День республики № 99 от 31.08.2024

Колосья жизни на сухом плетне

В преддверии нового учебного года черкесский драматический театр им. М. О. Акова открыл театральный сезон спектаклем «Сандро»

11 сентября в 15:38
7 просмотров
Фрагмент из спектакля «Сандро»
Фрагмент из спектакля «Сандро»
Источник — Фото автора

Спектакль поставлен по мотивам новелл Фазиля Искандера известным кабардинским режиссером Андзором Емкужем и был восторженно встречен зрителями.

Почему Сандро?

Сразу отметим, что, несмотря на сценическую адаптацию произведения драматургом Зурабом Бемурзовым, для театральной постановки это довольно сложное произведение.

Вот как объяснила этот выбор директор черкесского театра Дина Акова:

– Министерство культуры КЧР посоветовало театрам пересмотреть свой репертуар и чаще обращаться к классическим произведениям, чтобы старшеклассники и студенты колледжей и вузов не просто посещали культурное заведение, но и имели представление о лучших образцах мировой литературы и драматургии. Мы остановили свой выбор на Фазиле Искандере потому, что он кавказский автор, а кроме того, в этом году исполнилось 95 лет со дня его рождения. Ну и сам жанр плутовского романа нам с режиссёром и драматургом показался тоже весьма интересным.

В общем, черкесский театр взялся за работу с энтузиазмом и, как бурлак, потянул новое судно под названием «Сандро» в большой водоём театрального искусства.

По диагонали

Легко ставить спектакли, когда есть театр, то есть свой дом, куда можно пригласить гостей. Но когда нет дома, нет хотя бы единственной театральной сцены с акустикой, с кулисами, с падающим занавесом, кочевание по чужим сценам становится ужасно утомительным делом. Идешь не вверх, не вниз, не параллельно, не в перпендикуляр, а по диагонали.

По плану черкесский театр ставит в год 2 взрослых спектакля и 1 детский. Однако, даже выбрав пьесу, поставить его становится делом сложным. Играть приходится везде, где есть сцены, будь то презентационные, актовые и концертные залы и даже залы в детсадах. Спектакли в основном рассчитаны на адыгоязычного зрителя, но вот детские новогодние сказки идут на русском языке – ведь в детский сад ходят малыши всех национальностей, и все они хотят увидеть сказку.

И все же одна из главных задач черкесского театра как ведущего культурного флагмана – донести до своей национальной аудитории в КЧР, Адыгее и Кабардино-Балкарии всё богатство, оттенки, образность родного языка, облачённого в театрально-художественную форму. При этом целевая аудитория у театра – разновозрастная.

– Конечно, молодой зритель более мобильный и восприимчивый, – говорит Дина Акова. – Поэтому есть у всех нас заповедная мечта – попасть новой постановкой в культурный нерв юного зрителя настолько, чтобы он страстно захотел стать актером, отучился, пришел бы в нашу труппу…

Что ж, вполне возможно, что Шамиль Шебзухов, студент колледжа культуры и искусств им. А. А. Даурова, исполнивший роль Сандро, в свое время решил стать актером после очередного спектакля черкесского театра.

Режиссерская символика

Театр им. М. О. Акова в последние годы работал со многими известными режиссерами. Это Микаэл Базоркин из Ингушетии, Энвер Нагоев и Тимур Исупов из Адыгеи, Эльдар Агачев из КЧР, Вячеслав Бродянский, узбекско-израильский режиссер, и режиссер из КБР Андзор Емкуж, который поставил в черкесском театре около 10 спектаклей, большой профессионал, преданный своему делу, креативный и авангардный во многом.

Может, поэтому театр пригласил именно Емкужа для постановки комедии, состоящей из отдельных фрагментов, объединенных общей сюжетной линией о похождениях молодого повесы Сандро. Ведь, как показали опросы черкесского театра, зритель охотней идет на веселые и смешные спектакли, объясняя свой выбор желанием расслабиться, а не нагружать голову новыми проблемами. Но когда спектакль несет сразу обе функции – тут выстрел дуплетом в яблочко.

Все театры для создания яркого эмоционального фона используют всевозможные вспомогательные средства – музыку, песни, танцы, игру света и теней… Но главным вспомогательным средством считаются декорации. И Андзор Емкуж, мастер сценической символики, наполняет каждую декорацию множеством смыслов. Хотя сам видит в этом не свободу выбора, а суровую необходимость, когда приходится быть хитрым на выдумки.

