День республики № 99 от 31.08.2024

Возрождение наследия предков

Как в Ингушетии обучают реставраторов древних башен

11 сентября в 15:01
4 просмотра
Мастер-реставратор Рамзан Султыгов
Мастер-реставратор Рамзан Султыгов
Источник — Фото Дени Темурзиева

Ингушетия – край величественных башен, которые стали символами этой земли. Много лет они стояли немыми свидетелями истории и стражами горных перевалов. Однако время и стихии не щадят даже такие прочные сооружения, и сегодня эти каменные исполины требуют нашей заботы.

В республике решили не просто восстанавливать древние башни, но и возрождать забытое искусство реставрации. И в этом деле ключевую роль играет школа «Наследие», расположенная в заброшенном горном селе Пуй, где сохранился один из самых крупных и живописных башенных комплексов Ингушетии. Здесь, среди древних стен, студенты-каменщики получают знания и навыки, необходимые для восстановления культурного наследия региона.

Разумеется, в таком деле огромное значение имеет опыт наставника, передающего своё мастерство молодым специалистам. Рамзан Султыгов – мастер-реставратор с огромным опытом работы в Испании. Он уже более 25 лет занимается восстановлением каменных замковых сооружений. Теперь Рамзан передаёт свои знания студентам школы «Наследие». Под его руководством они осваивают азы профессии, необходимые реставраторам высокого уровня.

Начало большого пути

Идея создания школы «Наследие» зародилась относительно недавно, в конце прошлого года. Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов и предприниматель Микаил Гуцериев выступили инициаторами её открытия. Именно Рамзан Султыгов был приглашён после обсуждения для открытия школы.

– Когда мне предложили несколько башенных комплексов для восстановления, я выбрал Пуй, так как женщина, которая заставила полюбить родину, была из этого башенного комплекса. Моя бабушка по матери научила меня любить Родину. Я возвращаю долг, часть долга», – отметил он.

Хранители традиций

На базе, расположенной в живописном месте, молодые мастера постигают основы работы с камнем. Они изучают общие законы реставрации, учатся технике безопасности и оказанию первой медицинской помощи. Но кроме практических навыков, они также получают знания по истории края, археологии, геологии и другим дисциплинам, которые помогают лучше понять особенности работы с историческими памятниками.

На базе также живут учёные, археологи и скульптор-художник, который рисует камни для будущих работ. Здесь царит атмосфера взаимоуважения и понимания, что делает процесс обучения ещё более ценным. Реставраторов здесь обучают по уникальной методике: темы религии, политики и спорта запрещены, поскольку они могут вызвать разногласия между учениками и сотрудниками, исповедующими разные религии или придерживающимися разных политических взглядов. Дискуссии по ним недопустимы. Нарушение табу ведёт к строгому предупреждению, а затем – к исключению из школы. Так в суровых условиях и интересной творческой атмосфере рождается мастерство реставратора.

Зубила и молоток

Метод обучения в школе по обработке камня и дерева идёт по принципу сухой кладки. Ученики строят сооружения без использования раствора, так что камни держатся за счёт собственного веса. Эта техника требует от мастера особых навыков и точности, ведь качество строительства напрямую зависит от его умений. Единственные инструменты, которые можно использовать при обучении – это зубила и молоток. Прежде чем стать учеником, кандидат должен пройти собеседование – своеобразный психологический тест. Это простой диалог продолжительностью от 30 до 40 минут, в ходе которого становится ясно, станет ли этот человек реставратором или нет.

В настоящее время обучаются только местные жители. В будущем, возможно, будут набирать учеников и из других мест, однако в первую очередь необходимо обеспечить обучение местных жителей.

Есть строгое правило: в одном наборе не может быть двух человек из одного рода (тейпа). Это сделано для того, чтобы как можно больше родов получили своих мастеров.

«Мы восстанавливаем не только башни, мы восстанавливаем саму профессию – это девиз нашей школы», – рассказал Султыгов.

Обучение бесплатное, стипендия составляет 80 тыс. рублей в месяц, также предоставляется бесплатное питание и проживание. Особенностью этой школы также является упор на развитие и поддержание семейных ценностей. Именно это помогает учащимся содержать свои семьи даже во время обучения.

Сохраняя историю поэтапно

Родовые башни – это не просто сооружения, а настоящие символы истории и культуры. В них отражается дух времени и связь поколений. Сейчас идёт реставрация башен Пугоевых, из которых вышли свыше 20 фамилий. Рамзан рассказал о процессе реставрации: «В самую первую очередь, прежде чем приступить к реставрации, мы собрали старейшин из тейпа Пугоевых. Те, которые отвечают за башни, дали нам своё благословение, и после этого мы начали работу».

Для восстановления башен используются старые фотографии и зарисовки. Работа с архивами заняла более 4 месяцев. Этнография в Ингушетии развита слабо, поэтому реставраторам пришлось самостоятельно искать материалы. Они нашли фотографии и старые зарисовки в архивах России и зарубежья. По этим материалам восстанавливаются все детали башен.

Проект включает в себя реставрацию шести башен. Его цель – не только сохранить историческое наследие, но и помочь решить кадровые вопросы. Планируется выпустить 500 учеников, которые смогут применить свои навыки в восстановлении других архитектурных памятников.

Мечеть в Эгикале

Реставрация каменной мечети в Эгикале – это масштабный проект, который требовал много времени и сил. Он был непростым, но благодаря поддержке волонтёров со всей республики работа шла быстрее и легче. В этом проекте приняли участие около 6 тысяч добровольцев разных возрастов. Для многих из них это событие стало важным моментом в жизни, вызывающим сильные эмоции.

«Даже пожилые люди старше 90 лет стремились внести свой вклад в восстановление мечети. Им отправляли небольшие камни, а они их чистили и возвращали обратно, чтобы мы могли положить их на историческое место», – отметил Рамзан Султыгов.

Масштаб проекта требовал от организаторов дополнительных усилий по координации работы большого количества участников. Каждому приходилось объяснять, что нужно делать, а это создавало дополнительную психологическую нагрузку на руководителей работ. Из-за большого объёма задач мечеть стала самым тяжёлым объектом для восстановления в жизни реставратора.

Башня – не просто сооружение из камней

Разрушение башен происходит очень быстро и не поддаётся контролю, поэтому состояние 80% ингушских башен можно назвать критическим.

Время, которое потребуется для восстановления объекта, зависит от степени повреждения. Если разрушена только небольшая часть башни, работы займут несколько недель. В случае более серьёзных повреждений восстановление может потребовать несколько месяцев. Процесс идёт медленно, но это единственный способ спасти башни.

Профессия камнелома имеет богатую историю и глубокие корни, и школа стремится сохранить и приумножить её наследие. Ученики, которые освоят древние приёмы и техники обработки камня, смогут не только отреставрировать башни, но и передать следующим поколениям бесценное знание и ощущение от работы с материалом. Именно так, сохраняя наследие предков, мы сохраняем свою идентичность и культурную память.

Ведь башня – это не просто сооружение из камней. Это символ стойкости, мужества и непоколебимости. Это связь поколений, которая передаётся от отца к сыну, от деда к внуку. И именно мы, современное поколение, ответственны за то, чтобы эта связь не оборвалась.

Лиза АРСАМАКОВА,
Интернет-газета «Ингушетия».

Поделиться
в соцсетях
Ингушетия Интернет-газета "Ингушетия" история культурное наследие мастер-реставратор Пресса Кавказа Рамзан Султыгов ремонтно-реставрационные работы традиции