Когда есть цель, найдётся путь
Жизнь супругов Анзора-хаджи и Светланы Кипкеевых всегда была на виду у земляков
Духовный сан главы семейства обязывает с честью и достоинством нести бремя ответственности за свои поступки, слова, отношение к окружающим.
В селе Хасаут-Греческом Анзора-хаджи Борисовича почитают от мала до велика за его доброе сердце, благородство, надёжность. Более 20 лет являясь имамом мечети, он, пока его не сменил два года назад молодой дипломированный имам-хатыб Мухаммат Батчаев, всегда старался хранить и крепить добрые отношения с православными священниками, совершающими молебны в местной церкви святого Димитрия Солунского. Анзор-хаджи и сегодня рядом с молодым преемником, является его опорой, помощником во всех делах, в том числе в укреплении связей с православным духовенством. Мало того, прекрасно владея греческим языком, что подкупает коренное население, Анзор-хаджи свой в любом доме потомков древней Эллады.
В ухоженном, утопающем в цветах дворе Кипкеевых в этот июльский полдень мы с майором милиции в отставке, председателем совета ветеранов МО МВД «Зеленчукский» Мухатом Батчаевым нашли, наконец, спасительную тень. Хозяйка дома Светлана Азаматовна, приветливо встретив нас, угостила прохладным домашним айраном. Визит общественника М. Батчаева, который в свои 68 лет совершает с молодёжью восхождения на перевалы к местам боёв, занимается патриотическим воспитанием, был не случаен. Вместе они проводят большую работу, тем более что Кипкеев возглавляет сельское отделение общественной организации «Къарачай Алан Халкъ». А поскольку дом Кипкеевых всегда открыт для земляков, часто общественные вопросы здесь и решаются.
Анзор-хаджи и Светлана Кипкеевы создали семью в 1973 году и вырастили 4-х детей. Фатима, Шамиль, Бэла, Расул, получив достойное образование и специальности, нашли своё место в жизни. И когда в доме деда и бабушки звучат звонкие голоса внучек Айшат, Аминат, Амиры, на задний план уходят и кажутся такими микроскопическими текущие заботы и проблемы. Умиротворённость обретают под крышей родительского дома и дети, когда собираются все вместе. В этой семье чтут традиции и преданны горским адетам, а авторитет отца и матери у детей складывался из их образа жизни, где на первом месте всегда были трудолюбие и праведность. А потом, когда их отец стал на путь религии и опорой для верующих, дети одновременно осознали, что они ни в чём не должны уронить заданную планку высокой нравственности.
Имамом Анзор-хаджи стал неожиданно для себя. Он родился в 1947 году в хлопководческом совхозе «Пахта-Арал» в Казахстане. Его отец, Борис (Парисбий) Исхакович, был родом из аула Красный Карачай, что в верховьях реки Аксаут. Здесь было всё, что нужно для жизни: плодородная пашня, разнотравье пастбищ – и люди не сидели сложа руки, поэтому аул богател и рос. В 1941 году все боеспособные мужчины ушли на фронт. Ожесточённые бои в 1942-м шли на Марухском перевале, и путь к нему проходил через Красный Карачай. Аульчане помогали солдатам чем могли – собирали для них тёплые вещи, провизию, участвовали в партизанском отряде «Мститель». После того, как враг был изгнан с Кавказа, аул, как и вся страна, вносил вклад в Победу своим трудом. А потом наступил ноябрь 1943 года, когда карачаевский народ был депортирован в Среднюю Азию и Казахстан.
Обо всём этом Анзор, как и тысячи его сверстников, узнавал от своих родителей. И по их рассказам рисовал в своём воображении историческую родину и новую прекрасную жизнь, которая начнётся, когда они туда приедут… Но мечтам этим сбыться не пришлось. В 1957 году по возвращении карачаевцев на родину ряд аулов, в том числе и Красный Карачай, обжить не удалось из-за сплошного бездорожья, отсутствия электричества и инфраструктуры. А новосёлам, приехавшим налегке, надо было обустраиваться немедленно. Словом, бывшие жители аула Красный Карачай обосновались в селе Хасаут-Греческом.
…После окончания восьмилетки в Хасауте Анзор Кипкеев с 15-ю одноклассниками-греками поступил в Кардоникскую десятилетку-интернат. И эти два года тесного общения за партой и в общежитии способствовали тому, что он в совершенстве изучил греческий язык, а те ребята стали для него близкими людьми. Как, к примеру, Виктор Кузьминов, который живёт в Пятигорске, и каждый его приезд не обходится без тёплой встречи со школьным другом.
Потом были годы службы в армии, учёба в Ставропольском кооперативном техникуме, после которого он прошёл все азы работника советской торговли. Довелось ему и возглавить один из первых кооперативов по реализации шерстяных изделий в перестроечное время, и это здорово выручало земляков в трудоустройстве.
Постепенно изучив Коран, укрепив себя в вере, после совершения хаджа по святым местам он стал имамом села. И к этой миссии он подходил в то время как никто другой: открытый людям, коммуникабельный, знающий каждый дом и возможности семьи, в ней проживающей. Он и сегодня, являясь правой рукой имама-хатыба М. Батчаева, продолжает оставаться духовником для односельчан, и ни один сельский сход или встреча с молодёжью не обходится без его участия. Вот и с уважаемым в Зеленчукском районе ветераном органов внутренних дел Мухатом Биляловичем они наметили ряд совместных мероприятий в поддержку СВО.
– Каждый человек ставит перед собой какую-то цель, к которой стремится, а достигнув её, ставит другую, – рассуждает Анзор-хаджи. – Моей целью в детстве было увидеть аул отца, в котором мне так и не довелось разжечь свой очаг. Но сегодня, на склоне лет, я вижу, что аул не канул в Лету и в нем возрождается новая жизнь. Ведь здесь пересекаются туристские тропы между Архызом и Тебердой. Летом полно путешественников, любителей экстремальных видов спорта, появились гостиницы.
Здесь же сыном Анзора-хаджи, главой администрации Хасаут-Греческого сельского поселения, установлена каменная глыба с памятной доской, посвящённой аулу Красный Карачай, с указанием численности его дворов, жителей, ушедших на фронт в 1941 году и не вернувшихся после войны и депортации.
– Анзор-хаджи, Год семьи, объявленный Владимиром Путиным, заставил общество поставить на пьедестал истинные ценности, укрепляющие государство…
– Нам всегда нужно помнить хорошую песню «С чего начинается Родина» и ценить всё перечисленное в ней. Должны уважаться закон и проверенные временем традиции, местная культура, язык – те самобытные ручейки, создающие великую державу и державность.
Кстати,
сценка на сельской улице, когда Анзор-хаджи уверенно разговаривал с соседями по-гречески, стала для меня символом России, огромной многоконфессиональной страны, нашего общего дома, где все едины и сплочены, особенно сейчас, в это тревожное время. На Западе этого не хотят знать и думают, что Россию можно разрушить по национальному признаку. Не дождутся!
{{commentsCount}}
Комментариев нет