Центр «Э»: противостояние
За 2023 год в КЧР было выявлено 15 преступлений экстремистской направленности и 27 - террористического характера
Еще каких-то 15 лет назад обстановка в нашей республике, как и во многих других регионах СКФО, была непростой.
Об этом хорошо помнит начальник Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по СКФО Аубекир Ешеров.
– В начале двухтысячных наблюдалась активная фаза экстремисткой деятельности, подпольная деятельность набирала обороты, – рассказывает Аубекир Газраильевич. – В 2003 году на территории Северного Кавказа было совершено 1232 преступления экстремистской и террористической направленности, убито 373 сотрудника правоохранительных органов, от действий бандформирований погибло 350 человек.
Нападение на сотрудников полиции, взрывы жилых домов в Москве, Волгодонске, трагедия в Беслане… Обстановка была крайне сложной, в стране повсеместно создавались Центры по противодействию экстремизму. В сентябре 2008 года такой центр был создан и в КЧР.
– Главной нашей задачей было противодействие экстремизму и совместно с другими правоохранительными органами – борьба с терроризмом. А также профилактика, пресечение, предотвращение преступлений террористической, экстремистской направленности, – говорит и. о. начальника ЦПЭ МВД России по КЧР Эльдар Багов.
Костяк нового ведомства – Центра по противодействию экстремизму – составили сотрудники бывшего Управления по борьбе с организованной преступностью. Бороться с преступными группировками было тем сложнее, что бандиты очень хорошо маскировались и не вызывали подозрений. Уже в первые годы в центре была налажена серьезная аналитическая работа, создана база данных о преступных группировках, осуществляющих свою деятельность на территории КЧР. В результате несколько серьезных преступлений удалось предотвратить еще на стадии подготовки.
– При очередном выезде на убийство сотрудника полиции в одном из районов КЧР было установлено несколько лиц, которые вызывали подозрение. Разбившись на группы, мы начали отрабатывать их местонахождение, круг связей, друзей, родственников, – рассказывает Александр, сотрудник ЦПЭ. – Одного из этих подозреваемых все: учителя, друзья, соседи – характеризовали как очень доброго, порядочного, спокойного человека. У правоохранительных органов было то же самое – никогда нигде не «светился», закон не нарушал, окончил университет. А вскоре мы обнаружили видеосъемки, которые вела банда: оказалось, что именно этот тихий человек был главарем банды, которая ликвидировала многих сотрудников полиции.
Его задержали, все члены банды понесли заслуженное наказание. А вскоре сотрудники Центра по противодействию экстремизму совместно с ФСБ России задержали троих жителей села Дружба, подозреваемых в участии в незаконном вооруженном формировании.
– Было установлено, что задержанные входили в состав бандгруппы религиозно-экстремистской направленности. Они планировали убийства сотрудников Центра «Э», территориального управления ФСБ России и отряда особого назначения МВД по Карачаево-Черкесии, – рассказывает и. о. начальника ЦПЭ МВД России по КЧР Эльдар Багов. – Они вели наблюдение, производили видеосъемку сотрудников правоохранительных органов, их служебных автомобилей и зданий.
В результате в республике прошла целая череда судебных процессов. Порою на скамье подсудимых оказывалось несколько десятков человек, целые группировки. По официальным данным, только за 2011 год в ходе спецмероприятий сотрудниками МВД в Карачаево-Черкесии было уничтожено 14 и задержано 25 участников незаконных вооруженных формирований, ликвидировано 6 бандитских групп. Обнаружено 5 схронов, изъято большое количество оружия и боеприпасов.
К сожалению, среди жителей Карачаево-Черкесии распространено мнение, что часто сотрудники центра задерживают ни в чем не повинных людей, которые и муху-то обидеть не могут. Однако под овечьей шкурой зачастую скрываются самые настоящие волки. На Северном Кавказе действовали пособники разнообразных амиров – терроризм зачастую одевается в религиозные одежды, а под маской проповедников скрываются обыкновенные бандиты. В 2016 году была получена оперативная информация, что на территории КЧР осуществляет незаконную деятельность ячейка международной террористической организации ИГИЛ (запрещена в РФ), которую основал житель республики.
– Его мусульманское имя – Абдулла. Русский по национальности, принял ислам. Через Интернет связался с эмиссарами ИГИЛ, которые находятся за пределами РФ, после чего создал ячейку, в которую вошли 8 жителей республики, – рассказывает Александр, сотрудник ЦПЭ. – Одной из участниц данной группы была девушка, которая, как и лидер, была русской, приняла ислам, стала придерживаться экстремистских взглядов. По имеющимся оперативным данным, которые впоследствии подтвердились, ее готовили на роль террористки-смертницы для совершения теракта в Черкесске. Группа была задержана, ее участники осуждены.
