Хватит играть!
Родители ошибаются, пытаясь решить проблему запретами
Нельзя недооценивать игру в жизни ребенка, игра необходима ему для развития и социализации. Причем это касается не только малыша, но и подростка. Но что делать, если ребенок, всецело увлеченный играми, к примеру, начинает сдавать позиции в школе?
Как быть, если вам не нравится какая-то игра, в которую играет ваше чадо? Чаще всего первое, что приходит на ум, – запретить. Но это опасное заблуждение.
Обычно родители применяют тотальный запрет игр, когда видят, что ребенок начинает заваливать учебу. Им кажется, что вот он, корень зла: игра. Достаточно отобрать смартфон, планшет или компьютер, и сразу все наладится. Но это не так.
Во-первых, такое наказание (а ребенок воспримет это именно как наказание) сильно испортит отношения с родителями.
Во-вторых, вовсе не факт, что освободившееся от игр время ваше чадо потратит именно на учебу (как правило, родители много работают и потому не имеют возможности контролировать, что делает дома ребенок до их прихода).
А в-третьих, ребенок все равно будет играть, выпрашивая гаджеты у сверстников – и попадая тем самым в зависимость от них. То есть вместо одной проблемы мы получаем несколько других, да и первая проблема может не решиться.
Вместо тотального запрета нужно вводить ограничения. Надо разговаривать с ребенком так, чтобы он сам осознал: у него есть проблема, и ее необходимо решать. Нужно выдвигать разные варианты решения и обсуждать их. Например, ввести условие: ты играешь, но время на игру выделяется не до выполнения уроков, как было раньше, а после. Тогда ребенок, помимо всего прочего, получает важнейший опыт преодоления своих проблем.
Бывает так, что родителям не нравится какая-то игра, в которую играет ребенок (это чаще касается видеоигр): «Нет, чтобы поиграть во что-то полезное, обучающее, развивающее – непременно нужно в тупую стрелялку, которая ни уму, ни сердцу пользы не приносит?» Вывод: запретить!
Но родители не учитывают, что ребенок может играть в такие игры потому, что они популярны среди его сверстников, и, чтобы ощущать себя в их среде своим, равным, ему нужно, как сейчас говорят, «быть в тренде». Если запретить ребенку такую игру, он почувствует себя ущемленным, у него могут возникнуть трудности в отношениях с другими детьми. Над ним могут посмеиваться: всем можно, а ему – нельзя; его могут свысока жалеть, его могут презирать: он несовременный, с ним и поговорить не о чем (потому что такие дети ни о чем, кроме любимых игр, говорить не умеют). И опять же, он может попасть в зависимость от сверстников, которые будут давать ему поиграть на своих гаджетах.
Естественно, если такое происходит, это значит, что есть серьезная проблема – зависимость ребенка от значимого для него детского коллектива. Ситуация с игрой лишь обнажает такую зависимость, но сама зависимость сложилась не из-за игры, а по другим причинам. Возможно, дома ребенку уделяют недостаточно внимания, возможно, ему вообще трудно выстраивать отношения с окружающими. В любом случае эту проблему приходится решать, и, скорее всего, с помощью специалиста – детского психолога.
Как же правильно реагировать на игры, которые нам не нравятся? Не запрещать, но обсуждать. Причем обсуждать не в том ключе, что «это все вредная ерунда», а иначе. Можно попросить ребенка рассказать об этой игре, что ему так нравится в ней. Можно сесть рядом и посмотреть, как он играет, попросить прокомментировать игровую ситуацию и свои действия. И тогда уже можно поделиться своими впечатлениями, сказать, что именно вам тут не нравится (и теперь это будет предметная критика). В таком разговоре вокруг игры можно понять, что для ребенка важнее – эта игра как таковая или потребность быть принятым в среде сверстников.
Далее, не запрещая эту игру, можно предложить альтернативу. «А давай поиграем еще и в это? И в это…» Может быть, ребенок сам предложит, во что еще можно поиграть. А может быть, именно вы предложите – если разбираетесь в таких играх. Тут, кстати, очень ценными могут оказаться советы ваших друзей, чьи дети постарше вашего ребенка и знают намного больше игр. Это вообще универсальный принцип: осуждая одно, предлагай другое. Если говоришь ребенку, что вот это плохо, покажи, что хорошо. А чтобы показать, родителям нужно знать, что будет интересно их чаду.
Ну а высший пилотаж – это предложить ребенку самостоятельно разработать игру (не компьютерную, конечно, а настольную или подвижную). Например, какую-то бродилку, где есть карта местности, есть фишки, кубики, есть сюжет, есть правила, как ходить. Такую игру можно придумать, и чтобы самим играть, и в подарок друзьям или младшим детям.
А поскольку такая разработка – это творчество, то она может увлечь ребенка ничуть не меньше, чем те видеоигры, от которых он раньше был без ума.
{{commentsCount}}
Комментариев нет