– Главная проблема всех театров Карачаево-Черкесии – это отсутствие театра как такового. Больно видеть, что артисты проводят репетиции в подсобных помещениях, подвалах, словом, где придется, – говорит режиссер. – Естественно, мне, как приглашенному режиссеру, хотелось бы работать в театрах со своими полноценными цехами – костюмерным, пошивочным, реквизиторским, декорационным. За отсутствием вышесказанного приходится искать все способы решения ситуации, но на самом деле эти поиски не развивают, а распыляют режиссера.

Однако надо иметь талант Андзора Емкужа, чтобы смысл большого романа подать в нескольких минималистических декорациях. К слову, я очень люблю читать сценическую символику, которая при полном незнании языка помогает понять все режиссерские посылы.

Первая декорация спектакля «Сандро» – это сплетенная из прутьев изгородь, которая явно символизирует переплетение жизни, судеб, коллизий. Плетень сух и стар, как и все проблемы человечества, но из этой сухой изгороди растут колосья пшеницы, как неизменное обновление и торжество жизни.

Напротив – одинокий столб, на котором висит не фонарь, а абажур, символ домашнего уюта, покоя, очага, к которому любому человеку хочется возвращаться.

Но самая интересная деталь – это колесо, своеобразная аллегория неизменного движения жизни вперед. Любопытно, что колесо одно, а не два. Два колеса с определенного ракурса дают цифру 8, знак бесконечности. То есть, признавая за жизнью её динамическое движение, Андзор лишает её атрибутов бесконечности. Это очень правильно…

Нет маленьких ролей

В черкесской труппе порядка 30 актеров. В спектакле же «Сандро» было задействовано 7 артистов. Главную роль – повесы Сандро – сыграл, как я уже сказала, Шамиль Шебзухов.

– Шамиль настолько предан театральному искусству, что просто вызывает у нас восторг, – говорит Дина Акова. – Он играет в нашем театре не в первый раз, и мы видим, как на глазах растет его мастерство, как свободней он чувствует себя на сцене. В этот раз он раскрылся с совершенно новой стороны, и мы уверены, если Шамиль посвятит себя профессии, у него большое актерское будущее. У него хорошо получается играть как на черкесском, так и на русском языках, ему одинаково свободно даются драматические и комедийные роли. И главное – он чувствует зал.

К слову, зрительный зал тоже был в абсолютном восторге от спектакля. Во-первых, зритель услышал чистый, красивый, высокохудожественный адыгский язык. Во-вторых, драматург и режиссер дополнили сюжетную канву спектакля старинными традициями, например, похищением невесты, и всё это щедро присыпали шутками и смешными репликами.

– Чудесный спектакль, мы с мамой очень хорошо отдохнули, так как обе соскучились по театру, – поделилась провизор Алина Шевхужева из Черкесска. – Спектакль живой, весёлый, остроумный. Хотя честно признаюсь, некоторые слова я не понимала, а спрашивать маму во время представления не хотелось. После спектакля «Сандро» я твёрдо решила хорошенько подучить язык, чтобы не подводить театр, который так старается для родного народа, учит нас, развивает, расширяет наш кругозор.

То, что черкесский театр имени Акова ведёт великую просветительскую, образовательную, культурную и воспитательную работу (как и все театры республики и страны), – факт очевидный.

А значит, театр, один из самых древних видов искусства, будет жить хотя бы потому, что он нужен людям. И будет ставить яркие динамичные спектакли, одним из которых является весёлый и остроумный «Сандро».

Факт

В настоящее время Черкесский драматический театр имени М. О. Акова активно гастролирует, принимает участие в театральных фестивалях. В репертуаре театра много постановок для детей и молодежи, такие как «Зов Дракона», «Приключения пингвинов», «Великан и украденный огонь», «Кикимора и ее друзья». Артисты драматического театра организуют благотворительные показы для людей с ограниченными возможностями здоровья и детей-сирот.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
Дина Акова драматург курьер муз Минкультуры КЧР режиссер-постановщик Республиканский колледж культуры и искусств им. А. Даурова спектакль спектакль "Сандро" театр театральная постановка театральное искусство Черкесский драматический театр им. М. Акова черкесский драмтеатр