– Этим и опасны такие законспирированные ячейки – они ведут обычный образ жизни, ни с кем не скандалят, нигде не показываются. Но в определенный момент они выходят и совершают теракт, – говорит Аубекир Ешеров.
К сожалению, мир в республике достался дорогой ценой. За 10 лет от рук бандитов погибло пять сотрудников центра: Пилял Лепшоков, Джандар Топраев, Алибек Уракчиев, Султан Узденов, Алишер Садыков. Сегодня в честь погибших сотрудников названы школы, улицы городов и сел Карачаево-Черкесии. А во дворе центра стоит скромный обелиск погибшим друзьям, построенный на средства сотрудников.
С началом спецоперации на Украине у сотрудников ЦПЭ работы прибавилось. Метод, который наши враги используют, чтобы разрушить Россию как государство, куда эффективнее, нежели оружие массового поражения или новейшие военно-технические разработки. Главное оружие – информационная война, на которую ежегодно тратятся миллионы долларов.
– Фейки, направленные против спецоперации на Украине, – это спланированные информационные атаки, война без правил, в которой нет никаких ограничений, никаких моральных и этических принципов. Основная цель – дестабилизировать общественно-политическую обстановку в России, – уверена психолог Олеся Охрименко.
– Развязанная кампания против России, которая, в сущности, никогда не прекращалась, нацелена на то, чтобы изнутри разрушить те устои, которые веками формировались в российском обществе, сформировать негативное отношение граждан к своей родной стране, к вооруженным силам, к главе государства, органам власти, – считает начальник отдела № 6 ЦПЭ Ислам Семенов. – В этой информационной войне принимают участие более шести тысяч IT-специалистов. Каждый день на создание и распространение фейков тратится до 24 миллионов долларов США.
Россия сражается танками, Киев – фейками. Соцсети превратились в орудие совершения преступлений, разжигания межнациональной розни, ненависти, экстремизма. Идет агрессивная вербовочная обработка наших граждан, прежде всего молодого поколения, по вовлечению его в диверсионно-террористическую и экстремистскую деятельность.
– Вербовщики находят психологический подход к каждому. Если вы придерживаетесь ислама, они подходят с религиозной точки зрения. Если политические взгляды не поддерживаете, они сразу с этой стороны давят, – объясняет Эльдар Багов. – Материальная составляющая – самый привлекательный момент, потому что молодежи всегда чего-то не хватает – машину хочется купить, квартиру, попутешествовать. Вербовщики предлагают деньги.
Контрпропагандой, информационным противоборством экстремистской идеологии в ЦПЭ МВД России по КЧР занимается специальный отдел № 6. Его сотрудники в круглосуточном режиме мониторят Интернет, все соцсети, чтобы выявлять контент, содержащий экстремистские материалы.
– За 2023 год в КЧР было выявлено 15 преступлений экстремисткой направленности и 27 – террористического характера. Для ограничения свободного доступа к таким материалам в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информации и массовых коммуникаций РФ нами было направлено 1114 материалов, – рассказывает начальник отдела Ислам Семенов. – В прокуратуру и Управление Роскомнадзора по КЧР было направлено 306 ссылок на материалы, содержащие фейковую и иную информацию, дискредитирующую Вооруженные Силы России. В настоящее время на контроль взято 213 интернет-ресурсов регионального и федерального значения.
Еще Черчилль говорил, что для успешного лечения болезни нет ничего важнее точного диагноза, а лучшим лечением является профилактика. В ЦПЭ работают на опережение – во всех образовательных учреждениях республики проводятся встречи, конференции, круглые столы.
– Мы пытаемся объяснить детям и подросткам, что, живя в нашей многонациональной республике, проблем экстремизма можно избежать исключительно хорошим, дружественным отношением друг к другу, – говорит сотрудник шестого отдела Ирина Пхешхова. – А студентам напоминаем об ответственности за распространение и изготовление экстремистских материалов.
Сегодня обстановка в КЧР более-менее стабильная. И в этом, без сомнения, немалая заслуга сотрудников Центра по противодействию экстремизму.
Справка
По данным МВД, за шесть месяцев 2024 года в России было совершено более 1,6 тысячи преступлений террористического характера – это самый высокий показатель в сравнении с аналогичными периодами последних 18 лет. Рекордным за последние шесть лет стало и количество преступлений экстремистской направленности. С января по июнь 2024 г. их зарегистрировано 819. С 2018 г. этот показатель не доходил и до 800 преступлений.
{{commentsCount}}
Комментариев нет