День республики № 97 от 27.08.2024

О престиже педагога из первых уст

Преподаватель с 53-летним стажем Екатерина Апсова из Псыжа участвует в проекте «Флагманы образования»

Сегодня в 10:51
 просмотров
Екатерина Абдуловна - профи в своем деле
Екатерина Абдуловна – профи в своем деле
Источник — Фото автора

Проведение конкурсов педагогического мастерства показывает, что среди учителей много талантливых и интересных людей. Одна из них – учитель химии Псыжской СОШ № 2, преподаватель с пятидесятитрехлетним стажем Екатерина Апсова.

Юношеские мечты

Юная Катя Татаршао никогда не думала о том, что станет учителем, хотя в их многодетной семье (у Кати было пять сестер) с огромным уважением относились к дяде отца – Хамзату Шамсудиновичу Татаршао, директору первой Псыжской школы, преподававшему биологию и географию. Катя сама училась у него, с удовольствием посещала его прекрасные уроки. Требовательный и вдумчивый, Татаршао доходчиво объяснял детям непонятное, и Катя, его племянница, искренне восхищалась им, считая образцом педагога.

Хамзату Азретовичу удалось увлечь Катю биологией. И она мечтала о поприще врача. Однако, решив поступать в мединститут, она не прошла по конкурсу. К ней тогда приехал дядя и, успокоив, уговорил подать документы в Майкопский педагогический институт. Дядя сказал Кате, что после первой сессии её переведут в мединститут. Однако, когда Катя сдала первую сессию, никаких звонков от дяди не поступило, а девушка их особо уже и не ждала: учеба в пединституте по-настоящему увлекла ее, ей там понравилось.

После окончания института она пришла преподавателем биологии и химии во вторую Псыжскую школу. И оказалась на своём месте. Она поняла, что очень любит детей. «Когда я смотрю ребенку в глаза, – говорит Екатерина Абдуловна, – я думаю о том, что передо мной надежда семьи, чей-то любимый сын или обожаемая дочь».

Методы и принципы

В школе Екатерина Апсова работает с 1971 года. Её стаж и опыт сегодня огромны. Четырнадцать лет она была заместителем директора школы, шестнадцать лет – директором. Она удостоена званий «Заслуженный учитель КЧР» и «Отличник просвещения России».

При этом главным она считает работу учителя над собой. Обязательны тематическое планирование уроков, постоянное обновление своих знаний и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Екатерина Абдуловна не из тех людей, которые всегда вздыхают по прошлым временам и не способны рассмотреть позитивное в настоящем. Она спокойно и вдумчиво говорит о недостатках советской системы образования и достаточно высоко оценивает систему ЕГЭ, отмечая, что у детей есть возможность выбора, какие предметы сдавать.

Сама Екатерина Абдуловна строит свои уроки, неизменно вызывая детей к доске и требуя от них живых, а не «телефонных» знаний. Также она всегда старается увлечь учеников интересными опытами.

Надеется на победу

Екатерина Абдуловна – профи в своем деле. И неслучайно в этом году, несмотря на солидный возраст, она решила участвовать в проекте «Флагманы образования».

В орбите проекта за четыре сезона оказались свыше 318 тысяч участников – это управленцы в сфере образования, учителя и студенты. Со 2 августа стартовал первый этап конкурса нового сезона – дистанционная комплексная оценка уровня профессиональных знаний.

По итогам оценки будут сформированы рейтинги полуфиналистов среди управленцев и педагогов в каждом субъекте Российской Федерации, а студенты выйдут сразу в финал, который состоится в октябре. Уровень профессиональных знаний эксперты оценят путем индивидуальных и групповых конкурсных заданий. В финал конкурса выйдет не более трех победителей полуфинала в каждом регионе.

Сам финал состоится в ноябре. И Екатерина Апсова надеется на победу, хотя на официальном сайте проекта нынче зарегистрировались более 88 000 человек из всех регионов страны, из них 681 представляет Карачаево-Черкесию.

Проблемы остаются

Екатерина Абдуловна уверена, что участие в подобных проектах и конкурсах помогает расти профессионально. Но вот повышают ли они престиж профессии? Удается ли с их помощью преодолеть дефицит кадров в отрасли? Апсова относится к этому скептически, ибо просто видит реалии сегодняшнего дня. Нынче педагогическое поприще, увы, не престижно. В их дружном школьном коллективе сейчас нет педагогов со стажем меньше двадцати пяти лет. Из двенадцати выпускников её одиннадцатого класса в этом году пятеро решили поступать в мединститут. А вот в педагогический никто не пошел…

В обществе к тому же, говорит Екатерина Абдуловна, изменились взгляды на воспитание. Если раньше родители безоговорочно доверяли учителям, сейчас часто мнения о воспитании у родителей и педагогов не совпадают – а это не может не вызвать смятение у ребенка и вряд ли полезно.

Как поднять авторитет учителя в обществе?

Екатерина Абдуловна полагает, что в первую очередь общество должно понять, насколько сложно быть учителем. Ведь за спиной каждого успешного, великого человека стоит учитель, который сумел направить талант этого человека в правильное русло.

Хочется видеть как можно больше фильмов про учителей, нужно почаще рассказывать об учителях нашей необъятной страны.

Повышение престижа профессии учителя для страны имеет не меньшее значение, чем укрепление ее обороноспособности. Ведь учитель работает над самой ответственной задачей – он формирует человека.

Учитель должен чувствовать свободу и доверие со стороны государства, его труд должен достойно оплачиваться. Вот тогда, убеждена Апсова, и вырастет престиж этой профессии, и число желающих поступить в педагогические вузы значительно вырастет.

Кстати,

внучка Екатерины Абдуловны Нина, ставшая экономистом, последовательно приобщает любимую бабушку к ресурсам интернета. Как-то она попросила ее пройти тест по химии и биологии на одном из образовательных порталов. Причем тест был построен так, что, отвечая на вопросы, невозможно было где-либо списать или воспользоваться помощью каких-либо пособий.
И Екатерина Абдуловна набрала 98 процентов правильных ответов!

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
а. Псыж аул Псыж биография Екатерина Апсова заслуженный учитель КЧР конкурс конкурс "Флагманы образования" конкурс педагогического мастерства Крупным планом общеобразовательные учреждения педагоги педагогическая деятельность педагогические работники педагогическое образование преподаватель СОШ №2 судьба человека трудовая деятельность учитель химии учителя человек и его дело