День республики № 101 от 05.09.2024

Попасть в прошлое без машины времени

У Красногорской сторожевой башни состоялся историко-этнографический фестиваль «Кавказский рубеж»

23 сентября в 12:57
7 просмотров
Казак рассказывает молодежи о традициях своего народа
Казак рассказывает молодежи о традициях своего народа
Источник — Фото Светланы ОСЕЦКОЙ

Как рассказал нам директор Карачаево-Черкесского государственного историко-культурного и природного музея-заповедника, чьим филиалом является Красногорская сторожевая башня, Ханафий Хасанов, организаторами фестиваля выступили региональное отделение Российского военно-исторического общества в КЧР и Министерство культуры КЧР при участии подведомственных учреждений: историко-культурного и природного музея-заповедника им. М. О. Байчоровой и Школы креативных индустрий КЧР.

Целями мероприятий такого формата являются патриотическое воспитание молодого поколения, сохранение традиционного культурно-исторического наследия России, развитие туристического потенциала республики.

Традиции и новаторство

В этот день двор Красногорской башни по замыслу организаторов превратился в своеобразный этнодвор, демонстрирующий быт и традиции местных коренных народов. Надо отдать должное устроителям: дворы были устроены достаточно реалистично.

Казачий двор ломился от самоваров, казанков и рушников, карачаевский двор был не только украшен национальной утварью – туда даже привели настоящих животных, в том числе красивого белого козла с огромными черными рогами.

Многие посетители праздника заволновались: не собираются ли хозяева двора, упаси Бог, зарезать прекрасное животное? Но волновались они напрасно. Красавцу-козлу была уготована роль театрального реквизита, его жизни ничего не угрожало, и гости праздника охотно фотографировались на его фоне.

Каждый двор стремился показать лучшее: национальным танцем «Кафа» порадовали устроители черкесского двора, также они поведали собравшимся о традиции аталычества; легенду о неуемном охотнике Бийнегере рассказали карачаевцы; абазины предложили вниманию гостей обычай выбора ребенком своего будущего поприща; ногайцы показали обряд приема в дом молодой невестки. Одновременно актеры и мастера традиционных ремесел демонстрировали свои мастерские и секреты изготовления старинной утвари, дошедшие до нас из глубины веков.

Расул Лайпанов, вокалист отдела культуры Карачаевского городского округа, приехал сюда со своим коллективом «Алибек» для исполнения народной песни «Джандар». По его мнению, без песни нет и не может быть никакого праздника.

Воссоздать историю

Особыми гостями фестиваля, внесшими в праздник свежую живую струю, стали историки-реконструкторы из соседних регионов, достоверно восстанавливающие оружие, одежду, экипировку представителей разных народов. Александр Кило из Невинномысска, глава реконструкторского клуба «Княжья воля», увлекается исторической реконструкцией с 18 лет. А как иначе? С юности он мечтал биться на мечах, обожал книги о рыцарях и героях, с удовольствием читал писателя-историка Василия Яна про татаро-монгольское иго и Золотую Орду. В итоге увлечение способствовало тому, что Александр, музыкант по образованию, выучился ковке, научился у коллеги по увлечению Александра Слепова плетению кольчуг и сам изготовил для себя более прочное снаряжение. По его мнению, их «вооружение» является идентичным оригиналу на 85%, при этом, так как современная металлообработка и сталь гораздо лучше средневековых, их доспехи прочнее и качественнее. Однако изготовить шлем методом ковки просто, а вот сделать его по-средневековому «заклепанным в потай», чтобы были видны стыки, – куда сложнее, тем не менее, этот метод куда точнее воссоздает прошлое.

Общий вес доспеха княжеского дружинника – около двадцати пяти килограммов, и когда Александр надел его в первый раз, показалось нелегко, хоть вес и был распределен по телу. Со временем, однако, привыкаешь, говорит Александр, доспех становится как вторая кожа. А вот кольчуга полегче, но, в отличие от доспехов, она защищает только от режущих, а не от колющих ударов. Стоимость таких доспехов была немалой: боевой доспех дружинника стоил как хороший конь.

Фишкой фестиваля стала презентация реконструкции старинного вооружения.
Фишкой фестиваля стала презентация реконструкции старинного вооружения.

Рассказывая о смысле своего увлечения, реконструкторы ссылаются на то, что они увлечены изучением истории и популяризацией исторических знаний. И с ними трудно не согласиться: в рамках реконструкторского движения формируется и поддерживается интерес к истории, причем в яркой и оригинальной форме. Александр за минувшие годы, можно сказать, «на своей шкуре» постиг принципы ношения доспехов, методику их изготовления, опробовал несколько видов одежды, надевавшейся под доспех. Таким образом, он узнал о прошлом не в унылом режиме пассивного восприятия, а постиг его, реально воссоздавая образы прошлого. По мнению Александра Кило, в какой-то степени их занятие напоминает написание научного труда.

Ведь, чтобы сшить себе «средневековый» комплект одежды, приходится прочесть очень много книг известных археологов и историков. И самое интересное – именно погружение в историю. При этом, отметил Александр, возникает новый, своеобразный круг общения и социального пространства, которых так недостает в обыденной жизни. И не только. Современные российские реконструкторы, обосновывая свою социальную значимость, говорят о формировании патриотизма и популяризации традиционных ценностей. И разве это не так?

Поразить мишень

Игорь Альбертович Малик, историк и педагог дополнительного образования из Зеленокумска, и его супруга Марина Артёмовна – тоже увлечённые люди. Сюда, на праздник, они привезли несколько десятков изготовленных Игорем Альбертовичем луков. И от желающих попробовать себя в роли лучника не было отбоя.

Игорь Малик не только делает луки, он самостоятельно изготавливает доспехи и боевое вооружение, более того, для нас было шоком узнать, что даже роскошное платье супруги сшил тоже он сам!

На наш вопрос, что привлекает его в реконструкторском движении, Игорь Альбертович ответил, что массовая культура невольно формирует у человека интерес к истории. Невозможно быть современным человеком и не знать, кто такой Наполеон. Но если раньше существовали профессиональные историки и пассивные потребители исторического знания, то сегодня людей это не устраивает. Они сами хотят участвовать в конструировании прошлого, и историческая реконструкция служит одной из форм этой тенденции.

Увлечение супрега разделяет и Марина Артёмовна. По её мнению, историческую реконструкцию можно назвать уроком истории с глубоким погружением, и та радость приобщения к своему прошлому, которую получаешь, поистине бесценна.

Праздник удался

В рамках фестиваля свои работы показали и мастера чеканки монет и иных традиционных ремесел. Яркие выступления музыкантов, играющих на народных инструментах, съемки в исторических образах дополнили программу фестивального дня. Гостей также радовали выступления артистов и театрализованные постановки.

Справка

Общероссийская общественно-государственная организация «Российское военно-историческое общество» – добровольное объединение, основанное в 2012 году Указом Президента России Владимира Путина. Деятельность организации направлена на изучение и популяризацию военной истории России.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
2024 историко-этнографический фестиваль "Кавказский рубеж" Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник им. М. О. Байчоровой Красногорская сторожевая башня Культура КЧР народные художественные промыслы патриотическое воспитание патриотическое мероприятие реконструкция исторических событий станица Красногорская туризм Ханафий Хасанов Школа креативных индустрий