Учитель, политик и просветитель
115 лет назад в Турции был издан кабардинский букварь на арабской графической основе
Его автором стал студент Стамбульского университета Нури Цагов. Будущий адыгский просветитель родился 17 сентября 1888 года в селении Бираджам, Кунейтровского округа вилайета Сирия Османской империи, в семье черкесских мухаджиров, покинувших Кабарду после окончания Кавказской войны.
Он рано осиротел и вместе с тремя братьями находился на попечении дяди, генерала турецкой армии Якуба Цаго, который, будучи просвещённым человеком, постарался дать хорошее образование своим племянникам. Благодаря дядиному влиянию Нури поступил в местную гимназию, которую окончил с отличием, а в 1907 году, войдя в десятку лучших учеников из эмигрантских семей, был зачислен на учёбу в Стамбульский университет, на юридический факультет. Нури Цагов никогда не забывал, кто он и откуда пошли его корни. В 1909 году турецкий парламент предоставил мухаджирам-переселенцам с Кавказа возможность создать собственный алфавит на основе старотурецкой графики, на котором излагался Коран в Османской империи. Цагов взялся за эту работу и собрал вокруг себя команду единомышленников. Об этом периоде он позже писал: «Я вместе с другими студентами, из числа которых помню Машедзова Умара, Нагучева Суада, Мед-Изета (полковника), Чиканукова Мухамед-Али, Тальят Хитова, Агомукова Умара и др., в общей сложности до десяти человек, стали видоизменять турецко-арабскую письменность и частично латинскую, приспособляя её к наречию горских кавказских народностей, в частности к черкесскому. Среди эмигрантских посёлков и сёл были созданы общества, способствовавшие культурному национальному развитию, с которым связались и мы». Энтузиастов материально поддержали соотечественники, проживавшие в Турции. Двадцатипятилетним юношей в начале 1913 года Нури Цагов вернулся на Кавказ и поселился в селе Тамбиево, откуда происходил его род. Здесь он стал преподавать естествознание и арифметику в медресе для взрослых. Об этом периоде своей жизни Цагов писал: «В 1916 году я женился на Абазовой, дочери крестьянина-середняка из Кызбуруна III и приобрёл маленькое хозяйство. В 1917 году я вместе с другими желающими учиться создал в Баксане новое медресе с преподаванием не только религии, но и общеобразовательных предметов, истории, естествознания, арифметики. В том же 1917 году с помощью крупного торговца Дымова организовал в Баксане типографию, выпустив местную газету, так называемую «Адыге мак», в которой главным образом распространяли вопросы национальной культуры». Вскоре Нури Цагов перебирается в Нальчик. Целью переезда была организация семинарии. Для финансирования учебного заведения Н. Цагов созвал авторитетных религиозных деятелей области, а сам преподавал в семинарии математику и естествознание. Семинария просуществовала совсем недолго – до весны 1918 года, и закрылась вследствие «начавшегося революционного движения». Нури вынужден был вернуться в селение, ставшее для него родным.
В беспокойный период, когда к власти приходили то красные, то белогвардейцы, Цагов учительствовал в родном селе. В 1924 году он начинает преподавать кабардинский язык в только что созданном Ленинском учебном городке (ЛУГе) и нескольких школах Нальчика. Какой-то период он руководил школой в Кызбуруне, затем снова возвратился к преподаванию в ЛУГе. Ему чудом удалось не попасть в молох репрессий тридцатых годов. И он даже был арестован по подозрению в антисоветской деятельности в 1935 году, но первый секретарь Кабардино-Балкарского обкома ВКП(б) Бетал Калмыков сделал всё возможное, чтобы Цагова отпустили. Ему это удалось – следствие по его делу было прекращено за недоказанностью инкриминируемого преступления, и через две недели после ареста Цагов был освобождён, с подпиской о невыезде. Но видно в судьбе просветителя 1935-й год был помечен красной галочкой… В конце декабря 1935 года он по делам вновь был вызван в Нальчик. Был страшный гололёд, и 31 декабря 1935 года по пути в Нальчик машина, в которой ехал Нури, перевернулась у селения Чегем I. В результате аварии Цагов получил серьёзную черепно-мозговую травму, от которой скончался спустя пару часов в местной больнице. Создатель первого национального алфавита и первых учебников на родном языке, эрудит, учёный и политик, талантливый, мудрый педагог похоронен в родовом селе Дыгулыбгей.
Анна АСАНОВА.
Газета «Кабардино-Балкарская правда».
{{commentsCount}}
Комментариев нет