, здесь же дозагрузили маскировочные сети, бронированные стекла, именные посылки.
Следом за нами едет ПАЗик, доверху забитый грузом: одежда, генераторы, продукты, медикаменты, вещи для госпиталей и несколько коробок «домашних приветов».
В Ростовской области к нам присоединилась Светлана. Она, кстати, тоже из Кисловодска, вот уже более года принимает активное участие не только в сборе помощи, но и лично сопровождает ребят, помогает в делах хозяйских, отвечает за порядок в коллективе.
В пять вечера мы уже прибыли на пункт пропуска «Новошахтинский». Удивительно, но очередей практически не было. Раньше здесь находилась государственная граница, а сейчас происходит лишь проверка паспортов для поддержания порядка. Далее – новые территории России. Переходный период, кстати, все еще не завершился, телефонные разговоры отсюда разоряют только так.
Нам повезло, мы прошли пункт пропуска без проблем. Навстречу стали попадаться километровые пробки. К колонне присоединилось ещё несколько машин с грузом под завязку. Едем медленно. Больше 60-ти не разгоняемся. Всё чаще встречаются военные блокпосты. Сильно не задерживают: беглый осмотр, «цель поездки?», «счастливого пути». Где-то просят предъявить паспорта, транспорт – к осмотру.
Начинают попадаться следы войны. В небе видны следы самолётов. Слева от дороги подбитый танк Т-80, стоит тут с 2014 года, превратившись в своеобразный памятник защитникам луганщины.
На горизонте виднеется стела «Луганск – город-герой», символизирующая мужество и отвагу людей, защищавших свой город.
По дороге встречаются старые многоэтажные и частные дома. Удивляет какая-то невоенная разруха, где-то крыша просто провалилась, если бы прилетело, то стен бы не осталось.
Вперемежку с гражданским транспортом (кстати, весьма неплохим), по дороге идут военные КамАЗы, Уралы, УАЗики, тягачи с литерами Z и V на бортах. Практически нигде не осталось указателей на украинском языке, в основном все написано на русском.
Первомайск
Мы спешили, чтобы успеть доехать до Первомайска до начала комендантского часа. Нас уже ждали в Свято-Николаевском храме. Именно здесь после смерти Евгения Ищенко (Малыша), о котором нам рассказывал отец Александр, разгружают гуманитарку и распределяют по госпиталям, нуждающимся.
Батюшка Василий и матушка Наталья встретили нас у ворот. Они были такими, как и описывал отец Александр: «Отец Василий добродушный, мягкий и спокойный, матушка Наталья энергичная». Нас встретили, покормили. С моими спутниками, Наталья и отец Василий уже были знакомы, со стороны казалось, что все они близкие и родные люди. А вот меня они приняли не сразу, для них я пока была чужая, непонятная, да и к СМИ у людей отношение особое, тем более в здешних краях.
Ребят разместили в храме, а девчат вместе с матушкой отправили в дом священника. В этот день я уснула без задних ног.
Другая реальность
Проснулась я от разговоров, которые доносились с кухни. Обсуждали ночной обстрел, от которого проснулись все, кроме меня. Был прилет в здание политехнического института, буквально в километре от храма. Знаете это ощущение, когда ты пробудился, и еще не понимаешь, спишь ты или уже нет. Так вот, услышав новости, я не сразу осознала всю серьезность происшествия. Ведь для человека, который живет в регионе, где над головами не летают беспилотники, и не обстреливают улицы трудно переключиться в иную реальность. Для меня это было как в кино.
Только после двух кружек кофе я начала осознавать новую реальность, в которой оказалась. Эпицентр конфликта интересов России и Запада – отнюдь не чья-то фантазия. И весь этот ужас, который я переживаю в эти минуты, – это чья-то каждодневная жизнь. Можно бесконечно читать истории других людей, можно смотреть видеоролики, но только когда сам попадаешь в эту реальность, понимаешь, что здесь – совсем другой мир и другие ценности. Еще вчера я фантазировала, куда махнуть на отдых. Теперь же пределом мечтаний стало возвращение домой живой и, по возможности, здоровой.
Спасибо
Редакция благодарит сенатора Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Крыма Казанокова и депутата Государственной Думы Российской Федерации Солтана Узденова за помощь в организации поездки.
{{commentsCount}}
Комментариев нет